В Черкасском национальном университете имени Б.Хмельницкого прошли выборы ректора. Ректориана в Черкассах длилась без малого полгода и сопровождалась двумя встречными волнами голодовок, пикетами, митингами, шантажом и провокациями. Но все имеет свой конец. Подошла к финалу и эта эпопея. Десятого мая общее собрание трудового коллектива ЧНУ тайным голосованием выявило двух из шести наиболее рейтинговых претендентов на ректорское кресло…
А началась эпопея почти в тот самый момент, когда определился исход президентских выборов, на которых ректор ЧНУ Анатолий Кузьминский являлся доверенным лицом В.Януковича по 197-му избирательному округу. Первая робкая атака на ректора Кузьминского была предпринята 8 декабря. В тот день на ученом совете университетские революционеры потребовали отставки членов ректората, которые, по их утверждению, оказывали на студентов в период выборов давление в пользу Януковича. Вопрос об отставке А.Кузьминского тогда еще не ставился. Ученый совет отказался от рассмотрения вопроса по роспуску ректората. После чего пламя конфликта пригасло; своим чередом началась учебная сессия, наступил новый 2005 год, своим чередом завершилась сессия, пролетели и зимние каникулы… И вдруг огненная стихия вновь вырвалась на поверхность.
21 февраля в ЧНУ состоялось совместное заседание ученого совета, профкома вуза и студсовета, на котором оранжистами был поставлен вопрос о доверии А.Кузьминскому. Из 84 голосовавших четверо высказались за недоверие ректору, столько же воздержались и 75 человек поддержали Кузьминского. «Пора» тут же приступила к акции «За справедливость до конца». 22 февраля представители «Поры» и «Студенческой волны» провели пикетирование университета. На следующий день, 23 февраля, делегация преподавателей и студентов с лозунгами в поддержку Кузьминского прошествовала по городу и остановилась, скандируя лозунги, под окнами кабинета главы облгосадминистрации Александра Черевко.
Страсти накалялись. 24 февраля 12 студентов — ниспровергателей Кузьминского — и двое членов «Поры» начали в левом крыле холла главного корпуса ЧНУ бессрочную голодовку, требуя отставки ректора. 25 февраля сторонники ректора созвали пресс-конференцию и в свою очередь заявили о начале кампании «Пора учиться», пригласив активистов «Поры» сесть за стол переговоров. «Пора» отказалась, после чего 16 студентов — защитников Кузьминского — объявили о начале собственной бессрочной голодовки. Лагерь защитников ректора был устроен в нескольких метрах от стана оппонентов, в правом крыле корпуса. В суд конфликтующие стороны не обращались. Коллектив ЧНУ оказался расколот. Голодовка повергла часть преподавателей в шок. Кузьминский, оказавшийся на тот момент в больнице, прибыл в университет и просил студентов прекратить голодовку. В конфликт были втянуты члены правительства и все политические силы области.
26 февраля глава Черкасской ОГА Александр Черевко провёл в ЧДУ встречу с участниками противоборства. Позиция губернатора в точности совпадала с позицией вице-премьер-министра Николая Томенко, который в тот день заявил в Киеве: «Я полностью на стороне черкасских студентов, которые требуют отставки ректора». Тогда же было положено начало долгому переговорному процессу между Кузьминским и Черевко. Проблему они обсуждали и публично, и в разговорах тет-а-тет.
Аргумент главы ОГА: «Кузьминский дискредитировал себя в период президентской кампании, поэтому не имеет морального права руководить главным вузом области».
Аргумент ректора: «Меня поддерживает подавляющее большинство студентов и членов трудового коллектива, поэтому я не имею морального права уйти в отставку».
В ряде дальнейших внешних событий, заполнивших страницы черкасской ректорианы, стоит упомянуть безуспешный визит депутации защитников Кузьминского с челобитной в секретариат Президента и вполне успешную провокацию: в холле, в котором голодали участники столкновения, неизвестными лицами была разлита ртуть. Последнее событие вызвало перенос лагерей голодовщиков из холла в аудитории. Студенты протестовали; эмчээсовцы собрали 40 граммов ртути; никто не пострадал…
Такова внешняя кайма событий. О скрытых механизмах, влиявших на течение процесса, в ряде случаев можно лишь догадываться. Пока остается тайной, какое убедительное предложение было в конце концов сделано ректору, от которого тот не счел возможным отказаться и подписал заявление об увольнении. Но можно предположить, что не обошлось без угрозы, формула которой, недавно озвученная в Черкассах, в контексте подразумеваемого в скобках, читается так: «Не напишешь заявления (об увольнении), будут грести (прокуратура, налоговики, КРУ и пр.), пока не нагребут (на уголовную статью).
Почему выбор в качестве мишени пал именно на Кузьминского, одного из многих руководителей черкасских вузов, являвшихся доверенными лицами кандидата в президенты В.Януковича, особо гадать не приходится. Вероятно, власти избрали его как «тяжеловеса»: сломают его, личность достаточно масштабную, все остальные будут как шелковые.
И все вернулось на круги своя. В 2000 году также, ломая через колено прежнего ректора Федора Боечко, ОГА насильно усаживала Кузьминского в ректорское кресло. Кузьминский к тому моменту защитил лишь кандидатскую (в 1997-м, находясь на руководящем посту). Предшественник Кузьминского, в защиту которого уже были собраны подписи коллег, вдруг «добровольно» написал заявление об уходе с поста. То есть решение, как и заведено, было принято без учета мнения трудового коллектива. Кузьминский стал ректором на безальтернативной основе. Однако, на удивление многим, он оказался исключительно сильным хозяйственником. Этого и сейчас никто не отрицает. Поэтому совершенно логично, что большинство студентов и преподавателей ЧНУ, проголосовав во втором туре за Ющенко, встали на защиту ректора.
Однако власть новая, приемы старые, человек сломлен: заявление об отставке сделано. Нужно проводить выборы. Тут же оказалось, что процедура проведения выборов на практике не отработана. Прежде ректоры фактически повсеместно назначались. И.о. ректора обратился за разъяснениями в министерство. Ему ответили, что опыта ни у кого нет, мол, решайте сами в соответствии с законом. А уж министерство выберет из лиц, набравших более 30% голосов, достойнейшего.
25 апреля на общем собрании коллектива (а это более 900 человек) было решено, что в выборах ректора примет участие весь трудовой коллектив ЧНУ, а не лишь представители факультетов. Тогда же были «презентованы» общественности семь профессоров, изъявивших желание занять ректорское кресло. Однако многим было уже понятно, что основными соперниками на выборах будут двое. Один — пламенный оранжевый революционер — профессор, доктор филологических наук Владимир Полищук (завкафедрой украинской литературы и компаративистики ЧНУ). Второй — не замеченный ни в оранжевом, ни в бело-голубом стане — профессор, доктор философских наук Владимир Богданов (директор черкасского учебного центра Одесской национальной юридической академии).
Десятого мая во дворце «Дружбы народов» коллектив ЧНУ был изолирован от внешнего мира с 8.30 до 16.00. Результатом стало сообщение: «Из 923 членов трудового коллектива в голосовании приняли участие 812 человек (87 процентов). Два претендента набрали более 30% голосов. А именно: Владимир Полищук — около 33%, Владимир Богданов — свыше 41% голосов».
В.Полищук — литературный критик и член Союза писателей Украины, опыта хозяйственной деятельности не имеет, но имеет опыт практической политической работы. В.Богданов является создателем учебного центра Одесской юракадемии, и опыт успешного хозяйственника у него есть.
По имеющимся сведениям, в ректорстве В.Полищука заинтересован А.Черевко. Однако решающие слово, по имеющемуся положению, за министром образования. Заинтересованность губернатора, по мнению наблюдателей, не носит делового характера, но является элементом благодарности за активную позицию, занятую Полищуком в период оранжевой революции.
За ходом выборов и подсчетом голосов в «Дружбе народов» наблюдали 31 человек, представляющие интересы всех заинтересованных сторон. Все наблюдатели, с которыми удалось поговорить, исключают любую возможность фальсификации результатов. Однако В.Полищук в интервью, данном после подсчета голосов, сказал, что эти выборы являются микрокопией президентских выборов, хотя впрямую о фальсификации он не говорил. Таким образом, не исключено, что во дворце «Дружбы народов» черкасщане наблюдали не завершение ректорианы, а лишь завершение очередной фазы этой эпопеи.