UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чикагский урок

Усвоят ли его украинские политики накануне выборов?

Автор: Павел Полянский

До сих пор без надлежащего внимания СМИ, в частности образовательных, остается событие, без преувеличения, всколыхнувшее американское общество накануне тамошних президентских выборов. Впервые за последние четверть века в Чикаго (штат Иллинойс) началась массовая забастовка 30 тысяч учителей государственных школ и вспомогательного персонала. После объявления 8 сентября профсоюзом работников образования забастовки 350 тысяч учеников оказались вне школ, поставив родителей, социальные службы и правоохранительные органы перед необходимостью чем-то занять их, чтобы уберечь от соблазнов улицы.

Акция началась после того, когда в процессе десятимесячных напряженных переговоров между профсоюзом третьего по величине школьного округа страны и школьной администрацией так и не удалось договориться об улучшении условий работы и повышении зарплаты. Собственно, штат Иллинойс в Соединенных Штатах не входит в число лидеров по качеству школьного образования (тестирование, проведенное в 2011/2012 учебном году, показало, что чикагские школьники в среднем на 10-20% хуже, чем их ровесники из других уголков США, читают, знают математику и естественные науки), но проблемы учителей типичны и для других штатов. Наверное, близки они и украинским педагогам, а потому заслуживают внимания политиков, в частности кандидатов в народные депутаты.

Что же не устраивает чикагских учителей, акция которых расколола американское общество? Одни поддерживают их требования, другие же, преимущественно родители учеников, оказавшихся вне школы, и чиновники, осуждают, обвиняя чуть ли не в вымогательстве. И в самом деле, средняя зарплата учителя государственной чикагской средней школы в прошлом учебном году составляла 74 939 долл. В перерасчете на украинскую национальную валюту, это около 608,5 тыс. грн. «Нам бы их проблемы!» - скажут украинские учителя, и возразить им в этом невозможно. Однако за океаном, да и в Европе, как известно, другие стандарты жизни и, соответственно, другие ожидания.

Одно из главных требований педагогов-забастовщиков - повышение в течение четырех лет зарплаты на 16%, на что из бюджета штата пришлось бы дополнительно выделить 380 млн. долл. Как заявляет профсоюз учителей, этот шаг является необходимым для того, чтобы стимулировать учителей и в дальнейшем работать в государственных школах, а не переходить в более высокооплачиваемые частные или вообще бросать учительствование.

Следующее требование понятно учителям тех украинских школ, которые закрываются или находятся под угрозой закрытия: в случае закрытия школы учитель должен гарантированно в течение пяти месяцев получить рабочее место в том учебном заведении, в которое будут переведены его ученики, или в другой школе, если его это устраивает. Другой вариант - получать не менее чем в течение трех месяцев свою предыдущую зарплату и тем временем самостоятельно искать новое рабочее место или переквалифицироваться. За учителем же, который по другим уважительным причинам (болезнь, травма и т.п.) был вынужден временно оставить школу, в течение года сохраняется право вернуться в нее на ту же должность с тем же жалованьем или, по его желанию, в другую школу.

Как и в Украине, в американской образовательной системе существует необходимость беспрерывного повышения учителем своего профессионального уровня и прохождения (у нас каждые пять лет) соответствующей сертификации (аттестации). Критерии оценивания деятельности учителя становятся все более жесткими, ведь само образование беспрерывно меняется. При этом украинский учитель обычно должен переориентироваться на очередные (в последнее время некоторые громко называют их «новыми» и даже «революционными») стандарты, повышение квалификации в украинских реалиях признается только тогда, когда оно происходит в институте последипломного педагогического образования, а не там, где считал бы для себя полезным сам учитель. В Америке нет монополии государственных учреждений на переподготовку учителей. Потому требования чикагских забастовщиков относительно этого заключаются в еще большей либерализации процедуры сертификации учителя путем расширения представительства учителей-практиков в соответствующих агентствах по сертификации.

Чикагские работники образования также требуют изменений в системе оценивания результативности (читай - профессиональной пригодности) работы педагогов. Ныне под угрозой увольнения в связи с внедрением новой американской системы оценивания, которая базируется на стандартизированных тестах, оказались 6 тыс. чикагских учителей. Педагоги считают неприемлемой систему, которая по-бухгалтерски, в баллах, измеряет только профессиональные знания учителя по предмету и совсем не учитывает условий его работы, сложности ученического коллектива и, самое важное, - усилий, прилагаемых учителем, чтобы заниматься запущенными в педагогическом смысле учениками. Многие из них, к тому же, живут в неблагополучных семьях, в нищете, имеют наследственные и приобретенные серьезные заболевания как физического, так и психического характера, вредные привычки и т.п. Чикагские учителя считают, что главным показателем работы учителя должны быть не сухие статистические данные, полученные по результатам тестирования учеников или педагогов, а тот прогресс, которого достигает учитель в своей работе, те положительные изменения, которые происходят в подопечных в результате деятельности учителя.

Конечно, учителя в США справятся со своими проблемами; большинство требований полностью или частично власть удовлетворит, относительно других дискуссия будет продолжена; дети, наконец-то, вернутся в классы. Важно, чтобы и в Украине был усвоен «чикагский урок», особенно в контексте предвыборной борьбы. Независимо от расклада сил в новом парламенте депутатам необходимо будет проявить политическую волю и принять новое рамочное законодательство об образовании, которое содержало бы принципиально новую философию формирования заработной платы педагога, гарантировало предоставление ему свободы в выборе форм и места повышения профессионального уровня, децентрализацию заказа образовательных услуг, их предоставления и оценивания, демонополизацию государства на управление учебными заведениями и их финансирование, автономию во многих аспектах для учебных заведений и академические свободы, внедрение образовательных кредитов и другие изменения.

Сделать это нужно будет депутатам нового созыва не потому, что, дескать, «мы обещали своим избирателям», а потому что это необходимо обществу независимо от партийных или политических предпочтений разных его представителей.