UA / RU
Поддержать ZN.ua

Держать школу на дистанции

Альтернативные школы, как грибы после дождя, в невероятном разнообразии заполнили образовательный рынок.

Автор: Екатерина Гольцберг

В современном мире можно учиться дистанционно, имея в своем арсенале всего лишь компьютер и Интернет.

Государственная, частная, альтернативная, хоумскулинг, анскулинг, очная, экстернат, заочная, дистанционная - как бы ни назвали современную школу и какую бы форму собственности она ни имела, целью образовательного процесса все-таки было, есть, и, надеюсь, останется качественное обучение детей.

Удивительное дело: в тот момент, когда наше школьное образование принимает реформы со скрипом и болью, удивляя и саботируя, восхищая и разочаровывая, альтернативная школа получила второе дыхание и начала развиваться прямо-таки немыслимыми темпами. Да, альтернативные школы, как грибы после дождя, в невероятном разнообразии заполнили образовательный рынок. Соревнуясь в методах и подходах, в лояльности и удобстве, в ресурсах и методологии, они предлагают родителям и детям на выбор не только отличную материальную базу и качественные условия, но и возможность вообще не выходить из дому, получая вполне качественный образовательный продукт. Да, в современном мире уже реально можно учиться дистанционно, имея в своем арсенале всего лишь компьютер и Интернет.

Что же это такое - дистанционное обучение?

Такое обучение в нашей стране подразумевает экстернат и собственно дистанционное обучение, осуществляемое через компьютер. Экстернат - это форма обучения, где все заботы по обучению ребенка ложатся на семью ученика, вплоть до выбора учителей. Школа лишь осуществляет аттестацию, то есть проверку и контроль знаний, опираясь на государственные стандарты. Экстернат есть как в государственных школах, так и в частных. Когда, как и где учится ребенок, такую школу, как правило, не волнует. Главное - вовремя все сдавать и получать оценки.

В дистанционной школе, как правило, присутствует четкий план и личностный подход. Есть структура и четко прописанные уроки, которые готовятся конкретными учителями, согласно государственной программе, но все равно являются авторскими. Обучение и аттестация проводятся согласно индивидуальному плану, выстраиваемому под потребности и запросы ребенка, с учетом его режима дня (часто дети учатся в Украине, а живут в другой стране) и индивидуальных особенностей. Услуги по дистанционному обучению могут предоставлять как частные школы, так и государственные. Но поскольку все упирается в ресурсы, которые очень важны для дистанционного обучения, государственные школы не всегда имеют возможность дать качественный продукт, ведь очень затратно создать работающую интернет-платформу, с разработанными уроками и учителями, способными поддерживать такой ресурс. Хотя такие попытки у государства были. А значит, дистанционное обучение будет стоить потребителю определенных денег и качественно осуществимо пока только в условиях частной школы. Но по цене оно будет достаточно доступным, в сравнении с очной частной школой.

Надо сказать, что пока отношение к дистанционным школам в нашей стране весьма скептическое, и обусловлено это тем, что еще со времен советской школы, которая никак нас не отпускает, они обросли всяческими мифами, уже давно не имеющими под собой никакой реальной основы. По меркам рудиментного советского образования, учиться дома могли только те, кто реально из дома не мог выйти. Чаще всего это были дети с серьезными проблемами опорно-двигательной системы, с ДЦП и прочими физическими недугами. Да что уж там: до сих пор переход на домашнее обучение для многих связан с обязательным и часто унизительным посещением ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), с особыми медицинскими показаниями и обязательным пугающим диагнозом в карточке. Но дистанционные школы открыли новые горизонты тем, кто совершенно здоров и не хочет посещать школу по совершенно иным мотивам. Хотя, конечно, в дистанционной школе может быть комфортно и детям с особыми образовательными потребностями.

Для понимания сути дистанционного образования важно осознать, что многие родители уже давно не подразумевают под "домашним обучением" пребывание ребенка в четырех стенах конкретной квартиры, а скорее полное дистанцирование от стандартной общеобразовательной школы, где, к сожалению, "хранение ребенка" становится одной из главных опций. Родители, сознательно, а не вынужденно перешедшие на дистанционное обучение, берут на себя гораздо больше ответственности за выбор учебного заведения, учителей, за график занятий, досуг и социализацию, за которую так ратует наше заботливое общество.

Кстати социализация - еще один миф, преследующий в виде нареканий всех без исключения хоумскулеров. Уже давно стоит признать, что традиционная школа не ставит задачей социализировать всех, а скорее производит естественный отбор более активных и предприимчивых детей и делает на них ставку, объединяя их в коллективные занятия наподобие школьных концертов или сбора макулатуры. В этих условиях ребенок, который не слишком хорошо "социализируется", с большей вероятностью будет подвержен изоляции, а зачастую еще и травле, безнаказанно процветающей в наших школах. В дистанционной школе, при правильно организованном графике, ребенок может посещать еще пять и более коллективов единомышленников, выбранных не по принципу соседского проживания, а действительно имеющих общие интересы. Особенно когда у ребенка освобождается время, которое он просто просиживал в школе, в тоскливом непонимании своей задачи. Например, в одной из популярных дистанционных школ большинство учащихся - это дети, которые профессионально занимаются танцами, спортом, музыкой. Там с особым трепетом относятся к талантливым ученикам, да практически все и есть талантливые.

К тому же обычная школа - очень своеобразный образец общества, а большинство правил, ею предлагаемых, - давно и безнадежно устарели. Может, кому-то в жизни и пригодится умение вставать при входе начальника или делать что-то по команде одновременно, но мне кажется, что это не совсем про социализацию. Научить ребенка соблюдать нормы общения и взаимодействия со старшими можно не прибегая к оскорблениям и крику, а декларировать правила можно не через приказ и наказание. А вот умение вести деловую переписку с учителем или администрацией школы может стать полезным навыком, вполне применимым в будущей жизни. Важным условием хорошей социализации должны быть благоприятная обстановка и принципы уважения к личности, а результатом - эмоциональная компетентность, умение критически мыслить, быстро принимать решения, правильно реагировать на ошибки, без фрустрации и обесценивания. В традиционной школе это часто осуществляется через публичный позор и насмешки, инициируемые самим же учителем, который уверен в том, что эта модель работает безотказно.

Да, часто дети бегут из традиционной школы из-за того, что их травят одноклассники, унижают учителя, из-за того, что они не слишком хорошо понимают систему оценивания, когда оценка снижается, скажем, за поведение. А плохое поведение - это, например, разговор с одноклассником на уроке, демонстративное проявление скуки или неудобный вопрос учителю.

Одно из преимуществ дистанционной школы - то, что сам ученик (при помощи родителей и учителей) определяет необходимый ему темп обучения, распределяет свое время по предметам, и на те, которые ему легче даются, может не тратить время, в отличие от традиционной школы, где ребенок идет в усредненном темпе и очень много времени тратит, просиживая на уроках бесцельно. А значит, у ребенка, который хорошо структурирован, освобождается масса времени, которое он может посвятить любимым занятиям, личному развитию, путешествиям, спорту и искусствам.

Но есть ли у дистанционной школы "недостатки"? Попробуем понять, какие.

Для того, чтобы учить ребенка дистанционно, родителям важно взять на себя ответственность. Ответственность не только за четкость расписания, соблюдение графика занятий и аттестации, но и за мотивацию ребенка, его досуг, организацию массы высвободившегося свободного времени и учебного пространства, которое не может ограничиваться домом.

Родители должны будут научиться доверять ребенку, а для этого придется установить четкие правила и соблюдать их, ведь очень легко расслабиться и ничего не делать, когда никто не стоит над душой и не требует ежедневной полной включенности. Часто это деморализует всех членов семьи. Но приносить себя в жертву, отказываясь от собственных интересов, родителям вовсе не обязательно. Ведь независимо от формы обучения родители просто обязаны находить два часа в день для общения с ребенком.

У многих родителей, воспитанных в условиях традиционной школы, может возникнуть паника, что они не справятся с ролью учителя, но здесь важно не боятся побыть вместе с ребенком в роли ученика, шаг за шагом вместе осваивая азы науки, не боясь признаться в наличии пробелов в знаниях. Кстати, это очень укрепляет отношения.

Если вы решили выбрать для своего ребенка школу вне системы традиционного образования, важно ориентироваться в первую очередь на философию школы, искать в ней то, что нужно именно вашему ребенку. В поиске единомышленников не бойтесь задавать самые неудобные вопросы - в хорошей школе на них не будут бояться ответить. Ведь понимание того, что сейчас в обществе доминирует запрос на индивидуальный план обучения, и личностный подход к ученику, должен быть присущ любой хорошей школе, будь то школа обычная, альтернативная, государственная или частная.

Что же касается дистанционных школ, то футурологи уже признали за ними будущее, хотя, конечно, нам это может показаться пока слишком нереальным. С моей точки зрения, запрос на хорошего, увлеченного своим делом творческого учителя никогда не угаснет, но именно дистанционное образование сможет обеспечить доступность такого преподавателя широкому кругу потенциальных учеников. Да, стремительное развитие дистанционных интернет-технологий уже невозможно остановить, и, может, именно это даст толчок для развития простому школьному учителю, чтобы не остаться без работы и составить конкуренцию компьютеру за счет уникальности своей многогранной личности...