UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТОБЫ ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ, НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ

Школа ухудшает здоровье ребенка. К такому выводу вынуждены были прийти медики и психологи, а вслед...

Автор: Ольга Суржик

Школа ухудшает здоровье ребенка. К такому выводу вынуждены были прийти медики и психологи, а вслед за ними и педагоги в ходе «круглого стола», название которого говорит само за себя - «Здоровье ребенка - здоровье нации».

Еще 10-15 лет назад в Украине на 1000 населения ежегодно рождалось 18-22 человек и умирало 7-8. В то время по демографическим показателям наша страна была впереди высокоразвитых стран, таких, например, как скандинавские, где традиционно один-два ребенка в семье, т. е. невысокая рождаемость. Сегодня ежегодный прирост населения на одну тысячу жителей в странах викингов по-прежнему составляет 9-10 человек, а смертность - 5-6. В то время как в нашем государстве все стало с ног на голову: на тысячу населения ежегодно рождается около 9 человек, а умирает больше 15. И темпы расхождения этих зловещих «ножниц» все более увеличиваются. Немедицинское название этому - вырождение.

В последние годы снизился процент детского населения в стране. Для сравнения: если в США количество детей составляет 30 %, то в Украине - 20 % . Демографы прогнозируют на 2025 год для США 36 % детей в населении государства, для нашей же страны - 15% (!) . Если американцы усматривают тенденцию увеличения плодовитости «белых» семей в следующем тысячелетии, то наши школы, похоже, к этому времени будут пустовать, не говоря уже о роддомах.

С каждым годом увеличивается заболеваемость детей. Статистика по этому поводу дает неточные данные, так как в ней учитываются только обращения граждан в медицинские учреждения и совсем не принимается во внимание недоступность медицины в сельской местности. Поэтому масса заболеваний не учтена в статданных. А неправдивое снижение заболеваемости вводит в заблуждение: в 1992 году на одну тысячу детей приходилось 1026 заболеваний, а в прошедшем только 959. Но популяционные исследования специалистов в этой области показывают совершенно обратное: заболеваемость среди детей за последнее время возросла. А это же будущие матери! Очень настораживает и другое: значительно увеличилось количество расстройств нервной системы среди школьников. Растет детская инвалидность. Так, за три последних года на 10 тысяч детей приходилось 113 инвалидов. (В то время как в США - 14.) Среди детской инвалидности нервные заболевания и психические расстройства составляют 60 %. В целом в Украине насчитывается 141 тысяча детей-инвалидов. Что же ждет нас в будущем?

Очень неутешительную картину состояния физического и психического здоровья детей школьного возраста в контексте демографической ситуации в стране обрисовала присутствующим завотделом Института педиатрии, акушерства и гинекологии, доктор медицинских наук Зореслава Шкиряк-Нижник.

- Наш институт провел большое исследование по селам Киевской области и городу Киеву. Специальные тесты показали, что умственная нетрудоспособность или слабая трудоспособность среди детей за последние три года увеличилась почти в два раза, - отметила Зореслава Антоновна. - А это, понятно, колоссальная проблема для школы. В ходе исследований установлено, что школа значительно снижает здоровье детей. По последним данным Харьковского института охраны здоровья детей и подростков, только 11 % мальчиков и 18 % девочек возраста выпускаются из школы практически здоровыми. В слове «практически» следует усматривать значительный коэффициент снисхождения, поскольку если исходить из международных стандартов, учитывающих даже состояние зубов учащихся, число здоровых выпускников равнялось бы «зеро».

В январе этого года в Париже Всемирная организация здравоохранения провела заседание «Здоровье детей на пороге ХХI века», в ходе которого ученые пытались ответить на вопрос, почему в одних странах здоровье детей отвечает нормам, а в других - нет и что тому причиной. На основании масштабных исследований ВОЗ определила «планку» критериев, необходимых для сохранения здоровья детей и учащихся. Что это за критерии? Это -соответствующее финансовое состояние государства, общества и школы и, конечно, жизненные стандарты, по-другому говоря, образ жизни, а также состояние окружающей среды. Если две, а еще хуже - три компоненты не отвечают уровню «планки», отмечается всплеск болезней у школьников.

Одна из малоизученных проблем, вызывающая различные заболевания нервной и других систем организма, - стресс. Его часто называют «двуликим Янусом». По наблюдениям, у некоторых детей стресс вызывает улучшение компенсаторных возможностей. Таким «двойка» может быть и впрок. Но беда в том, что стресс не имеет количественного измерения. Он - индивидуальная реакция организма на какой-либо фактор. И зависит не только от биологических особенностей ребенка, но и того состояния, в котором он пребывает в данный момент. Специалисты утверждают, что все люди делятся на стрессоустойчивых и стрессоподатливых и что стресс имеет значительно больше негативов и нет органа, который не подвергался бы его разрушающему воздействию.

Обстановка «круглого стола» накалялась, стресс возобладал умами участников, разгорелась дискуссия. Приведенные ниже в краткой форме мнения участников этого диалога с пристрастием, полагаю, как нельзя лучше представляют круг затронутых при обсуждении проблем.

Елена Шерстюк, представитель ЮНИСЕФ:

- Одна из наших программ касается здоровья и развития молодежи и включает восемь проектов. Среди них - «Дети улицы». Проводиться он будет преимущественно в Одессе, так как летом там бродяжничает до 20 тысяч детей. Другая программа - открытие клиник для молодежи. Исследования в Харьковской области показали, что 23 % детей в 15-летнем возрасте уже знакомы с наркотиками, а значит - среди них велика вероятность распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции… В этом году Украина должна отчитываться перед международной общественностью о реализации конвенции о правах ребенка, среди которых, между прочим, и право быть здоровым, право на выживание.

Александр ХОЛТИНЕЦ, директор школы № 166:

- Школа зашорена: помимо своих основных задач, занимается многими другими. Кроме всего прочего, на нее часто возложены вопросы материального обеспечения, а зарплата у учителей, как известно, маленькая. А что касается стрессов из-за «двоек», то существует положение о каждой оценке, и дети его знают. Проблема же накручивается общественностью. Теперь по поводу домашних заданий, которые якобы нужно отменить. Когда ученик умеет самостоятельно работать, он сможет и дальше учиться, уже в вузе.

Людмила Порох, директор школы № 318:

- Тут нужен индивидуальный подход. Думаю, все-таки нужно ввести трудовое законодательство в школе - сорок часов в неделю. Ребенок имеет право быть здоровым. Неплохо было бы ввести еще один урок физкультуры. А вообще учителя - это люди, которых тоже нужно лечить. Кстати, их здоровье в нашей школе хуже, чем у подопечных.

Ярослав Береговой, первый заместитель председателя Международной конфедерации творческих объединений учителей, главный редактор журнала «Педагогика толерантности»:

- У ученика и учителя очень тяжелый труд. Хотя учеба никогда не рассматривалась как труд и не регламентировалась трудовым законодательством. Первую смену ученик отрабатывает в школе, причем практически без движения, что крайне вредно для его еще не сформировавшегося организма, вторую - дома за домашними заданиями, из-за количества которых у него часто отсутствуют выходные в полном понимании этого слова. Мудрено ли, что у детей школьного возраста плохое здоровье?!.

Татьяна Редько, преподаватель школы-гимназии № 59:

- В нашей школе только один ученик-допризывник - условно здоровый. Зрение и сколиоз - основные нарушения здоровья у детей школьного возраста. Что касается учителей, то хорошим здоровьем у нас отличается только одна молоденькая учительница физкультуры, а 20% педагогического состава и вовсе имеют уровень здоровья ниже среднего.

Виктор Титов, президент Украинской ассоциации профессиональных психологов:

- Каждый человек жаждет свободы. В школе это большая проблема, так как в своей практике она пользуется отжившими стандартами. В том, как человек хочет жить и как его заставляют жить, - большой диссонанс. Каждый ученик хочет выбирать, а не иметь четкую линию. А линия-то, в принципе, одна - развитие задатков ребенка. Когда же учитель ограничивает это развитие, возникают расстройства.

Больше пяти лет мы говорим о концепции воспитания, но безрезультатно. Как государство задает образ, так мы его и транслируем. Неопределенность сверху передается вниз. Взгляды на систему образования законсервированы в Министерстве образования. А пессимизм и апатия, царящие в обществе, находят свое отражение и в школе. Так, одна учительница-пенсионерка задала мне парадоксальный по своему содержанию вопрос: «Зачем нужен творческий ребенок?» Подобный скепсис весьма распространен среди учителей, которых пугает новое в работе, активность, диалог с учеником.

Валентин Моляко, академик АПН, доктор психологических наук:

- Ориентация на статистику не поможет, а только испортит настроение. Существуют два крайних реагирования на трудности: быстрая мобилизация и паника. Мы живем в состоянии, когда нужна быстрая помощь, своего рода допинги.

Борис Чижевский, начальник управления Министерства образования:

- Дети стоят в эпицентре информационной войны… Кто-то хочет перевернуть педагогический мир Украины. Как часто мы забываем, каким оружием владеем!.. Я проповедую философию позитивизма. Нам нужно изменить свое мышление. До сих пор мы жили в отрицании Библии, добра. Теперь поднимаем руку на школу… Прежде всего должна быть педагогика толерантности - мира, культуры, жизнедеятельности. В развитии ребенка есть критические точки. Их нужно учитывать и профессионально владеть педагогическим инструментом. Кто придумал понятие «средний ребенок»? Кто ребенка усреднил? Это сделала не школа… Сложилась парадоксальная ситуация, когда все знают, как учить.

* * *

Очень жаль, что не присутствовал на «круглом столе» самый уважаемый из приглашенных академик Н.Амосов. Николай Михайлович дал было согласие, хотя и без особого энтузиазма, мол, что толку-то от разговоров. И даже приехал, но его срочно отозвали. На полпути он сказал одному из организаторов: «Я жизнь потратил на то, чтобы что-то поменять в этом деле, но так ничего и не добился. Правда, вы еще молоды - поборитесь...»