UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» ОБРАЗОВАНИЯ

Девять месяцев — именно такой символичный срок понадобился рабочим группам, проводившим аналити...

Автор: Павлина Семиволос

Девять месяцев — именно такой символичный срок понадобился рабочим группам, проводившим аналитические исследования в украинской образовательной системе, чтобы представить результаты своих трудов на суд широкой общественности.

Исследования, о которых идет речь, — часть комплексного проекта «Программа поддержки выработки стратегии реформирования образования», стартовавшего в январе 2001 г. Напомним читателям: проект осуществляется при содействии Международного фонда «Відродження», Программы развития ООН в сотрудничестве с Институтом образовательной политики (Будапешт, Венгрия). Цель начинания — помочь нашему правительству сформировать новую образовательную политику.

Работа в рамках «Программы...» идет по трем основным направлениям. Во-первых, помощь в написании проекта Национальной доктрины развития образования Украины. Во-вторых, привлечение максимального количества граждан страны к ее разработке. Как это реализуется на практике? Мы с вами включаемся в общенациональное обсуждение предполагаемых (и уже внедряемых) реформ. А затем под давлением общественного мнения происходит определенная коррекция плана действий. И, в-третьих, работа семи аналитических групп, главная задача которых — дать четкий и лаконичный ответ на вопрос: каковы ключевые проблемы современной украинской школы?

Что касается выводов, к которым пришли аналитики, то назвать их сенсацией, значит, очень сильно погрешить против истины. Умозаключения исследователей скорее упорядочили и систематизировали все «черные дыры» нашего образовательного пространства. Одним словом, о проблемах и недостатках знал каждый, но весьма приблизительно представлял, так сказать, их конфигурацию и масштабы. Насколько точно итоги девятимесячных усилий аналитических групп отражают реальное положение дел в образовательном секторе Украины? Риторический вопрос. Фокус в том, что результаты упомянутых исследований попросту не с чем сопоставлять. Столь всеобъемлющей «ревизии» наша школа доселе не подвергалась. Поэтому безусловными достижениями являются и само обретение точки отсчета — первой украинской «энциклопедии» образовательных проблем, и то, что для составления наши ученые впервые применили давно используемый в цивилизованных странах и доказавший свою эффективность метод под названием «анализ политики».

В целом основные итоги исследований можно охарактеризовать словосочетанием «тьма беспросветная». Да-да, именно беспросветная, поскольку контрмеры, предлагаемые аналитиками для выхода из кризисной ситуации, весьма схематичны и носят скорее декларативный, нежели прикладной характер. Вообще же от картины, выкристаллизовавшейся в результате работы исследовательских групп, как ни странно, веет перестроечными временами. Помните, насколько популярно тогда было ругать все и вся? С другой стороны, столь высокая концентрация мрачных красок при наличии весьма эфемерного их нейтрализатора заставляет крепко задуматься: не стоим ли мы на пороге тотального краха украинской образовательной системы?

Судите сами. Исследователи констатируют: следствием нынешней катастрофической ситуации станет сокращение количества учащейся молодежи. У государства же напрочь отсутствует соответствующая политика, не выработаны рычаги влияния на ситуацию, в том числе и через систему образования.

Характерной чертой законодательства Украины, регулирующего отношения в образовательной отрасли, является его фактическая необязательность для конкретных исполнителей, возможность пренебрегать его нормами.

По мнению исследователей, слишком затянулась разработка госстандартов высшего образования, причем по ряду направлений нет даже их проектов.

Почти 42% украинских ректоров, свыше 30% завкафедрами и 54% профессоров — люди пенсионного возраста. В то же время только 13% доцентов на данный момент не исполнилось сорока.

Международные связи украинских вузов ограничены и непаритетны из-за недостаточного знания иностранных языков, нехватки информации о международных организациях и возможностях сотрудничества, ограниченного доступа к современным коммуникационным системам, фактической неприоритетности интернациональных контактов, причиной которых являются тяжелейшие материальные условия нашей высшей школы.

В Украине отсутствует система мониторинга качества образования. Система показателей деятельности учебных заведений носит либо сугубо декларативный, либо статистический характер, который мало стыкуется с международными системами показателей качества, используемыми в рейтинговых оценках. Продолжается дискуссия относительно необходимости изобретения «идеальной модели качества образования». Однако слабая подготовленность учителей в вопросах современных методов педагогических измерений и оценивания существенно усложняет процесс внедрения системы мониторинга как на государственном уровне, так и на уровне учебного заведения.

Педагогическое образование Украины имеет устаревшую структуру подготовки кадров. У него нет эффективных механизмов реагирования на постоянно меняющуюся ситуацию. Недостаток же квалифицированных педагогов обрекает на неудачу значительную часть перспективных реформационных проектов в государстве.

За годы независимости снизился уровень межэтнической толерантности, возросла нетерпимость к «другому». Система образования не готова к внедрению основ поликультурности. Однако истоки проблемы не в этом, а в глубинной мировоззренческой, собственно, нравственной неготовности украинского общества к последовательной, осмысленной поликультурности.

Традиционно одними из самых болезненных в очередной раз признаны вопросы финансирования образования. Достаточно отметить, что, по убеждению аналитиков, наши учебные заведения недополучают от 40 до 60% необходимых для их нормального функционирования денег.

В сфере управления образованием исследователи также выделили ряд острых проблем. Среди них, в частности, отсутствие действенных механизмов контроля за выполнением существующих законодательных актов. Акцентировано внимание и на невозможности увеличить учительскую зарплату на местном уровне. Вызывает серьезную обеспокоенность неудовлетворительное техническое состояние помещений общеобразовательных школ. А чего стоит сам факт, что решение этого вопроса теперь целиком и полностью является головной болью исключительно администрации учебных заведений?.. Как вы понимаете, все названное выше — отнюдь не полный перечень «горячих точек», нанесенных исследователями на образовательную карту страны.

Учитывая, сколько времени понадобилось аналитическим группам для работы, можем констатировать: на свет появилось весьма болезненное дитя с печальным взором. Сможем мы его выходить, вырастить, вывести в люди? Ведь до сих пор в списке достоинств родителей малыша, увы, не значились ни дальновидность, ни стремление на деле изменить ситуацию к лучшему...