Тема литературного образования в современной школе, поднятая Григорием Клочеком на страницах газеты «Зеркало недели», получила широкий резонанс и уже давно себя переросла, поскольку попутно выяснилось, что существует еще целый воз наболевших и нерешенных вопросов. Это и несовершенство школьной программы по курсу украинской и зарубежной литературы, и урезанное количество часов на эти предметы, и перегруженность школьников учебным материалом, и, в конце концов, вопрос — кто в этом виноват...
Да, все это есть в современной школе. Но, по моему мнению, все это — не причины, а последствия, горькие плоды «гуманитарной катастрофы», о которой говорил Григорий Дмитриевич в статье «Королева искусств — на задворках образования» («ЗН», №44, 2007 г.). Катастрофа эта произошла в головах людей. Мы живем в сумасшедшем ритме, и двадцати четырех часов в сутки нам уже давно не хватает. Человек куда-то бежит, торопится решать глобальные проблемы, забывая, что в этой погоне так легко потерять себя!..
Вот и остаются все нерешенные проблемы учителям-словесникам. Как научить ребенка Добру, когда жестокость и насилие заполнили телеэкран? Как убедить, что любовь — это не то, что строят в проекте «Дом-2»? Как объяснить, что настоящие музыка и пение — далеко не то, что предлагают современные однодневные горе-певцы?!
А воспитывать нужно Словом, Красотой, собственным примером. И это все по силам грамотному филологу и квалифицированному педагогу. Тем не менее иногда складывается впечатление, что некоторые произведения помещены в учебник украинской литературы специально для того, чтобы, прочитав их один раз, уже больше никогда о них не вспоминать.
Возьмем, например, учебник по украинской литературе для 8 класса (под редакцией Е. Мищенко Українська литература: підр. для 8 кл. загальноосвітн. навч. закл. — К: Генеза, 2008 г.). А там сказочка «Червона Шапочка (Стара казка на новий лад)» Евгения Дударя. Следуем сюжету. Вот Красная Шапочка —ровесница наших восьмиклассников — «сіла під кущ, випила вина, з’їла пиріг (який несла хворій бабусі), дістала з потайної кишені джинсів цигарку. Запалила, смалить» — замечательная картина! Достойный пример для подражания! Становится жаль Волка, на которого «дихнула Червона Шапочка перегаром вина й тютюну. Вовк очманів». Еще бы, любой «очумел» бы, ведь она еще и каталась до утра «на ньому, заганявши тварину до напівсмерті». Каким образом она его «загоняла», история умалчивает.
Зачем это восьмиклассникам? Более уместно, думаю, было бы напечатать эту сказку в журнале «Перец», но не в учебнике, в котором должны находиться лучшие достижения украинской литературы и критической мысли. Понимаю: эта сказка должна была заставить детей задуматься над поведением аморальной Новой Красной Шапочки, но ведь погружение детей в негатив — не метод, потому что воспитывать нужно высоким, низкое им и так щедро раздают телевидение, желтая пресса, сомнительные интернет-сайты и компьютерные игры.
Кажется, работаем не на качество, а на количество. Зачем все усложнять? И это касается не только уроков литературы, а вообще перегруженной школьной программы. Возможно, у ребенка уже и сил нет на чтение после того, как он приготовит другие шесть-семь предметов. Есть ли у современного десятиклассника время на «Войну и мир» после курса химии, биологии, физики, алгебры почти университетского уровня І—ІІ курсов? Потому и не могут они, как ни старайся, из более ста персонажей этого произведения назвать хотя бы десять, ведь в лучшем случае читали шедевр мировой литературы в хрестоматии.
Еще один момент, который не может не радовать. В учебниках зарубежной литературы под редакцией Ю.Ковбасенко и Л.Ковбасенко большинство текстов русских писателей, преимущественно поэтов, напечатаны в двух вариантах: на языке оригинала и в переводе на украинский. Это чрезвычайно важно, ведь каждому филологу известно, как непросто средствами одного языка передать богатство другого.
Конечно, тема литературного образования требует вдумчивого подхода к ее решению. Необходимо усовершенствовать и пересмотреть школьную программу, сделать ее не только более доступной, но и интересной для ребенка. Только тогда мы сформируем свою «гуманитарную ауру нации», общество украинцев, которое любит читать.