UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОБРОЕ ИМЯ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА — САМЫЙ ЦЕННЫЙ ТОВАР

Интервью генерального директора Международного института менеджмента (МИМ-Киев) Богдана Будзана - У вас за плечами Киевский политехнический, кандидатская степень, опыт работы в Институте электросварки им...

Автор: Леонид Ефимов

Интервью генерального директора Международного института менеджмента (МИМ-Киев) Богдана Будзана

- У вас за плечами Киевский политехнический, кандидатская степень, опыт работы в Институте электросварки им. Е.О.Патона, Кабинете министров Украины и Международном фонде «Відродження». Вы обучались в Лондонской и Гарвардской школах бизнеса, имеете деловые связи на территории от Соединенных Штатов до Гонконга, встречались с президентами и премьерами государств, руководителем Всемирного банка. Явно имея в виду вашу работоспособность и, я бы сказал, жадный интерес к глобальным переменам в мире, американский менеджер Джордж Лодж назвал вас «фантастическим человеком».

- Спасибо на добром слове, но мне одинаково неудобно и соглашаться с вами, и возражать вам. Недаром говорят, что ложная скромность - обратная сторона нескромности, являющейся одной из форм самолюбования. Что же касается выражения «фантастический человек», то отнесем это за счет темперамента уважаемого профессора и обычая американцев не отзываться плохо о людях: либо - очень хорошо, либо - «без комментариев». А деловых встреч, связанных с характером моей работы, у меня действительно было много.

- Почему же возглавляемый вами институт имеет статус международного? Насколько я понимаю, он работает на Украину?

- Еще сравнительно недавно - каких-нибудь несколько десятков лет тому назад - трудно было себе представить, какой станет наша планета на рубеже XXI века. Образовался единый мировой рынок, вне которого ни одно государство существовать не может. Отсюда и необходимость в широких международных связях. А благодаря современной авиации, электронным средствам коммуникации контакты деловых людей и обмены бизнесовым опытом значительно облегчились.

Что касается нашего института, то мы готовим менеджеров, способных действовать в современных условиях.

Еще сравнительно недавно слово «менеджер» воспринималось у нас как безусловный признак чужой нам социальной системы. Так же, как и слова «бизнес», «конкуренция», «банкротство». Перефразируя сера Уинстона Черчилля, можно сказать, что рынок - не наилучший способ хозяйствования, но лучшего человечество пока еще не придумало. И, пытаясь отказаться от прежней формации, мы болезненно «примеряем» те экономические категории, от которых раньше всячески открещивались.

- Менеджеры ведь были у нас и раньше. Они назывались лишь иначе - «красными директорами» или управляющими...

- Тут дело не в названиях, а в том, что они работали в принципиально иной среде. Централизация экономики в Советском Союзе, как известно, достигала абсурда. В номенклатуре Госплана числилось тогда более двадцати тысяч наименований - от спичек до самолетов. То есть, каждый директор был полностью оторван от реального спроса на свою продукцию, понятия не имел, что такое маркетинг, и выпускал изделия лишь по строгим предписаниям Москвы.

В то время, признаем, что у планового хозяйства были свои преимущества - можно было оперативно мобилизировать большие ресурсы в нужных направлениях, абсолютно исключались банкротства, гарантировался в основном сбыт продукции. А своевременной выплатой зарплаты бюджетникам и пенсий не должны были заниматься первые лица государства, преподнося ликвидацию задолженности по ним как великую победу в социальной политике.

Само же производство держалось на железном администрировании. Неповоротливые директора сначала находились под постоянным страхом репрессий по обвинению во вредительстве, а потом над ними висела постоянная угроза положить партбилет, получив вместо него другой билет -«волчий» без малейшей надежды устроиться на работу в соответствии со своей квалификацией.

Вполне естественно, что страна шла в тупик. По опубликованным данным где-то в шестидесятые-семидесятые годы производительность труда в Советском Союзе была втрое ниже, чем в США, а в сельском хозяйстве - в шесть раз ниже, чем в Канаде. Цифры привожу по памяти, но соотношение было именно таким.

- И все это - «его величество - рынок»?

- Да, но не стихийный. Каждая развитая страна сейчас, как известно, на рыночную стихию целиком не полагается. Здесь тоже действуют определенные рыночные регуляторы, которые значительно уменьшают риск кризиса перепроизводства и «великой депрессии» после него. В Федеративной Республике Германии, насколько мне известно, по крайней мере до последнего времени, на базовых направлениях планировалось распределение ресурсов между более и менее развитыми землями. Элементы плана применяются и в Японии, и во Франции.

На Западе не скрывают, что они кое-что позаимствовали у нашей системы, но работают там не под угрозой положить партбилет. Действуют лишь экономические рычаги.

- Таким образом, непредсказуемость рынка сейчас в значительной степени относительна?

- Одним из мифов, который был широко распространен в тогда еще общей нашей стране, сводился именно к тому, что капиталистическая система - это полная неуверенность в завтрашнем дне, а сами капиталисты только тем и занимаются, что выбрасываются с верхних этажей небоскребов. Да, банкротства у них случаются, но польза от них, как это жестоко ни звучит, несомненная. То есть работать плохо не просто аморально, но и опасно, и ни одна форма соцсоревнования, когда тот, кто имел плохие производственные показатели, побеждал того, кто имел еще худшие, конкуренцию заменить не смогла.

Впрочем, даже среди преуспевающих капиталистов деньги сами по себе не работают, ими нужно умело управлять, и вся рыночная экономика держится на высокопрофессиональных менеджерах.

Некоторые из них имеют международное имя и сами нанимают менеджеров.

Я не упоминаю тех «хрестоматийных» предпринимателей, которые получили миллионы в наследство и поэтому стали владельцами подлинных промышленных империй, таких как Форд или Дюпон. Назову лишь тех, которые пришли в большой бизнес без наличных стартовых капиталов, но сумели стать лидерами мировой экономики. Их называют еще «селфмейдменами», то есть людьми, которые «сделали сами себя».

По сообщению американского журнала «Тайм», который избирает человека года, в 1997-м остановились не на политике, спортсмене или кинозвезде, а назвали имя руководителя фирмы «Интел» Эндрю Гроува.

Он родился и жил в Венгрии и, спасаясь сорок лет тому назад от советских танков, появился в Америке без цента в кармане. Здесь закончил колледж, университет в Беркли и начал работать на электронную фирму. В это трудно поверить, но лишь одна корпорация, возглавляемая Эндрю Гроувом, производит 90% всех микропроцессоров, которые установлены на персональных компьютерах в мире. А микропроцессоры - это этапная технология в истории, подобно колесу, печатному станку, пару и электричеству.

Успех корпорации обеспечили выдающиеся инженерные способности и организаторский талант ее руководителя. Капитал «Интела» сейчас составляет более ста двадцати миллиардов долларов. Менеджеры такого уровня, как Гроув, в значительной мере обеспечивают общечеловеческий прогресс.

Сошлюсь на личность Ли Гун Хи - председателя южнокорейской группы «Самсунг», состояние которой тоже равняется почти ста миллиардам долларов. Это в свою очередь прямой результат управленческого таланта ее председателя.

Унаследовав от отца всего лишь небольшую компанию по торговле рисом, Ли Гун Хи осваивал азы предпринимательства в Токийском университете и премудрость менеджмента в университете Джорджа Вашингтона в США.

Как стратегическую цель Ли Гун Хи поставил перед собой глобализацию своего бизнеса.

Внимательно следя за изменениями на мировом рынке, он убедился в необходимости выработать новый стиль менеджмента. Естественно, имея в своем распоряжении отделения в шестидесяти странах, в которых работает более двухсотпятидесяти тысяч человек, председатель «Самсунга» не мог бы лично опекать не только каждого работника, но и каждое отделение. Поэтому свою основною идею он сформулировал так: «нужно менять все, кроме своей семьи, и начинать изменения с самого себя».

Отдавая преимущество качеству над количеством, он провозгласил переход к новому стилю управления с неслыханной ранее самостоятельностью своих подразделений и безграничной инициативой всех и каждого. Он понимал, что ценность свободы, собственно говоря, состоит в том, что она дает возможность не навязывать свою волю тому, кто проявляет свою собственную.

Сократив сеть дочерних предприятий, господин Ли создал по сути независимые от центрального офиса подгруппы по основным направлениям деятельности - электроники, машиностроения, автомобилестроения, химической индустрии и финансов.

Смелый эксперимент полностью оправдал себя, и хотя ни одна фирма в мире не застрахована от потрясений, «Самсунгу», судя по всему, банкротство не угрожает.

Важно подчеркнуть, что председатель призвал всех членов своей огромной «семьи» придерживаться высоких норм человеческой морали и этики, к повышению интеллекта каждого, к познанию и уважению порядков и обычаев в тех странах, где они работают. Я подробно сослался на этот пример, чтобы стало понятно: настоящий современный бизнес - это не только стремление к безграничному накоплению капитала, но и носитель высокой экономической культуры.

- Не романтизируете ли вы, Богдан Павлович, бизнес и бизнесменов? Ведь в книжке Петра Зрелова «Бизнесмены - 40 историй успеха» есть такие строки: «...бизнес в том виде, в котором он сейчас формируется, развивает потребности человека в материальном отношении, но не в духовном. В духовном, конечно, человек беднеет».

- Вопрос этот достаточно спорный. К тому же эта книжка вышла давно. Нынче картина значительно изменилась. В постиндустриальном обществе будущее не за теми, кто обогащается путем открытых авантюр и преступлений. Теперь преимущество у тех, кто способен к высокому уровню интеллектуальной деятельности, кто придерживается общечеловеческих ценностей и владеет гибкими методами управления.

Что же касается нашего отечественного капитализма, то, я бы сказал, что он не миновал еще «ковбойской» стадии (Джордж Сорос назвал его «диким») и не всегда преподносит нам примеры высокой морали и благородства. Психология быстрого благополучия настолько овладела некоторыми предпринимателями, что они не останавливаются даже перед физическим устранением конкурентов, не говоря уже о попытках обмануть партнеров.

Однако считаю это «болезнью роста». Она, как и все кризисные состояния в экономике, раньше или позже должна закончится и не только благодаря усилиям правоохранительных органов. Раньше или позже каждый наш предприниматель поймет, что доброе имя - это тоже товар, который имеет денежный эквивалент. Я знаю уже десятки украинских бизнесменов, стремящихся делать свой бизнес честно. Хочется верить, что и в нашем обиходе появится «слово джентльмена». Кто-то пошутил, что в развитых странах экономят деньги прежде всего на бумаге, ибо слово делового человека более надежно, чем всевозможные письменные договора, гарантии, векселя.

Одним словом, на Западе бизнесменов, как правило, не расстреливают по подъездам и не подкладывают бомбы в автомобили. Очень надеюсь, что со временем и наш капитализм полностью цивилизуется.

- И тогда...

- И тогда особая роль будет принадлежать корпусу менеджеров, хотя и сейчас эту роль преуменьшать не стоит. Ведь ни президенты, ни премьеры, наконец, ни парламентарии продукцию не вырабатывают и землю не пашут. Самые совершенные законы и постановления в области экономики не сработают, если их некому будет выполнять.

Заботясь об эффективном бизнесе, западные фирмы приглашают на работу несколько менеджеров экстра-класса, не останавливаясь перед любыми затратами. По данным журнала «Бизнес Уик», общая зарплата американского делового руководителя высшего ранга в прошлом году выросла на 54%, и это после тридцатипроцентного увеличения за год предыдущий. Наивысшая зарплата за год была у директора фирмы «Green Tree Financial» - $ 102.499.000, то есть по крайней мере в 500 раз больше, чем у Президента Соединенных Штатов.

Работают в фирмах и менеджеры среднего ранга, но каждый на своем участке отвечает своему назначению.

Менеджер, кроме технологии финансов, общего и хозяйственного права, деловой этики, должен хорошо разбираться и в человеческой психологии, а также во многих других вопросах, позволяющих ему стать лидером, за которым идут люди.

- A как обстоит дело у нас?

- За последние годы и в Украине наблюдается бурный рост школ бизнеса, управления, наконец, академий управления и менеджмента. Это адекватная реакция на реальные потребности общества. Ведь не случайно же в Европе, разрушенной войной, начинали именно с подготовки высококвалифицированных кадров для рыночной экономики. К сожалению, даже сейчас, когда миновало уже более шести лет со дня провозглашения Украиной независимости, у нас нет достаточного количества управленцев как в сфере государственного руководства, так и в сфере бизнеса. Именно поэтому, по моему мнению, в стране и не наступил экономический подъем, который давно декларируется. Вместо этого имеем упадок и беспорядок.

Да, как это ни прискорбно, украинский истеблишмент не имеет в большинстве случаев современной управленческой подготовки. Даже люди, которые находятся у штурвала государства, не изучали достаточно глубоко стратегический и финансовый менеджмент, маркетинг или эккаунтинг.

- Известно, что в нашей стране на руководящие должности часто приглашают по принципу знакомства и личной преданности. И когда снимают с работы «сюзерена», вслед за ним летят и все его «вассалы». Какую роль подобные принципы играют в западном мире ?

- Практически никакой! Как свидетельствует Питер Хеннеси в своей книжке «Уайтхолл», в Англии, например, по телефонным звонкам на работу не берут. Тут действует высшая независимая комиссия по государственной службе, и только она определяет, способен ли претендент работать в правительственных структурах. Если способен, то он получает своеобразный «сертификат компетентности».

В частном бизнесе дело обстоит несколько иначе. Тут для того, чтобы получить менеджерскую или какую-нибудь иную серьезную должность, нужно иметь письменную рекомендацию авторитетного лица, где тот, кто рекомендует, ставит свою подпись как гарантию деловых качеств рекомендованного и того, что он несет за него полную ответственность.

- Все же вернемся к сакраментальному вопросу: что уже делаем и что еще предстоит сделать?

- Я уже говорил, что количество учебных заведений, которые готовят управленцев, у нас все время растет. Но по ширине и глубине подготовки мы еще значительно отстаем от западной бизнесовой школы. Не хватает квалифицированных преподавателей, современных учебных программ и, наконец, современной учебной техники.

Условно учебные заведения для подготовки управленческих кадров высшего уровня, которые нам необходимы, можно разделить на две группы, каждая из которых имеет свое назначение.

Если ориентироваться на более-менее отдаленную перспективу, когда экономика в Украине стабилизируется, то тут трудно переоценить роль заведений типа классических университетов или специализированных вузов, где закладывается солидный фундамент знаний и профессий. Но сейчас, в период становления рынка, когда сложилась почти аварийная ситуация с кадровым обеспечением экономических преобразований, на первый план выходит задача переподготовки, переучивания и повышения квалификации уже наличных специалистов-управленцев.

Осознавая, что изменения, которые происходят в глобальном измерении, развитие современных технологий и новейших систем коммуникаций превращает мир в единое экономическое пространство, стремимся сделать все, чтобы наши выпускники были всесторонне подготовлены и вели диалог на равных с «акулами капитализма», как мы их раньше называли, а теперь считаем уважаемыми представителями деловых кругов.

Институт наш - МИМ-Киев - основан в 1989 году Институтом экономики Национальной Академии наук Украины и Международным институтом менеджмента (Женева). Ставим перед собой, я бы сказал, достаточно амбициозную цель - вырасти в перспективе в бизнесовую школу мирового уровня. Иначе не стоило бы мне и моим коллегам тратить много сил и времени на стажирование в Европе и США, принимать участие в международных семинарах.

Готовим магистров бизнес-администрации, срок обучения - один год на дневной форме и два года - на вечерней форме. Осуществляем и краткосрочные программы для высшего управленческого персонала, проводим научные исследования, выполняем консультационные проекты и готовим аспирантов как преподавательский резерв на будущее. Недавно совместно с американскими партнерами из Лайола Колледж (США) взяли на себя реализацию программы так называемых бизнес-инкубаторов в Украине.

Учебные программы МИМа разработаны с учетом лучших мировых методик. К преподаванию, кроме украинских ученых, привлекаем профессоров из США, Канады, Швейцарии, Германии, Англии и других стран.

Но как бы менеджер ни был «напакован» знаниями, они сами по себе всего не решают.

В современном развитом мире, интегрироваться в который стремится Украина, постоянно происходят изменения, причем с непрерывным ускорением. В основном под влиянием информационных технологий, впрочем, как и многих других причин, проявляющихся на рубеже нового столетия. Сами по себе эти изменения не являются самоцелью, скорее всего они результат процессов, которые происходят по законам мирового развития. Изменения могут быть позитивными факторами, которые стимулируют творческую мысль, обучение и рост в менеджменте. А могут и вносить разлад, быть угрожающими для организации и даже привести к ее разрушению. И позитивные изменения порой дают негативный эффект, если, разрабатывая стратегию деятельности организации, менеджеры забывают или просто неспособны предвидеть логику развития, которое всегда следует рассматривать как «смесь» возможностей и риска.

С учетом этого обстоятельства мы обучаем наших студентов (и сами учимся) лидерству, умению гибко управлять процессами в современной динамичной среде, непрерывно совершенствоваться (учеба через дело!).

Чрезвычайно важным считаем прививать своим слушателям и концептуальное (а не узкопрагматичное) видение бизнесовых ситуаций, мастерство работы с людьми. И в заключение приведу одну китайскую мудрость: если вы рассчитываете на один год - выращивайте рис; если на двадцать лет - посадите дерево; если на столетие - воспитывайте человека.