«Мы очень расстроены в связи с отменой внешнего независимого тестирования для выпускников школ 2006 года. Целый год возлагали надежды на возможность честно и объективно оценить знания наших детей и по результатам этого тестирования поступить в высшее учебное заведение. Но надежды оказались напрасными.
Мы удивлены, так как в конце прошлого года было принято постановление Кабинета министров «О неотложных мерах по внедрению внешнего независимого оценивания и мониторинга качества образования». Информации на уровне страны по этому поводу мы больше не получали, только случайно в газете «Експрес» (от 02.03.2006 г.) прочитали интервью с директором Центра тестовых технологий Лилией Гриневич, которая сказала, что выпускникам 2006 года не повезло — внешнего независимого тестирования для них не будет, и только в вузах Черниговской области, в порядке эксперимента, вводится такая практика.
Мы — шокированы. Если для объективного оценивания знаний наших детей не хватает средств в бюджете, мы готовы заплатить за аренду помещений, подготовку тестовых заданий. Теперь мы также понимаем: средств в Украине хватает только на выборы, а для объективной, без вмешательства «человеческого фактора» оценки знаний их не находится. Мы хотим спросить у министра образования: где «европейский выбор»?
Такое письмо редакция получила от Ольги Биловус из Тернопольской области. Другие читатели также недоумевают: как же так — только и слышим о европейских и международных стандартах образования, о болонском соглашении, а на самом деле ничего не меняется? Вот и с внедрением независимого тестирования дело застопорилось. Неужели это предвыборная кампания и выборы виноваты? Зачем тогда было провозглашать о европейском векторе развития образования, о том, что в 2006-м вступительные экзамены в высшие учебные заведения страны будут проводиться путем внешнего независимого тестирования выпускников школ, наконец, принимать решения об этом на высшем уровне? В указе президента «О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине» (4 июля 2005 г.) задача определена предельно конкретно: «здійснення переходу протягом 2005 — 2006 років до проведення вступних випробувань до вищих навчальних закладів шляхом зовнішнього незалежного оцінювання навчальних досягнень випускників навчальних закладів системи загальної середньої освіти, передбачити відповідне фінансування цих заходів».
То, что идею тестирования ожидает полнейший провал, для многих было понятно еще осенью прошлого года, когда в МОН активно заговорили о необходимости разработки национальной модели тестирования. Мол, чужой опыт нельзя вслепую копировать, у нашей системы образования имеются свои особенности и традиции, и вообще — зачем гнать лошадей, сначала нужно «обкатать» технологию в каком-то отдельном регионе. Почему именно на Черниговскую область пал выбор? Потому что она находится ближе к столице или ректоры тамошних вузов попали в немилость столичного начальства?.. Как бы там ни было, интересно будет узнать, какова судьба этого регионального эксперимента. Тем более, что вся остальная страна будет поступать в вузы в этом году согласно новым «Условиям приема в высшие учебные заведения Украины», которые были утверджены первого февраля 2006 года приказом министра образования и науки.
В преамбуле этого документа подчеркивается: граждане Украины имеют равный доступ к высшему образованию. «Громадяни України мають право на безоплатну освіту в усіх державних та комунальних навчальних закладах незалежно від статі, раси, національності, соціального і майнового стану, роду та характеру занять, світоглядних переконань, належності до партій, ставлення до релігії, віросповідання, стану здоров’я, місця проживання та інших обставин, їм гарантується здобуття на конкурсній основі вищої освіти всіх освітньо-кваліфікаційних рівнів у вищих навчальних закладах державної форми власності за кошти державного бюджету в межах вимог державних стандартів, якщо вищу освіту за цим освітньо-кваліфікаційним рівнем громадянин здобуває вперше».
Пожалуй, на этой декларации «равность» поступления в украинские вузы и заканчивается. Потому что дальше, читая пункт за пунктом «Условия приема…», нельзя отделаться от ставшего уже классическим: «Кто шил этот костюм?». Под документом, утвержденным руководством МОН, имеется подпись директора департамента высшего образования Я. Болюбаша. Впрочем, опытному чиновнику в этой ситуации можно разве что посочувствовать: он только пришивал пуговицы и обметывал петли, а кто был закройщиком — не тружно догадаться.
О независимом тестировании в «Условиях…» речь почти не идет. Правда, в п.8 записано: «Для конкурсного відбору вступників приймальні комісії також приймають сертифікати центрів тестування з результатами незалежного оцінювання навчальних досягнень випускників навчальних закладів системи загальної середньої освіти». В то же время, согласно п. 5 фактически все вузы наделены правом на собственную аттестацию выпускников школ (чего так рьяно добивались многие ректоры): «…на базі вищих навчальних закладів може проводитись державна підсумкова атестація випускників навчальних закладів системи загальної середньої освіти за курсом повної загальної середньої освіти, результати якої на бажання вступника можуть бути зараховані як вступні випробування до вищого навчального закладу».
Это означает, что любой вуз может провести эту аттестацию, когда угодно и получить нужные результаты. Можете себе представить, какие возможности открываются перед руководством многочисленных университетов!.. Разве будут кого-то интересовать в такой ситуации сертификаты центров внешнего тестирования? Видите ли, высшие образовательные чины и руководство вузов до сих пор спорят, как засчитывать результаты внешнего тестирования, если отсутствует единая шкала оценивания знаний.
Ну а теперь об «особых условиях». Они подробно изложены в п. 15 этого документа.
«У правилах прийому до вищого навчального закладу незалежно від конкурсу при вступі на певний напрям підготовки (спеціальність) можуть установлюватись особливі умови участі в конкурсі та форми проведення вступних випробувань (співбесіда, попереднє тестування, творчі конкурси, спортивні змагання, олімпіади, атестаційні іспити тощо). Ці особливі умови можуть установлюватись для таких осіб, які досягли високих успіхів у навчанні» (дальше идет перечень, для каких именно категорий выпускников устанавливаются льготные условия поступления. — Авт.). Завершает этот перечень следующий абзац:
« — випускників системи довузівської підготовки вищого навчального закладу, а також випускників коледжів, технікумів, училищ, професійно-технічних навчальних закладів, гімназій, ліцеїв і середніх загальноосвітніх шкіл, що входять до навчальних комплексів на базі цих вищих навчальних закладів або мають з ними відповідні угоди, якщо в документі про освіту випускників — оцінки тільки достатнього та високого рівня («7» — «12» балів для випускників навчальних закладів системи загальної середньої освіти)».
Количество тех, для кого создаются «особые условия», устанавливается приемной комиссией и не должно превышать 40 % «від загального обсягу державного замовлення, доведеного вищому навчальному закладу».
Кроме того, при поступлении в вузы организовывается целевой прием.
«Місця для цільового прийому виділяються в межах обсягу підготовки за державним замовленням, але їх кількість не повинна перевищувати 25% (50% — у вищих навчальних закладах залізничного транспорту та педагогічних, 75% — у сільськогосподарських) з кожного напряму підготовки (спеціальності)». Кроме того, — что в принципе не вызывает возражений, — без вступительных испытаний в высшие учебные заведения страны зачисляются на определенных условиях участники и призеры международных олимпиад, победители всеукраинских олимпиад и конкурсов; право поступления вне конкурса предоставляется также детям-сиротам, инвалидам.
При таком раскладе, в особенности учитывая пункты 5 и 15, внешнему независимому тестированию попросту не находится места в системе координат отечественного образования. Зачем оно нужно, если можно провести собственную аттестацию выпускников школ, причем не бескорыстно? Существующая система как раз устраивает и МОН, и ректоров, и определенную часть абитуриентов (тех, кто идет в вуз лишь ради того, чтобы купить диплом). И это еще раз подтверждают «Новые условия приема в высшие учебные заведения».
* * *
Немногим более года назад, представляя читателям «ЗН» первое правительство новой власти, зарисовку о новоназначенном министре образования и науки мы озаглавили так: «Каменный век образования завершился. Наступает бронзовый?» Говорят, министр обиделся за якобы прозрачный намек на свою былую причастность к сфере профтехобразования. И все-таки, наверное, мы не ошиблись в прогнозе. Попытки поднять престиж сферы образования, в частности учителя, несомненно, заслуживают всяческого одобрения, и за это С. Николаенко снискал уважение многих просвещенцев. Но кардинальных шагов в реформировании системы образования, продвижения по пути европеизации, решимости избавиться от порочной и позорной практики приема в высшие учебные заведения — этого как раз и не наблюдается. Министр-социалист очень любит выступать с победными реляциями. «О достижениях в области образования и науки и подведение итогов работы за полугодие» — тема его недавней пресс-конференции. Вам ничего не напоминает такая постановка вопроса? Чего доброго, вскоре МОН учредит переходящее красное знамя для многочисленных университетов за количество дипломированных специалистов (читай: неучей) и введет в школах соцсоревнование.