UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что делать с репетиторством в школах? Советы международных экспертов

Школьные репетиторы - это бизнесмены-кровопийцы, которые вытягивают из родителей деньги, или спасатели, без которых не обойтись в нашей кризисной системе образования, где не хватает индивидуального подхода, качественных учебников и программ? И что делать с репетиторством - поддерживать или искоренять?

Автор: Оксана Онищенко

Школьные репетиторы - это бизнесмены-кровопийцы, которые вытягивают из родителей деньги, или спасатели, без которых не обойтись в нашей кризисной системе образования, где не хватает индивидуального подхода, качественных учебников и программ? И что делать с репетиторством - поддерживать или искоренять?

По учительскому и родительскому сообществам прокатилось цунами - министр образования Лилия Гриневич заявила, что будет бороться с репетиторством в школе. Правда, позже сама министр объяснила, что репетиторство необходимо по многим причинам, и бороться надо не с репетиторством вообще, а с теми его проявлениями, где есть конфликт интересов, "когда учитель равнодушно работает на уроке, а потом подчеркивает родителям, что детям следует заниматься с ним отдельно за дополнительную плату". Такие предостережения есть в исследовании "Обзоры ОЭСР на тему добропорядочности в образовании: Украина 2017", проведенном в Украине Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (далее - Обзор, Отчет).

Действительно, в Обзоре определены восемь слабых мест украинского образования, способствующих недобросовестности, и среди них - репетиторство.

При этом международные эксперты отмечают, что вообще-то нет единого взгляда на репетиторство, отношение к нему очень разное - от утверждений, что эта практика неэтична со стороны учителей, и до общего поощрения и восприятия ее как признака заинтересованности родителей в более качественном образовании для своих детей. Есть и те, кто рассматривает репетиторство как бизнес-возможность, часть более широкой дополнительной преподавательской индустрии - например, такой позиции придерживаются в Японии и Южной Корее.

Но как бы мы ни относились к репетиторству, следует понимать, что оно является лишь верхушкой айсберга, внешним проявлением более глубоких проблем в образовании.

Авторы Отчета называют несколько таких проблем. Прежде всего, это неудовлетворительное качество преподавания в школе и перегрузка. "Родители утверждают, что репетиторство от школьных учителей помогает обогащать знания детей и необходимо, чтобы компенсировать ограниченную эффективность обучения в классе - из-за слишком большого количества учеников, перегруженной учебной программы и недостаточной внимательности их детей", указано в Отчете.

Еще одна проблема, о которой сигнализирует репетиторство, - это сомнения родителей в том, что школьные программы отвечают программам ВНО. "Те, кто создавал ВНО, считают, что оно должным образом отвечает школьной программе. Однако у родителей и детей, с которыми встречалась обзорная команда, другое мнение", сказано в Отчете. Как известно, программы ВНО составляют на основе школьных программ, утверждает их Министерство образования.

Международные эксперты, готовившие Обзор, обсуждали эту проблему со специалистами нескольких престижных украинских университетов и институтов повышения квалификации. Украинские эксперты считают, что "между ВНО и материалом, который преподают в школе, есть несоответствие, но оно не касается содержательной части. Скорее, оно проистекает из самого формата ВНО, который менее знаком учащимся, чем другие формы оценивания. На самом деле, это первый (и последний) раз во время получения образования, когда они сталкиваются с многовариантными тестовыми вопросами. При этом сам экзамен очень важен для их образовательной карьеры".

Такой вывод частично подтвердили и интервью с учащимися, которые рассказали обзорной команде, что на дополнительных занятиях по подготовке к ВНО больше всего усилий тратят на то, чтобы научиться применять знания, полученные в школе от разных учителей и из разных учебников.

Репетиторство является также проявлением проблемы неравного доступа к образованию, поскольку оплатить услуги репетитора могут себе позволить не все. Так, по данным Госстата, в 2016 г. затраты украинских домохозяйств на частные дополнительные занятия составляли 24% от общего дохода семьи. "Это отвечает результатам из других стран, где дети более богатых родителей больше склонны посещать репетиторов, чем дети из неимущих семей", читаем в Отчете.

Представляя этот Обзор публично, директор департамента образования и навыков ОЭСР Андреас Шляйхер подчеркнул, что репетиторство - это феномен, требующий вмешательства органов власти.

В Отчете указано, что в других странах борются с недобросовестностью в репетиторстве двумя способами: регулируя предоставление соответствующих услуг и уменьшая спрос.

Какие шаги помогут регулировать репетиторство? Прежде всего, нужно определить, какие его формы являются незаконными и содержат конфликт интересов. Понятие "конфликт интересов" сформулировано в законе "О предотвращении коррупции", однако оно не касается учителей. Поэтому можно его расширить или прописать в законах "Об образовании" или "Об общем среднем образовании", считают составители Отчета.

Почему, по мнению экспертов, так важно, чтобы термин "конфликт интересов" применялся и к учителям? Потому что "тогда можно было бы запретить осуществлять деятельность и поддерживать отношения, которые могут рассматриваться как мешающие выполнению профессиональных обязанностей учителей; и обеспечить эффективные процедуры решения ситуаций, где возникает конфликт интересов", указано в Отчете.

Международные эксперты считают, что опыт других стран может пригодиться украинской власти. Например, в Литве вопрос репетиторства решается в законе "Об образовании". В нем дается определение понятия репетиторства ("учитель-фрилансер"), устанавливаются детальные процедуры регистрации, требования к обязательствам репетитора (этические принципы, безопасность учащихся, место проведения занятий), дается разрешение учителям проводить частные занятия, но не со своими учениками. Такие нормы международные эксперты рекомендуют внедрить и в украинское законодательство. Очень важно при этом продумать процедуру сообщения о нарушениях и механизме реагирования на них (штраф, понижение квалификационной категории и т.п.).

Что можно сделать для того, чтобы уменьшить спрос на репетиторство? Есть несколько рекомендаций: предоставить более качественную обратную связь родителям относительно процесса обучения; упрочить убеждение, что подготовиться к ВНО можно на обычных школьных уроках (разъяснительная работа УЦОКО, стимулирование учителей использовать методы оценивания, подобные ВНО); поощрять учащихся пользоваться предоставленными государством возможностями подготовки к ВНО (доступные онлайн-версии теста, а также пробное ВНО помогут ознакомиться с форматом вопросов, протестировать и развить свои навыки).

Повышение зарплаты педагогов, по мнению международных экспертов, также может уменьшить стимулы для злоупотреблений, но в этом вопросе нужно действовать осторожно: "Без должного оценивания условий работы учителей и определения их реального уровня доходов более высокие зарплаты могут стать дорогим и неэффективным решением, которое ощутимо не повлияет на практику репетиторства".

Таким образом, Отчет ОЭСР обнародован, рекомендации мы услышали. Что будем делать?

"Избавиться от необходимости репетиторства, по мнению Лилии Гриневич, помогут два структурных изменения: создание старшей трехлетней профильной школы и повышение социального статуса учителя", отмечено на официальном сайте МОН. "В 2016 г. была повышена заработная плата педагогам в среднем на 50%, МОН работает над дебюрократизацией школы, чтобы высвободить время учителей для работы с учащимися, а не на выполнение разной бюрократической отчетности, которую от них требуют в большом количестве", цитирует сайт ведомства Лилию Гриневич.

Между тем очевидно, что рекомендации международных экспертов шире и глубже. Конечно, это всего лишь рекомендации, и мы не обязаны их выполнять, но они могут дать толчок нашим дискуссиям и стимулировать определенные шаги.

Да, эти шаги потребуют некоторых усилий. Они не будут популярны среди части педагогов, которым наступят на мозоль, а следовательно, и среди законотворцев, страдающих популизмом. По этой же причине нормы о репетиторстве будет трудно встроить в законы. Но очевидно, что проблему недобросовестности, связанную с репетиторством, нужно решать.