UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕМ БЛИЖЕ К РОДИТЕЛЯМ,

ТЕМ ЛУЧШЕ.Всем Американская школа находится в процессе реформы. Она - не совсем обычная: никаким законом не регулируется, рамки и сроки ее не установлены...

Автор: Исаак Гурвич

ТЕМ ЛУЧШЕ.Всем

Американская школа находится в процессе реформы. Она - не совсем обычная: никаким законом не регулируется, рамки и сроки ее не установлены. Предполагается решительно улучшить школьное образование, а пути улучшения следует отыскать - на поиски нет ограничений.

Реформистская деятельность началась в 1983-1984 гг., длится она и поныне, и когда будет поставлена точка, сказать трудно. Слишком много сложных, даже запутанных проблем, их решение плохо поддается прогнозированию.

Специалисты утверждают, что продвижение вперед немыслимо без изменения отношений между учителем и учеником. Пишут: «Нельзя удовлетвориться обучением, основанном на передаче знаний, строго предусмотренных учебным планом. Школьникам должна быть предоставлена возможность участвовать в обсуждении жизненно важных, хотя бы и незапланированных, вопросов». Основная задача учителя - не «доставка информации», а пробуждение у детей и подростков познавательного интереса; главное - научить, как надо учиться.

Рекомендации специалистов активно внедряются в практику. Сегодня типична ситуация, когда на уроке в средних, а тем более в старших классах не преподносят «новый материал», а объясняют, каким путем (или путями) можно освоить предложенную тему, когда чередой идут задания, требующие мыслительной активности и поисковой работы («составь отчет о прочитанном», «сформулируй проблему», «напиши сочинение-рассуждение» и т.п.).

Как выяснилось, далеко не всегда школьник обнаруживает достаточное умение мыслить в заданном ключе. И естественно, если он обратится за помощью к родителям, которые должны быть к этому готовы.

Увы, пока действительное значительно расходится с желаемым.

Во-первых, старшие, и родители в том числе, в ряде случаев не в состоянии помочь младшим - в силу своей некомпетентности, а то и просто необразованности (это прежде всего относится к семьям, живущим за чертой бедности, а их по 25-30% в большинстве штатов).

Во-вторых, не только у отцов, но теперь и у матерей не хватает времени - примерно две трети женщин работают, и число их с каждым годом увеличивается.

В-третьих, часть родителей занимает «позицию недовольства», охотно выступая в роли критиков школы, но отнюдь не ее помощников.

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с разного рода семейными коллизиями, связанными со школой... Звонит моя знакомая, у нее сын - восьмиклассник. Ему требуется написать сочинение на тему: «Как в Америке проходят выборы президента» (было это накануне избирательной кампании). Мать возмущена, задание ей кажется слишком трудным для четырнадцатилетнего мальчика, причем свой вывод она ничем не мотивирует, кроме материнской интуиции. По профессии мама - модельер, от педагогики весьма далека, но о школе судит решительно и безапелляционно. Что педагогика - такая же наука, как физика или химия, ей в голову не приходит (кстати, и многим другим - тоже). С ее точки зрения, для оценки школьных планов, программ, даже методов обучения в специальных знаниях нет необходимости. Дома имеется компьютер, используется он главным образом в игровых целях, извлекать из него полезную информацию никто в семье не умеет. Я посоветовал пойти в библиотеку, порыться в справочниках, энциклопедиях, найти все, что нужно для сочинения, на что последовало возражение: «Поздно. Работу надо сдавать завтра». К тому же сын, по сведениям матери, библиотечными услугами пользоваться не привык.

Мне стало понятно, что от меня ждут не совета, а рассказа, который затем можно будет, чуть-чуть поднапрягшись, превратить в сочинение.

...Другая семья, где отец инженер, а мать - агент по продаже недвижимости. Сын - в девятом классе, ему дано задание написать о реформах в России. Родители по этому поводу неудовольствия не выразили, напротив, показали сыну, где имеются источники информации. В частности, ему очень помог компьютер, которым его научили пользоваться не только для игры, но и для дела.

Но вернемся к реформе. К той ее части, которую связывают с родителями. Чтобы повысить их активность, предлагается максимально (разумеется, с учетом местных условий) приблизить мам и пап к школьным проблемам и заботам. С этой целью включать их в школьные «команды» (комиссии, советы), на равных правах с учителями и представителями администрации. При этом родителям обеспечивается статус «принимающих решения» (decision-makers). Эксперименты свидетельствуют, что голос «человека из семьи» полезен при выработке оптимальных вариантов обучения, а родители начинают ощущать себя членами школьного коллектива.

К сожалению, пока связи «семья-школа» оставляют желать лучшего. Только половина недавно опрошенных учителей расценивает контакты с родителями как «частично удовлетворительные», а каждый четвертый находит их «неудовлетворительными». Есть над чем задуматься.

Действенным фактором образования, по наблюдениям специалистов, является «культурная традиция», если она поддерживается семьей. Замечено: «Белые из Северной Европы, желтые из стран Азии, черные с Карибских островов - все они добиваются успехов в учении не без воздействия привитого им с детства уважения к знанию, учению, образованности. Ценности культуры в этих этнических группах почитаются как семейные ценности». Учение поощряется не вообще, не в абстрактном, а в практическом плане. Родители убеждены - и это убеждение передается детям, - что хорошее образование служит залогом успешной карьеры, финансово обеспеченного будущего.

В качестве противоположного примера приводят «расчет на бедность», остро дающий себя знать в малообеспеченных семьях. «Образование не для нас», «только счастливчикам везет» - так рассуждают родители и соответственно настраивают детей, отбивая у них охоту к учебе. Расхолаживающий взгляд на школу передается из поколения в поколение, и потому преодолевается чрезвычайно медленно.

Насколько важна «культурная традиция», говорит судьба «лодочных людей» (boat people) - беженцев из Вьетнама, добирающихся до Америки на утлых суденышках, с огромным риском для жизни. Они выходят на американский берег (если удается добраться) совершенными бедняками, и начинать им надо буквально с нуля. Детям - тоже. Но их выручает привычка трудиться упорно и настойчиво. И сравнительно легко вьетнамцы овладевают английским языком, довольно быстрыми темпами поднимаются по ступеням обучения. И они большей частью обгоняют тех, кому не приходится учить язык, но в ком заложен «расчет на бедность».

Опыт проводимой реформы доказывает: чем ближе школа к родителям и чем ответственнее и заинтересованнее относятся родители к проблемам обучения, тем более очевиден выигрыш для всей системы образования.