UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО ГОД УЧЕБНЫЙ НАМ ГОТОВИТ?

Учебный год 2000/2001 будет существенно отличаться от предыдущих. Нововведений, которые он сулит отечественной общеобразовательной системе, много...

Автор: Павлина Семиволос

Учебный год 2000/2001 будет существенно отличаться от предыдущих. Нововведений, которые он сулит отечественной общеобразовательной системе, много. Среди них — изменение принципов аттестации, перевода из класса в класс и выпуска ребят из школ. В этом учебном году, возможно, забудем о таком печальном явлении, как задолженности по учительским зарплатам. Кроме того, последние наконец-то планируют довольно ощутимо повысить. Означает ли все вышеизложенное, что наша школа, система среднего образования в целом станет лучше, гуманнее? Подождем первых результатов, а пока давайте с помощью заместителя министра образования и науки Украины, кандидата философских наук Виктора Огневьюка разберемся в том, «что день грядущий нам готовит».

Второгодник по собственному желанию

До недавнего времени в Украине существовали правила, действующие еще с советских времен: получил ученик годовую «двойку», скажем, по математике — его не переводят в следующий класс.

— Но давайте посмотрим на вещи объективно, — говорит Виктор Александрович, — ведь у каждого ребенка природа разная. Один имеет способности к гуманитарным наукам, другой — к природоведческим и математическим дисциплинам. Да, каждый должен иметь представление о тех же физических, химических явлениях и т. д. на уровне, так сказать, жизненной компетентности. Но на уровне науки это нужно далеко не каждому. А ставя ребенку «двойку», мы, по сути, наказываем его за то, чего ему не дано природой. Этого нельзя делать, поскольку природа потом наказывает нас. Дети, остающиеся на повторный курс обучения, озлобляются, пополняют критическую массу нашего общества, становятся на путь ненависти, а временами и преступления. Мы, педагоги, система образования в целом, отторгали такого ребенка, и он, естественно, адекватно реагировал.

Поэтому в Минобразовании и науки пришли к выводу: нужно переводить детей из класса в класс, второгодничество должно кануть в Лету. Оставлять ребят на повторный курс обучения станут лишь в том случае, когда семья и школа видят в этом необходимость («И очень важно, чтобы ребенок был согласен с таким решением», — подчеркнул Виктор Огневьюк). К примеру, когда ученик из-за продолжительной болезни пропустил слишком много занятий и не в состоянии догнать одноклассников. Кроме того, убежден Виктор Александрович, ребят класса, куда придет такой мальчик или девочка, необходимо соответствующим образом подготовить. Чтобы они восприняли новичка нормально, не относились к нему как к обделенному или ущербному существу — второгоднику в классическом понимании этого слова.

Дюжина — значит «отлично»

Еще одно существенное нововведение учебного года — двенадцатибалльная система оценивания. Почему министерство решило пойти на такой шаг? До недавнего времени учителя оперировали четырьмя баллами — «двойкой», «тройкой», «четверкой» и «пятеркой». Но есть ребята, которые не «тянут», скажем, на «4», и, в то же время, педагог видит: даже на «3» школьнику пришлось не один час покорпеть над учебником. А немало мальчишек и девчонок совершенно не стараются и не прилагают усилий и получают тот же «трояк». Да и, наверное, все помнят, когда учитель, ставя оценку, говорил: «Твердое четыре» или «четыре с минусом», «четыре с плюсом». То есть, по сути, преподаватели пользовались этой самой 12-балльной системой и министерство де-юре делает то, что существовало де- факто. «Шкала оценивания — лишь вершина айсберга. Его основа — изменение взаимоотношений между педагогами и учащимися. Именно в этом смысл перехода на 12-балльную систему», — считает Виктор Огневьюк.

В начальной школе прежняя система оценивания пока остается. В первых классах она только словесная: «хорошо», «молодец», «надо подучить» и т.д. Во втором—четвертом будет действовать классическая четырехбалльная шкала: в министерстве считают, этого вполне достаточно. А вот с пятого по двенадцатый (девятый—одиннадцатый при нынешней системе) внедряется 12-балльная. Виктор Александрович акцентировал внимание на том, что семестровые оценки учителя должны выставлять именно по такой шкале.

Хочу отвечаю — хочу нет

Кстати, о семестрах. Как строить учебный год, ставить оценки по итогам семестра, триместра или четверти? Каждая школа согласно Закону Украины «Об общем среднем образовании» эти вопросы решает самостоятельно. Министерство же, вводя 12-баллку, просто рекомендует перейти на семестровую систему оценивания. Единственное, что будут требовать от всех, — тематический учет знаний. То есть учащиеся должны отчитываться за каждую выученную тему. При этом учитель не должен спешить с выставлением оценки. Всегда нужно оставлять ученику шанс улучшить знания.

— Это намного важнее, нежели предыдущая система оценивания, — уверен Виктор Александрович. — Давайте посмотрим, как ставились оценки. Ответил школьник в сентябре, получил «четыре». Ответил в ноябре — получил «пятерку». В результате учитель выводит усредненный балл. Но это же чрезвычайно примитивно, такая система никогда не отражала реального состояния качества знаний. Она, наконец, никогда не была объективной. Случается, скажем, дома семейный конфликт. Из-за него ребенок не смог подготовиться к уроку. На следующий день его спрашивают, он, естественно, материалом не владеет, получает «двойку». Разве это справедливо? Разве школьник виноват? Поэтому мы считаем: повседневное опрашивание и ежедневное оценивание являются необязательными. Главное — тематическая оценка. Выучили дети за 7—10 уроков тему (если темы маленькие, их можно объединить для итогового учета) — написали контрольную либо тест или ответили устно (способов проверки знаний может быть много). Понятно, не всем учителям удастся сразу перестроиться. Но на протяжении года мы намерены приложить максимум усилий, чтобы повседневное опрашивание, занимающее значительную часть урока, постепенно отошло. Ребенок должен свободно чувствовать себя в школе, не бояться, когда его спрашивают. Даже иметь право отказаться от ответа, не объясняя причин (потом, конечно, обязан ликвидировать все «хвосты»).

Прощай, экзамен

Большая радость ждет в нынешнем учебном году десятиклассников—одиннадцатиклассников общеобразовательных школ — они не будут сдавать выпускные экзамены. Их система, решили в Минобразовании и науки, полностью себя исчерпала, поскольку является настоящей проверкой знаний только для старательных учеников. Для остальных же не имеет никакого смысла: они знают, что в большинстве случаев учитель все равно поставит «трояк». Поэтому в нынешнем учебном году наши школы перейдут к государственной аттестации выпускников. Одним словом, ученик должен будет отчитаться за каждый учебный предмет. Оценку выставят за весь год (принимая во внимание и тематический учет, и, конечно же, итоговую контрольную либо зачет, тест). Экзамена же, в классической его форме, не будет. В Мин-образовании и науки небезосновательно считают, что, во-первых, это — стрессы, жуткое нервное перенапряжение. Во-вторых, выпускник закончил школу 20 июня, а через десять дней уже сдает вступительные экзамены в вуз. Так зачем их, по сути, дублировать? Учебный год в школах несколько продлится (закон предусматривает для 1—4-го классов 175 обязательных учебных дней, для 5—11-го — 190). Но он закончится вместе с аттестацией: через два дня после последнего звонка ребята получат школьные «дипломы».

Кроме того, Минобразования и науки пересмотрело учебные программы по всем предметам. Нет, на этот год и последующие они останутся прежними, но из дисциплин изъяли ряд тем, которые носят второстепенный, сугубо информативный характер.

— Мы постепенно начали разгружать нашу школу, дабы в конечном итоге полностью ликвидировать переутомляемость учеников, — объясняет Виктор Огневьюк. — Тот объем учебного материала, который мы сегодня пытаемся «втиснуть» в голову школьника, даже старательный ребенок не в состоянии осилить. Подобные сверхнагрузки негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения. А кому нужна система образования, приумножающая болезни детей?

Даешь зарплату учителю!

Несколько слов об одной из самых животрепещущих тем — учительской зарплате. Как известно, правительство в лице премьера Виктора Ющенко пообещало — задолженности будут полностью ликвидированы и впредь их вообще не будет. Более того, с 1 января 2001-го Кабмин берет курс на повышение зарплаты педагогам. Сейчас среднемесячный заработок украинского учителя составляет мизерные 132 грн. Закон «Об общем среднем образовании» требует, чтобы эта сумма соответствовала средней зарплате работающих в промышленном секторе страны, то есть 250 грн.

— Но давайте сначала, — подчеркивает Виктор Александрович, — рассчитаемся с теми, кому задолжали. Ведь, например, на Тернопольщине есть районы, где зарплату педагогам не выдавали по семь месяцев. Да что там говорить, у нас имеются долги даже за 1996 год...

Естественно, сложившаяся ситуация с более чем «достойной» оплатой труда учителя породила острый дефицит педагогических кадров. Выпускников педвузов вполне хватило бы, чтобы «залатать» все прорехи. Да только вот не хочет молодежь по понятным причинам идти работать в школу. Смогут ли запланированные правительством действия переломить существующее положение дел? Бесспорно, да, если Кабмин будет заботиться о повышении благосостояния учителей и впредь.

Раз уж заговорили о финансах и всем, что с этим связано, остановимся и на материально- техническом оснащении наших школ.

— Состояние материально-технической базы сегодня чрезвычайно дифференцированно, — говорит Виктор Огневьюк. — Возьмем лицеи и гимназии Киева (не только частные, но и находящиеся в коммунальной собственности города или района). Они имеют достаточно современный и приличный вид. А теперь посмотрим на сельскую школу, не ремонтировавшуюся на протяжении двадцати пяти лет, не получавшую последние лет десять ни одной парты, ни одного прибора. Проблем в этом плане хватает не только у сельских школ, но и у многих городских. Особенно удручающее положение с предметами, требующими специального оборудования (физика, химия, биология, трудовое обучение, физкультура). Улучшить ситуацию по всем вышеперечисленным дисциплинам (кроме двух последних) может компьютеризация, в первую очередь, сельской школы. В этом году будут осуществлены первые проекты по созданию школ нового поколения, имеющих компьютерную технику с надлежащим программным обеспечением и выходом в Интернет. Это будут именно сельские учебные заведения. На открытие ста новых компьютерных классов планируется выделить около 6,5 млн. грн. Но, возможно, денег будет больше — Кабмин поддержал начинание и пообещал увеличить сумму.

Одной из «болевых точек» среднего образования нашей страны является и проблема школьных библиотек. За последние годы они пополнялись в основном лишь учебниками, да и то в недостаточном количестве. О художественной литературе и говорить нечего — ее практически не получали. Поэтому в следующем году в бюджете планируется заложить финансирование выпуска общеизвестной серии художественных произведений «Школьная библиотека». Таким образом учебные заведения среднего звена можно будет насытить высококачественной литературой. Но ведь, кроме того, школам сегодня остро необходимы словари, справочники, энциклопедии. В какой-то степени проблему может решить компьютер, подключенный к Интернету. Да вот когда только все наши школьные библиотеки им обзаведутся?..

Пару слов об учебниках. Средства на их издание поступают ритмично. Увы, эти деньги начали выделять только в мае, а производственный цикл изготовления учебной книги пять месяцев. Поэтому к 1 сентября все учебники, запланированные на нынешний год, издать не удастся, часть из них поступит в школы несколько позже. Но все это, честно говоря, мелочи по сравнению с тем, что мы выйдем в 2000/2001 учебном году на 90% обеспечения учебниками начальной школы, 70% — основной и приблизительно 60% — старшей. То есть можем вздохнуть с некоторым облегчением: критическую ситуацию, когда учебников катастрофически не хватало, почти удалось преодолеть.

Школа третьего тысячелетия

Поскольку нынешний учебный год — последний перед введением двенадцатилетки, естественно, я не могла не поинтересоваться у Виктора Александровича, какой, на его взгляд, будет украинская школа третьего тысячелетия? И вот что услышала в ответ:

— Школа, сейчас формируемая, будет иметь совершенно иную философию. Скажем, нынешняя основана на классно-урочной системе. Мы же потихоньку станем внедрять групповую (в некоторой степени соответствующую классно-урочной) и индивидуальную формы обучения. К примеру, старшеклассник, который будет учиться уже в профильной школе, сможет избрать именно последнюю — приходить в класс только для оценки своих знаний. Точно так же ему никто не запретит заниматься по ускоренному графику — выучить одну или несколько дисциплин и пройти госаттестацию.

Сейчас многие родители интересуются: с введением двенадцатилетки ребята будут заканчивать школу в 18—19 лет, не поздновато ли? Но индивидуальная форма обучения даст возможность парням и девушкам, не желающим до этого возраста сидеть за партами, заканчивать школу раньше. Потом, если родители не хотят отдавать ребенка в первый класс шестилеткой, мы никого не намерены заставлять это делать. Тем более что будет предоставлена возможность учиться дома. И мальчика или девочку, освоивших программу первого класса с родителями, могут зачислить сразу во второй класс.

Подумываем о создании в Академии педнаук подразделения, которое станет целенаправленно заниматься учебниками, пособиями и т. д. Нынешние учебники частенько (и, должен сказать, справедливо) критикуют за их перегруженность, слишком большой объем текста и т. д. В большинстве своем они рассчитаны на репродуктивный подход к учебе: прочитал — пересказал. А учебник должен иметь схемы, таблицы, отрывки из прессы и т. п. Короче, составлен так, чтобы помочь ребенку научиться анализировать, логически мыслить. Именно такие учебники необходимы.

Нужно очень многое пересмотреть с точки зрения содержания образования в целом. К примеру, какую литературу наши дети должны изучать? Такой ревизии мы еще не делали, только изъяли на первых порах независимости государства явно заидеологизированные произведения, но совершенно не добавили литературу гуманистической направленности. Давайте посмотрим: чему мы вообще учим подрастающее поколение? Заканчивая изучать, скажем, курс биологии, наш ребенок не умеет жить в гармонии с природой, заботиться о собственном здоровье. Получается, образование само по себе, а жизнь сама по себе. А ведь каждый из нас должен не просто иметь представление, под каким ребром находится печень, а знать, как нужно питаться, чтобы печень эта была здоровой. Или, предположим, человек в течение шести лет учит иностранный язык, а в итоге не может общаться даже на элементарном уровне. Человек заканчивает школу и не в состоянии высчитать, сколько квадратных метров в комнате, грамотно написать заявление, заполнить анкету, оформить какой-то документ. Что это за образование? Кому оно нужно?

Все вышеперечисленное, конечно, колоссальный пласт работы. Но нас в некоторой степени спасает то, что согласно закону «Об общем среднем образовании» новая структура и новое содержание среднего образования будут вводиться постепенно. Так, в следующем году мы обязаны дать новые программы и новые учебники для 1-го класса, через год — для 2-го и так далее. И я верю, нет, убежден: не за горами тот день, когда наша школа станет по-настоящему гуманной, толерантной, школой, в которую дети будут ходить с радостью.