UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО НОВОГО В ШКОЛЬНОМ ПОРТФЕЛЕ?

Вторая педагогическая ярмарка, кроме первых обзорных отзывов и статей, еще надолго даст пищу для перьев самых разных специалистов...

Автор: Антонина Компаниец

Вторая педагогическая ярмарка, кроме первых обзорных отзывов и статей, еще надолго даст пищу для перьев самых разных специалистов. Это действительно неординарное и широкое событие. Все из этого безостановочного калейдоскопа ухватить, конечно, невозможно. Но некоторые темы попытаемся представить.

...Вы бы посмотрели на этих мальчишек! А, впрочем, видели их не раз. Лет по десяти, все трое с сигаретами во рту. Натужно независимый вид, детски-неуклюжие потуги на «жуткую» крутизну. Зрелище и смешное, и безотрадное. А пуще всего — жалко детей. Следующая мысль — о «тлетворном влиянии». Группа малолетних курильщиков как-то внезапно нарисовалась на пляжном горизонте, и двое моих сыновей, приблизительно такого же возраста, были почти-что потрясены. Вижу по глазам, ждут со страхом, когда курильщики начнут падать замертво. Те же, оставаясь живыми, продолжают с плохо скрываемым отвращением дымить.

Колебания заняли долю минуты: и впрямь, на какую реакцию нарвусь? Но за мною были мои личные дети...

— Лапушки милые, вам что мало большого Чернобыля, так вы еще и маленькие в себя загоняете?

— Как это? — детский интерес показал, что попала в точку.

После короткого задушевного рассказа двое потушили «реакторы», да и третьего потом приструнили.

Признаться, поразила легкость одержанной победы и простодушный вопрос:

— А можно ли это все исправить?

— О, человеческий организм — самоочищающееся море, — повторила когда-то вычитанную фразу медика-публициста Зория Балаяна. — Главное, вовремя остановиться и не пакостить в него.

Ребятишки повеселели.

Как все, оказывается, просто. А если подобный разговор повести с ребенком не раз и не два, начав пораньше и — для профилактики? И не просто, чтоб тетя со стороны случайно рассказала, а человек знающий, увлеченный и уважаемый дитятей? Некоторые из родителей преуспевают в привитии иммунитета ко всяческим греховным соблазнам. Но многие, даже являясь образцом в жизни, то ли по недомыслию, то ли от жизненной затурканности, ограничиваются примитивным набором: дал апельсинчик или витаминчик, помыл, постриг и будь, ребенок, здоров. А поговорить?..

Родительский комплект опеки минимума в данном случае сформировала не я. Это цитата из выступления на Второй национальной педагогической ярмарке Светланы Волковой. Светлана Степановна заведует кафедрой теоретических основ физической культуры Запорожского госуниверситета, профессор, кандидат педагогических наук. В Киев на учительскую большую аудиторию прибыла с десантом коллег, представителей недавно появившейся школьной профессии.

В сфере просвещения Волкова известна как один из авторов, если и не основоположник, нового предмета — валеологии. Вообще-то учебная эта программа называлась сначала «Основы здорового образа жизни». Медики же, подключенные к ее развитию, как известно, имеют тягу к любимой латыни. Потому и «валеология».

Еще одна наука в уже битком набитый школьный портфель? Пока хоть и как факультатив и то лишь при наличии условий, то бишь преподавателя, но тем не менее введенный уже официально и беспочвенному игнорированию не подлежит. Но так ли уж нужно дополнительное отягощение расписания уроков?

Необходимо! Это утверждают не только преподаватели и авторы предмета, для которых он — хлеб насущный, а сами же дети. Все сто процентов старшеклассников (эта возрастная группа была первой в обучении у Светланы Степановны) еще когда сказали: предмет на злобу дня. Пять лет тому Волкова пришла в 47-ю школу Запорожья со своим курсом «Расти здоровым». Ученики, принявшие новую науку, еще и пожелание высказали: начать изучение его как можно раньше. Некоторые, особенно девочки, признавались (опрос-то был анонимный), что прийди к ним Светлана Степановна раньше, они не наделали бы столько глупостей. Но, кроме этого исповедального, и практический результат впечатляющий. Среди учеников Волковой, а их у нее уже немало, курят всего лишь два парня (как же без исключений?) и ни одна из девчат. Да и то, какая из них, без сомнения, мечтающая о простых женских радостях, жаждущая иметь хорошую семью, мужа, детей, потянется за сигаретой после того, как узнает, сколь предусмотрительно и даже хитро Природа устроила ее организм. В женщине ведь не рождается каждый месяц новая яйцеклетка, потенциальный ребенок, как мы многие думаем. В процессе расцвета девушки сразу и навсегда закладывается весь ее репродуктивный, просто огромный, запас, который методично бывает готов дать начало новой жизни. Сигарета, выпивка, а то и похлеще какой дурман, а также стрессы, из которых не можем выходить, перехлесты в эмоциях, которыми не можем управлять, пойдут по организму путями неисповедимыми. Какой из будущих очагов жизни примет на себя тот или иной удар? Неведомо. А мы удивляемся, когда у здоровых, в общем-то родителей, рождается хворый ребенок. Наследственность здесь ни при чем.

Вот так естественно выходим на тему, раньше стыдливо называемую «взаимоотношение полов». Сейчас все проще и без ханжеского флера. «Эротическое воспитание в детском саду» — весьма недешево продавалась на ярмарке авторская разработка одессита кандидата педнаук Н.Ефименко. Но это кстати. И вовсе без иронии, раз уж мы серьезно приговорены Зигмундом Фрейдом. «Про это» в программе педагогов Запорожья, где уже в половине всех школ введена валеология, уделяется сосредоточенное внимание. И потому что жизнь такая, в городе в минувшем году 15 тринадцатилетних девочек стали мамами. (Такая статистика повсеместна). И потому что «ничего не нужно скрывать!» — реплика из зала в ходе ярмарочного обсуждения, что и было написано на многочисленных лицах присутствующих. Все равно ведь ребенок узнает на улице и в самой гнусной интерпретации, не говоря уже о нынешнем телеэкране, который зачастую не лучше грязной подворотни.

Но бросим общий взгляд на содержание предмета, разработанного Волковой со своими коллегами, преподавателями Запорожского университета — кандидатами педнаук Галиной Кружило, Инной Ляховой и кандидатом медицинских наук Михаилом Левиным. Без ложного преувеличения, работа эта — педагогическая поэма. Тонко продумана структура предмета: рост и развитие человека; общие сведения о здоровье; профилактика болезней; двигательная активность и здоровье; основы питания; основы гигиены; психическое здоровье; семейная жизнь и здоровье; профилактика повреждений; основы само- и взаимопомощи; употребление веществ и злоупотребления; экология и здоровье. Преемственность, поэтапное, всерасширяющееся изучение, тем-то самое педагогическое «от простого к сложному» — выстроены логически безупречно и словно взвешены на аптекарских весах.

Но главное — наполнение. Какой аспект ни возьми, напрашивается вывод: да-да, именно об этом следует говорить, именно это нужно знать ребенку. Лишь некоторые примеры наугад только из одного раздела «профилактика»: предупреждение бытовых травм, что делать при укусах животных (1 кл.), массаж точек бодрости и здоровья (2 кл.), влияние образа жизни на проявление наследственных отклонений в здоровье (10 кл.) и т.п.

Наша школа, бедствующая без специальной психологической помощи, нередко буквально задыхается от драм и конфликтов местного значения, не стоящих и выеденного яйца. Увы, немало еще времени пройдет, пока появятся в достатке профессионалы, врачующие и детские, и родительские, да и учительские уязвимые сердца. А пока, судя по содержанию предмета, какой-то психологический минимум призваны давать валеологи.

И еще одной важной, если не главной особенностью привлекает разработка запорожских специалистов. Сильный акцент на том, что сознание человека во многом определяет его здоровье. Ведь основой нашей традиционной медицины по-прежнему остается лечение всевозрастающего количества болезней. А сознание пациента где-то там...

Казалось бы, сама валеология, предмет в основном теоретический, и есть пути к нему, сознанию. Но первые годы в школе убедили Волкову, что просто разговоров одних недостаточно. Они должны быть более тонкими, эмоционально окрашенными. Методика пошла по пути одухотворения предмета.

Раздел «Семейная жизнь и здоровье», третий класс, предлагается задание: придумать, вспомнить все-все слова, которые бы выражали любовь к маме. Из всех названных 47 понятий, хотя бы пять внедрятся в лексикон. Тот же эксперимент со студентами. 70 человек назвали только 24 слова. А я стесняюсь, — «тупили глазки» некоторые. Ясно, валеологию в школе не изучали... Домашнее задание для семиклассников: сразу же утром, без мычания, нытья, «не хочу», открыть глаза, улыбнуться маме и сказать «Доброе утро!» Сколько мам удивилось? Как выяснилось, одна, но очень.

Безусловно, валеология в постчернобыльское время — наука актуальнейшая. Школьник должен ее изучать. Но истошные требования, громогласные призывы внедрять тут неуместны. Насильственность засушит предмет, превратит его, как говорит один хороший руководитель наробраза, в механическое урокодавание. Да и сами авторы призывают: никакой обязаловки и принудительной пере- или доквалификации учителей. Главное, чтобы интерес был к предмету. И тогда вести его может учитель и биологии, и физкультуры, и даже историк, или физик, что уже есть на практике. Трижды в Запорожье проводилась специальная подготовка педагогов. Однако из каждых тридцати обучившихся лишь десять остается с предметом. Это проблемы обязаловки или того, что преподавание валеологии действительно требует воодушевления.

Через год университет выпустит первых высококвалифицированных профессионалов. Их ждет не только школа, их ждет жизнь.