Едва речь заходит о плохих результатах ВНО, продемонстрированных выпускниками сельских школ, все (министры образования почему-то в первую очередь) начинают обвинять в этом школу...
Больше некого. Все остальные, можно подумать, буквально "выложились", обеспечивая детям самые благоприятные условия для как можно более полноценной подготовки к упомянутому ВНО. Но путь к большим достижениям этим трудолюбивым деткам внезапно преградил кошмарный ужас - сельская школа!
Да и сама нынешняя сельская школа стыдливо умалчивает о главной причине всех своих бед. Тихонько глотает обиды и обвинения. И под этот гвалт... умирает. Как и украинское село.
Нет-нет, я не сторонник демагогического "есть школа - будет село". Мне, коренному сельскому жителю, известна правильная зависимость: будет жить село - будет и школа, умрет село - умрет школа.
А типичное украинское село агонизирует. Одно из свидетельств тому - весьма существенное изменение качественного состава его населения. Прежде в селе существовала (и задавала определенный "тонус" всему сельскому существованию) некая прослойка людей (называемое "интеллигенция"), которые и себя, и свои рабочие специальности обрели благодаря усердной учебе. Они и детей своих ориентировали хорошо учиться, так как планировали, что те после школы пойдут получать специальность через полноценное образование. Посему эти дети были хорошими учениками, а их родители - верными союзниками сельской школы в ее нелегких буднях.
Но эта интеллектуальная прослойка за последние 25–30 лет практически исчезла. Поскольку нынешнему селу не нужны молодые агрономы, ветеринары, зоотехники, учителя, врачи, инженеры, работники культуры... Из этой категории населения в нем остались в основном те, кто доживает свой век и чьи дети и внуки - давно в городах. Воспитанные на должном уважении к образованию и культуре, эти дети и внуки ни в чем не уступали и сегодня не уступают своим городским сверстникам: есть среди них и генералы, и ученые, и замечательные врачи, писатели, управленцы, бизнесмены... И уже их потомками сегодня гордятся городские учебные заведения...
В то же время сельской школе в последние два десятилетия все чаще приходится иметь дело с детьми, за спиной которых - семейно-родственная учебофобия: заложенные едва ли не на генетическом уровне обида на школу и отвращение к учебно-интеллектуальной деятельности как таковой.
Отцы и деды подавляющего большинства нынешних учеников - это люди, которые в свои школьные годы не нашли для себя в учебе ничего привлекательного, зато имели от нее кучу неприятностей. Поэтому у них нет не то что любви, но даже должного уважения к умственному труду (он всегда был для них гораздо более тяжелым, нежели физический). Не сложилась у них и семейная культура учебно-воспитательной деятельности с собственными детьми (понимания приоритетов, наличия необходимого обеспечения: рабочего места для ребенка, домашней детской библиотеки, подписки, целевых ИКТ-ресурсов - терпения и настойчивости в отношениях, выработки и поддержки положительной ориентации и мотивации в отношении к получению образования). Хуже того, вместо всего перечисленного мною выше - нечто полностью противоположное, чего я даже перечислять не хочу. Но именно оно определяет приоритеты нынешней сельской среды. И места школе и полноценной образованности среди этих приоритетов нет и в помине... И уже не будет. Поскольку чем более ничтожна, духовно убога среда, тем агрессивнее ведут себя ее представители, и тем больше им хочется не вырасти над собой, а низвести до своего уровня тех, кто все еще над ними. Поэтому озлобление вызывает уже сам факт, что есть еще некий сельский учитель и что у него есть какая-никакая культура, работа и зарплата.
Зачем семье школа? Это - своеобразная "камера хранения", в которую ребенка отдают "на передержку". "Передержка" должна быть комфортной ("Нечего унижать ребенка какими-то требованиями, правилами, чтением и домашними заданиями!"). Школа должна обеспечить уют (хотя из местного бюджета ей на это - ни копейки), полноценное питание (хотя это вовсе не ее забота) и... нормальные внутренние туалеты (это важнее, чем обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимым оборудованием). Способен ли режим "передержки" готовить к ВНО? А оно сильно надо? Кому?..
Для родителей дальнейшее обучение их чад в каком-нибудь вузе (а поступление туда - не проблема и с "голыми" 100 баллами, которые реально являются "нулем") - это лишь оплачиваемое ими пребывание в неких стенах ради того, чтобы когда-нибудь получить "документ", а не подготовиться к полноценной деятельности в какой-либо сфере. Это та же "камера хранения", в которой ребенок перетусуется в критические годы "созревания"... Для пребывания в ней никакие знания и даже способность их приобретать вообще не нужны. Таким образом, сельская школа в лице вузов не просто теряет своего едва ли не главного бывшего естественного союзника, но и приобретает еще одного врага.
В этой ситуации МОН (поддержанное и усиленное соответствующей информационной политикой СМИ) берется выступать в роли наиболее сильного защитника и союзника этой гнилой среды. И кормильца тех, кто, паразитируя на ситуации, рубит бюджетные деньги через различные схемы, "опоризации" в том числе. Поэтому именно МОН поручено сделать контрольный выстрел. В сердце агонизирующего организма. Ведь зачем Украине, которая и не собирается быть Украиной, село? И зачем селу, которое становится хутором, школа и библиотека?
…В принципе, сельская школа уже мертва. Ведь живым учебное заведение делает живая потребность в нем (как в учебном заведении, а не в "камере хранения") тех, кто сюда ежедневно приходит. А ее-то уже и нет. И от того, что детей из этой гниющей среды будут свозить туда, где их станет 200 или 300, ничего не изменится. И бюджета все равно не будет хватать. Даже когда исчезнут села...