UA / RU
Поддержать ZN.ua

Будущее образование: как искусственный интеллект меняет нашу реальность

Автор: Владимир Страшко

Будущее, преисполненное технологическими нововведениями и инновациями, уже наступило. Выставка Vivatech 2024, прошедшая в Париже, ярко продемонстрировала, как в эту секунду меняется образовательная сфера. Среди представленных проектов со всего мира были как новые образовательные платформы, так и интересные идеи о применении искусственного интеллекта (ИИ) в обучении. Сегодня наше государство находится в мировом тренде развития современных технологий, и это ощущается в каждом инновационном проекте национального стенда, представленного на выставке.

Традиционная система образования, где один метод обучения применяется ко всем ученикам, постепенно уходит в прошлое. Теперь технологии позволяют создавать индивидуальные образовательные траектории, адаптированные к потребностям каждого ученика.

Сейчас знания можно получить в любом месте и в любое время, что особенно важно для отдаленных регионов и стран с ограниченными ресурсами.

Читайте также: Какой должна быть государственная политика поддержки развития и сдерживания опасности искусственного интеллекта. Часть вторая

Революция в школьном обучении: геймификация и адаптивное обучение

Образование становится все более интерактивным и персонализированным, благодаря инновациям — геймификации и адаптивному обучению. На фоне быстрого развития технологий и появления искусственного интеллекта в образовании обучение превращается в увлекательную игру, где каждый ученик может развиваться в соответствии со своими потребностями и талантами.

Обучение как игра. Сегодня школа сталкивается с сильной конкуренцией со стороны развлекательных платформ, таких как TikTok, Minecraft и Roblox, которые привлекают внимание учеников интерактивным контентом. Но школа имеет возможность использовать геймификацию как мощный инструмент, чтобы сделать обучение не только эффективным, но и интересным. Тренд геймификации уже активно внедряется в образование в разных странах. Геймификация позволяет ученикам эффективнее овладевать материалом, развивать навыки взаимодействия и творческого мышления. Таким образом, использование игры в образовании — необходимый шаг для привлечения внимания школьников и подготовки их к жизни в современном мире, где интерес является ключом к обучению.

На выставке в Париже мы представили наш проект Edmaps — обновленную геймифицированную платформу для обучения, которая помогает ученикам Unicorn School лучше усваивать материал через игру. Похожие проекты представили компании из Германии, Японии и Британии.

В Edmaps мы используем игровые элементы, такие как награды и уровни. Этот формат обучения предполагает, что выполнение заданий и прохождение учебных материалов становится необходимым компонентом для успеха в игре. Больше выполнил — больше наград получил, занял лучшую позицию в рейтинге, построил больший игровой дом и т.п. Следовательно, школьник не тратит время на то, что не имеет ценности с его точки зрения, а играет в увлекательную игру, которая еще и нравится его родителям.

Интересным открытием стали представленные на Vivatech проекты, которые работают с большими данными для персонификации обучения. В современном мире учитель больше не единственный источник знаний, теперь знания доступны везде и всегда. Это поддерживают такие инструменты как ChatGPT, который может ответить на вопрос ученика, заменяя поисковые системы вроде Google.

Viva Technology

Адаптивное обучение. Испанская платформа Smartick использует искусственный интеллект для адаптации учебных материалов к каждому ученику. Система анализирует данные о прогрессе учеников и предлагает индивидуальные задания, чтобы улучшить их навыки. Исследования подтверждают, что адаптивное обучение повышает эффективность образовательного процесса, позволяя каждому ученику развиваться в своем темпе.

Создание персонализированных образовательных программ. Китайский проект Squirrel AI Learning использует ИИ для создания персонализированных образовательных программ. Платформа анализирует данные о каждом ученике и предлагает задания, которые отвечают его уровню знаний и потребностей. Такой подход помогает устранить пробелы в знаниях и повысить успешность, потому что каждый ученик имеет свою программу с определенным набором учебных материалов, заданий и их количеством.

Будущая роль учителя и школы. В мире, где искусственный интеллект является источником информации, важно определить, какую роль будет играть учитель. В Unicorn School мы считаем, что он останется проводником в мире знаний. Информационный шум требует наставника, который поможет ученикам ориентироваться в этом лабиринте данных.

Вспомним роман Умберто Эко «Имя розы» и роль библиотекаря, который был неким фильтром между знаниями и учениками. Библиотека бенедиктинского аббатства символизировала источник мудрости, доступный только избранным монахам. Главный библиотекарь контролировал доступ к книгам, акцентируя на опасности знания и необходимости его контролировать. Ключевая идея романа заключалась в том, что знания должны быть доступны для каждого, и это целесообразно. Но в современном мире информационного шума и хлама стало настолько много, что фактчекинг и критическое мышление становятся одними из важнейших навыков. Поэтому детям важно иметь проводника, который научит информационной гигиене и станет навигатором в огромном потоке информации.

Читайте также: 6 путей, как искусственный интеллект изменит войну и мир – Bloomberg

Современный учитель больше не единственный источник знаний, но он направляет учеников к разным источникам, таким как онлайн-курсы, образовательные платформы и искусственный интеллект. Учитель в такой системе становится ментором и наставником, помогая ученикам максимально эффективно использовать доступные знания.

Зачем же нужна школа в будущем, если знания можно получать онлайн? Ответ прост: для развития soft skills — навыков взаимодействия и работы в команде. Технологии и онлайн-образование дают доступ к знаниям, но именно школа создаст среду, где ученики смогут раскрывать свой потенциал. Исследования демонстрируют, что одно только традиционное дистанционное обучение не очень эффективно при отсутствии мотивации и утрате интереса. Не каждый взрослый способен поддерживать высокий уровень мотивации во время самостоятельного обучения, то что уже говорить о ребенке. Поэтому школа, дистанционная или очная, должна создать среду для эффективного обмена знаниями, мыслями и развития разных soft skills, необходимых во взрослой жизни.

Мировые тренды образовательной сферы выходят на новый уровень, благодаря развитию искусственного интеллекта. Это не просто технологический прогресс, это философская ломка, которая переворачивает наше понимание обучения, открывая новые горизонты. Искусственный интеллект становится движущей силой перемен, проникая во все аспекты образовательного процесса — от персонализированного обучения до автоматизации административных задач. Он может анализировать огромные объемы данных, прогнозировать потребности учеников и предлагать индивидуальные пути развития. Украина активно интегрируется в этот глобальный процесс. Деятельное участие и вклад украинских ІТ-экспертов, которые выступают ключевыми фигурами в развитии Edtech проектов, заслуживают особого внимания. Их достижения уже ощутимы в Украине и получают признание за рубежом. У них все шансы стать одним из лидеров этого процесса.