UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕНЬ ЗНАНИЙ СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Хотя наши люди уже привыкли существовать в несколько ином календарном измерении, определяемом всевозможными отсрочками и задержками, но 1 сентября, слава Богу, наступило вовремя...

Автор: Лидия Подолян

Хотя наши люди уже привыкли существовать в несколько ином календарном измерении, определяемом всевозможными отсрочками и задержками, но 1 сентября, слава Богу, наступило вовремя. И школьники (а их в Украине около семи миллионов) звонкоголосыми стайками, с яркими букетами уходящего лета направились в школу. Начало этого учебного года в Киеве обрело политико-идеологическую и национально-патриотическую окраску - в первый класс посвящали не кого-нибудь, а ровесников Независимости. Поэтому все было торжественно и красиво, особенно в минуты, когда сотни разноцветных воздушных шаров, подхваченных ветром, устремились в подоблачную высь. Правда, так было не везде. Для многих школьников праздник по поводу Дня знаний не состоялся в связи с массовыми акциями протеста учителей. Причина известная - задолженность по зарплате. По данным ЦК профсоюза работников образования и науки, 1 сентября не приступили к занятиям учителя 450 общеобразовательных школ Черниговской, 89 - Тернопольской, 61 - Кировоградской, 26 - Киевской, 25 - Винницкой областей, 41 - в Херсоне. В то же время по данным Министерства образования масштабы забастовки учителей оказались несколько меньше: 1 сентября занятия не начались в 327 школах (в Черниговской области - 142, Тернопольской - 74, Кировоградской - 54).

Как стало известно из официальных источников, 2 сентября правительство перечислило дотации областям для выплаты зарплаты работникам бюджетных организаций, в первую очередь - учреждениям образования. В прошлом году, помнится, была такая же ситуация. Так и живем, и детей учим - от забастовки до забастовки.

Школа сегодня переживает огромные трудности. И в материальном плане, и, так сказать, в концептуальном. Школа в Украине пытается найти свое лицо, отличающееся от невыразительно-серого лика советских средних учебных заведений. Создаются и дискутируются концепции национальной школы, новые программы и планы, многое из этого уже воплощается в школьную практику. Кипит творческая педагогическая деятельность. Несмотря на финансовые затруднения, издается много методической и другой специализированной литературы в помощь учителям-предметникам. Но… Не хватает средств на реализацию перспективных планов и замыслов. Который год кипят страсти по учебникам. Много их уже подготовлено к изданию и издано (хорошие или плохие - это должно быть апробировано временем), но все равно не хватает. И наши дети продолжают учиться по старым или же написанным на скорую руку, а зачастую - по конспектам. На сегодня потребность в учебниках, по данным Минобразования, удовлетворена лишь на 15 - 16 процентов.

Школу сегодня больше ругают, чаще огульно. Мода такая нынче - всех и вся критиковать, не утруждая себя аргументами. Хотя, как мне кажется, школа сегодня - последний оплот надежности в нашей зыбкой действительности. Несмотря на то, что правительство вспоминает о школе только раз в году - 1 сентября.