UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дмитрий Мельничук: «НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ РАДИ СИЮМИНУТНОЙ ВЫГОДЫ»

Утверждение о том, что маленькие дети - маленькие заботы, а большие - соответственно, давно уже стало аксиомой...

Автор: Светлана Короткова

Утверждение о том, что маленькие дети - маленькие заботы, а большие - соответственно, давно уже стало аксиомой. И кому же знать эту аксиому лучше, чем ректору, ведь каждый год он становится «отцом» около двух тысяч детей, которых ему и его команде предстоит сделать не только полноценными специалистами, но и, простите за «высокий штиль», полноценными гражданами. Накануне векового юбилея мы встретились с ректором Национального аграрного университета, членом-корреспондентом НАН Украины, академиком УААН Украины, доктором биологических наук Дмитрием Алексеевичем Мельничуком.

- Дмитрий Алексеевич, по моим подсчетам вы в университете пятнадцатый год, что происходило за это время в возглавляемом вами учебном заведении?

- Получилось так, что я работал на этой должности в очень интересное время, когда завершалась эпоха старой социальной формации, переходный этап и, наконец, новый этап. Кратко можно сказать так: за последние восемь лет основное внимание ректората и деканатов акцентировалось на познании тех образовательных стандартов, требований, приемов, которые необходимы для подготовки студентов для работы в условиях рыночной экономики. Трудности в том, что нужно было готовить не только студентов, но и преподавателей. Нужно было найти новые учебники и пособия, открыть много новых специализаций и кафедр, курсов, спецкурсов, надо было приглашать специалистов из-за рубежа. Благодаря тому, что мы этим занялись с самого начала, удалось удачно подобрать коллег дома и за рубежом. Будем считать, с этапом трансформации системы образования мы справились. Повторяю основной проблемой было переориентировать студентов и преподавателей.

- Ну, студенты - молодой, гибкий народ, им легче адаптироваться в новых условиях. А что касается коллектива преподавателей - вы не были жесткой метлой, которая отметает все старое, и как коллектив вас поддержал?

- Когда в ректорате раздавались призывы о переучивании всего профессорского состава, это воспринималось, прямо скажем, в штыки. Было очень нелегко, были даже обвинения типа «Ты продался капиталистам» и т.д. Но благодаря тому, что нам удалось подписать и работать по нескольким международным проектам, которые финансировались из различных международных источников и украинской диаспоры в Америке и Канаде, удалось показать западный мир более чем ста преподавателям нашего университета. Это только в Америке, а если взять еще Западную Европу… Все это позволило преодолеть период «шатания». А еще очень важно, что большое число студентов прошло стажировку за рубежом, только в Америке побывало более 300 человек. В Западной Европе, особенно на производственной практике - несколько тысяч. А что значит, когда такая масса народа видела совершенные, современные технологии? Жизнь заставила, преподаватели и студенты вынуждены были перестраиваться на новый лад, на новую систему образования и адаптироваться к ней. Наша система - советская, украинская, как угодно ее можно назвать - отличалась высоким уровнем базовой подготовки школьников и студентов, а имея хорошую подготовку, наши молодые люди, особенно знающие иностранные языки, очень быстро адаптировались к тем условиям и сдавали экзамены там, получая прекрасные характеристики. Многие думают - поехали, переписали там учебные планы, и хвастаются теперь, что они такие, как там. Ничего подобного. Лучшие стороны преподавания и вообще подготовки специалистов сохранены. Более того, наши иностранные коллеги признали это, они пишут, что базовая подготовка у нас действительно выше. А вот профессиональная, способность самостоятельной работы, умение смотреть на вещи более широко, это уже сложнее.

- Скажите, а кто из тех ребят, о которых мы говорили, стал членом преподавательского коллектива, руководителем крупных аграрных предприятий.

- Большая часть студентов, прошедших стажировку за границей, сегодня в бизнесе. Они работают в крупных фирмах, совместных предприятиях. Немногие - процентов 10-15, занялись преподавательской и научной работой. Это нормальное явление. Хотя мне, как ректору, жаль. Хотелось, чтобы их было побольше. О системе так называемого «дистанционного» обучения у нас сейчас еще мало говорят, но мне она известна - часто бываю за рубежом, и вижу, какие огромные деньги вкладывают иностранные государства в нее. Эта система позволит поставить качество образования на совершенно новый уровень. И нам нужно не отстать от этого. Понимаю, что у нас нет денег, нет людей в достаточной мере, но мы хотим быть в этом поезде.

- А как в этот поезд попасть?

-Конференцией, которая посвящается столетию, ставим этот вопрос. Учитывая хорошие отношения с рядом университетов мира, которые формируют этот поезд, будем надеяться, что мы туда попадем. И хочется верить, что наше государство, несмотря ни на какие трудности, поддержит нас.

- То есть речь идет о финансовом обеспечении?

- Да, о деньгах прежде всего, но и о кадрах.

- Но мне кажется, что кадры не особо задерживаются, потому что в бизнесе намного больше возможностей?

- Надеюсь, что на этой конференции эта тема раскроется, может быть, с необычной для многих стороны. Потому что многие люди, слыша про дистанционное образование, ассоциируют его с заочным, или чем-то в этом роде. А речь идет о совершенно новом методическом уровне подготовки специалистов, который позволит гарантировать, что преподавание зависит не от одного человека, а от лучших преподавателей в мире. Лекцию не должен читать кто угодно. Например, есть у нас 20 сельскохозяйственных вузов, есть 20 кафедр экономики сельского хозяйства. Там читают лекции, кто удачно, а кто не очень. Так почему студент должен слушать того, кто не очень?

- Ох, Дмитрий Алексеевич, сколько камней полетит в вашу сторону, куда же девать целую армию преподавателей, ведь огромное количество людей останется за бортом?

- Не будем пугать тем, что они останутся за бортом. Повторяю, мы должны попасть в этот поезд. А что касается остальных, у нас куча работы, которую почему-то никто не хочет делать.

- Кто вас поддерживает в этом?

- Думаю, что это круг национальных университетов, каждый из них стремится к чему-то. Кто в большей мере, кто в меньшей. Не скажу, что никто больше об этом не думает. Все чувствуют - сегодня уходят в прошлое времена, когда приходил в картотеку, шевелил карточки, находил нужный журнал или учебник, тебе его приносили, и ты пошел домой. Наступает новая эра - компьютеризации. В связи с развитием Интернета полностью меняется система информационного обеспечения.

- Наш интерес к тому, чтобы попасть в мировую обойму, понятен. А каков интерес Запада, партнеров, работающих с нами сегодня. Что для себя они вынесли из работы здесь?

- Наша сегодняшняя экономическая бедность вовсе не означает бедность интеллектуальную. У нас много разработок - научных, конструкторских и т.д., и наша система образования представляет интерес для тех людей, которые постоянно ищут что-то новое и хорошее. Это одна сторона. Вторая -то, что ввиду исчезнувших границ между двумя формациями, решение этого вопроса может быть только на глобальном уровне. Сегодня уже нельзя смотреть на мир с точки зрения выгоды одного какого-то блока, нужно думать шире, потому что эта проблема нарастания дефицита питания в расчете на душу населения очень серьезна. С каждым годом доля пищевых продуктов все ниже и ниже. И если к третьему тысячелетию мы не придумаем, как накормить людей, это грозит большими катаклизмами. Можно для примера взять экологические проблемы - тотальное потепление климата, проблемы ядерной энергетики и т.д. Например, в одной стране нормальная экология, зато соседи не очень за этим следят. Что получается? Подул ветер, вода перетекла - и все. Сегодня нужно думать о том, чтобы на свете было как можно больше умных людей. Недаром мы называем свою конференцию «Глобализация высшего аграрного образования». Эта тематика сегодня очень важна для очень многих людей.

- Но у вас конференция все-таки аграрная?

- Конечно. Каждый должен делать хорошо свое дело.

- Насколько я знаю, в университете сейчас 14 факультетов. Я понимаю, что они все для вас как родные дети. Но какие самые престижные и популярные? Где больше перспектив у сегодняшней молодежи?

- Скажу так - есть модные, а есть вечные. Что касается первого, таковыми являются блок экономических или, можно сказать, рыночных наук: менеджмент, финансы, экономика, аудит и т.д. В то время, когда я был студентом, на эти факультеты шли в основном девчата, а хлопцы - на агроэкономический, механизацию и т.д. Сегодня мы настроили всех на рынок, деньги, и потому на эти рыночные специальности конкурс медалистов. Сколько открыто факультетов в других вузах, сколько приватных заведений с этой тематикой? Мне кажется, лет через 8-10 у нас будет самое большое количество безработных специалистов в этой сфере. А есть вечные факультеты - ветеринарный, агрономический, зооинженерный, инженерные, лесного хозяйства. Думаю, что каждая профессия хороша, и пусть те, у кого сегодня больше денег, учатся на денежных профессиях - этим и университету помогут.

- Столетие университета - очень серьезная дата. Какие близкие и дальние перспективы?

- Перспективы университета вижу в нескольких крупных направлениях его деятельности. Первое - больше заниматься вопросами подъема практического производства. Мы сегодня сильно затеоретизированы. Нас никто не спрашивает, что происходит на производстве. На Западе такого не бывает. Университеты отвечают за три вида деятельности - подготовку кадров, научное обеспечение и научно-технический прогресс. Если это аграрный университет и он находится в каком-то штате, то отвечает за происходящее не только в лекционных аудиториях, но и на полях, на фермах, в банках и т.д. Поэтому, мне кажется, что скоро нашему государству станет понятно, куда девать такое количество людей при последующем сокращении. Есть такое понятие - «экстеншн». Это система претворения в жизнь достижений науки, передового опыта. И мы должны будем включиться вот в эту систему вместе с научно-исследовательскими и другими учреждениями, которых у нас немало, но они, как правило, также ни за что не отвечают. Если раньше это делалось силовым путем, через партийные органы, то сейчас пущено на самотек. Так не должно быть, университет и НИИ должны работать во всех трех названных сферах. Мы неплохо отработали первую и вторую части, но с третьей еще плохо. Думаю, перспектива наша также в углублении интеграции с научно-исследовательскими институтами аграрного профиля Украинской академии аграрных наук и с институтами фундаментальных наук Национальной академии наук. Ну не сделает комбайн аграрная наука сама! Это может быть достигнуто только в объединении с Национальной академией наук, а, к сожалению, это для многих не престижно. Подумаешь, делать плуг какой-то. Оказывается, что огромные деньги, которые должны были бы идти нам с вами на зарплату, идут на то, чтобы купить эту непрестижную технику, так как у нас ее нет. Возьмем средства защиты растений. Почему мы почти все покупаем за границей? Потому что четко поделились - это прикладники, а это - фундаменталисты. Прикладники никогда не создадут высокоэффективные средства защиты растений, если не будут работать с теоретиками. То же самое относится к лекарствам, биотехнологическим изделиям - все это не будет создано, если люди не будут работать вместе. Сделать это очень трудно. Если мы не сумеем объединить интеллектуальный потенциал, который еще есть, связать все с запросами производства, окажемся на задворках истории, будем жить в прошедшем времени.

- Дмитрий Алексеевич, не ждала от вас победных реляций, но хотелось бы услышать какие-нибудь светлые прогнозы на будущее, есть они?

- С возрастом все чаще начинаешь анализировать исторический опыт. Исходя из этого опыта, думаю, такие встряски, как у нас сейчас, необходимы как бы для оздоровления, чтобы люди снова начали ценить себя, уважать себя и друг друга. Большинство проблем от неграмотности и бескультурья. Наша задача, аграрников, обеспечить людям кусок хлеба, да на хлеб что-нибудь, чтоб бутерброд можно было сделать. Но этого не сделать, если не будет соответствующего воспитания у людей, а работы всем хватит. Главное, найти себя в этом мире.

- Какие наиболее сложные проблемы существуют сегодня и что помогает их преодолевать?

- Самая сложная - человеческое невежество на всех уровнях. Бывают ситуации, когда нужно последнюю рубашку снять и отдать, но сделать желаемое. Для этого необходимы огромное терпение, выдержка и целеустремленность в исполнении задуманного. Нужна хорошая команда единомышленников. Тогда будет все - уютный дом, тепло, светло, сытно и комфортно. Руководителям нельзя жить ради сиюминутной личной выгоды.