Похоже, что в украинском обществе уже выработалось нечто вроде аллергии на словосочетание «реформа образования». С другой стороны, очевидно, что система образования в Украине нуждается в модернизации.
Одним из знаковых терминов в этой связи является «Болонский процесс» (или «Болонское соглашение»). Несмотря на то, что круг людей, понимающих содержание этого словосочетания, не слишком широк, само название уже успело набить оскомину. В немалой степени из-за того, что в течение последних лет чуть ли не каждое новое требование, спускаемое в вузы «сверху» и вызывающее очередную лихорадку среди преподавателей и студентов, связывают именно с ним. Попробуем разобраться в том, что такое пресловутая «Болонка», стоит ли нам с ней связываться, и какие реформы на самом деле нужны украинской высшей школе.
В рамках Болонского соглашения странами-участницами предполагается осуществить несколько важных шагов по сближению своих образовательных систем. Что это за шаги? Прежде всего, принятие общей двухцикловой системы высшей школы. Выпускник первого цикла, продолжительностью не менее трех лет, получает степень бакалавра. Второй цикл (продолжительностью один-два года) готовит магистров. При этом и бакалавр, и магистр — степени высшего образования. Разница между ними, упрощенно говоря, заключается в том, что бакалавр ориентирован на практическую деятельность, а магистр — на научную и преподавательскую работу.
Важной вехой Болонского процесса является внедрение учета объема знаний в специальных единицах, называемых кредитами. Смысл европейской кредитно-трансферной системы (ECTS) легко пояснить на конкретном примере. Если студент прослушал и успешно сдал курс математического анализа в одном университете, то в случае перехода в другой ему не надо слушать и сдавать курс заново: на новом месте учебы ему зачтут заработанные кредиты. И даже если в новом вузе соответствующий курс в выбранной специальности будет называться уже не «математический анализ», а как-то иначе, его не нужно будет пересдавать. Таким образом, система кредитов — инструмент унификации требований к обучению в разных университетах, позволяющий студенту без труда перемещаться из одного вуза в другой, из одного государства в другое.
Поскольку учебные кредиты сохраняются пожизненно, то, скажем, инженеру, решившему переквалифицироваться в экономисты, не надо будет терять время на вторичное «прохождение» того же математического анализа. Кроме того, если тот же инженер захочет изучить новые для себя аспекты профессии, записавшись на специальные курсы при вузе, то его общий образовательный зачет пополнится кредитами последипломного образования, и это даст ему дополнительные преимущества на рынке труда. Система кредитов обеспечивает не только мобильность, но и накопительную систему образования в течение жизни.
Существенный аспект Болонского процесса — либерализация «образовательного меню», его подбор в соответствии со способностями, желаниями и интересами каждого студента. Набор предметов, изучаемых студентом по выбранной специальности, делится на три группы. Первая группа содержит обязательные дисциплины, изучение которых происходит в строго определенной последовательности — так, как это делается сейчас. Во вторую группу входят тоже обязательные предметы, однако студент волен сам решать, в каком семестре их изучать. Третья же группа является полностью свободной для выбора, учебным планом задаются только общие направления выбора. Скажем, студентам-«технарям» вменяется в обязанность получить определенное количество кредитов по дисциплинам, входящим в серию «гуманитарных» курсов, причем, именно за ними остается решение, что именно из предлагаемого набора каждый из них будет изучать.
Помочь студентам в выборе такого рода индивидуальной «образовательной траектории» призван «тьютор», или куратор — помощник, защитник, адвокат студента. Для реализации такого подхода необходима модульная система, позволяющая сохранить нормальную последовательность изучения тех или иных научных дисциплин. Если студент, например, хочет изучить квантовую механику, ему сначала необходимо получить кредиты по математическому анализу и классической механике, входящих в так называемый модуль, завершающийся квантовой механикой.
В расширенный текст Болонского соглашения входит положение об оценивании знаний студентов, основанное, с одной стороны, на учете природных способностей и старательности каждой конкретной личности, а с другой, на сравнении этих показателей с учебными достижениями коллег, осуществляемого с помощью статистики. Для этого вводится пять градаций положительной оценки (по первым буквам латинского алфавита): А (отлично), В (очень хорошо), С (хорошо), Д (удовлетворительно), Е (посредственно). Поскольку процент освоения — величина статистическая, вводится и оценка F (неудовлетворительно), означающая, что данный курс студенту не зачтен и кредиты, выделенные на него, не учитываются.
Неотъемлемой составляющей Болонского процесса является автономизация вузов с четким разделением функций между ними и министерством.
Чтобы все вышеописанные шаги приводили к более или менее согласованному результату, предполагается разработка сопоставимых критериев и методик, помогающих достижению главной цели: созданию единой зоны европейского высшего образования с гарантированным качеством.
Закономерен вопрос: зачем оно Европе? Ответ кажется очевидным: Европа объединяется политически и экономически, а Болонское соглашение способствует объединению в образовательной сфере. Болонский процесс нужен Европе для обеспечения притока иностранных специалистов, удовлетворяющих ее образовательным и культурным стандартам.
Не менее важным является попытка Европы с помощью Болонского процесса повысить свою образовательную конкурентоспособность по сравнению с Соединенными Штатами. На сегодняшний день в Америку из-за рубежа ежегодно приезжают учиться более 650 тысяч студентов, тогда как на всю Европу приходится всего 250 тысяч студентов-иностранцев. Если же рассмотреть отдельно взаимообмен студентами между Европой и США, то с начала 1990-х годов число европейских студентов, обучающихся в США, превышает число американских студентов, обучающихся в Европе. А ведь «импортные студенты» вносят существенный вклад в экономику страны обучения: мало того, что платят за свое обучение, они к тому же тратят деньги на жилье, еду, одежду, электронную технику, развлечения и т.д.
Болонский процесс стартовал в июне 1999 года. Представители 29 европейских стран собрались в итальянском городе Болонья на празднование 900-летия старейшего университета в Европе и подписали декларацию о построении так называемой «Зоны европейского высшего образования». Главной идеей декларации является координация политики в области образования и курс на сближение национальных образовательных программ. На сегодняшний день к Болонскому соглашению присоединились 43 европейские страны, включая Россию. В соответствии с планом Министерства образования и науки Украина присоединится к Болонскому процессу в мае 2005 года на саммите в Бергене (Норвегия).
А что от этого выиграет Украина? Как утверждают западные эксперты, скорость развития научно-технического прогресса такова, что трем четвертям сегодняшних студентов и выпускников вузов весьма скоро придется работать по специальностям, которых сегодня еще нет в природе. Нынешняя жесткая, забюрократизированная, иерархическая и, что греха таить, коррумпированная система украинского высшего образования, доставшаяся нам в наследство с советских времен, просто не способна справиться с требованиями времени.
С точки зрения студентов и преподавателей, участие в европейском едином образовательном пространстве даст им новые возможности и расширит горизонты, в частности за счет предусмотренного в рамках Болонского соглашения межвузовского и межгосударственного обмена. К слову, без такого массового обмена студентами и преподавателями Украине будет трудно решить острейшую проблему очень слабого знания нашими специалистами иностранных языков. Кроме того, личное присутствие поможет украинцам наладить деловые связи и понять ситуацию на европейском рынке. Это особенно ясно видно на примере экономического и юридического образования. Разве можно вырастить высококлассного специалиста, если его учат профессора, не принимающие участия в разработке и финансировании крупных эффективных проектов, не имеющие реального опыта в области международного права?.. Такая же проблема стоит и перед нашими инженерами, конструкторами, программистами... Ведь чтобы выпускать по-настоящему конкурентоспособную продукцию, нужно прежде всего не тратить силы на «изобретение велосипеда».
Учитывая состояние украинской системы высшего образования, главным направлением Болонского процесса для нас станет либерализация высшей школы, обучение студентов принципам свободы и одновременно ответственности за свой выбор. Ведь только внутренне свободный человек, освоивший искусство принятия решений и держания за них ответа, может быть по-настоящему сознательным гражданином, а также конкурентоспособным, мобильным профессионалом. Западная практика показывает, что студент, выбравший курс на основе личного интереса, и учится совсем по-другому.
Надо подчеркнуть, что главные положения Болонского соглашения, описанные выше, не есть скороспелое изобретение составителей документа. Все они прошли апробацию временем и доказали свою эффективность — в тех же США, в Великобритании и во многих странах и вузах Западной Европы. Именно поэтому европейцы решили сделать их общепринятыми. Отличия между ними от страны к стране несущественны и носят «технический» характер. Так, например, американские и европейские кредиты имеют разную «размерность»: если американский студент должен за год получить всего 30 кредитов, то европейский — 60. Это связано с тем, что в зачетные единицы европейской системы ESTC включены не только часы прослушанных лекций и выполненных лабораторных работ, но и самостоятельная работа студента. К слову, английские зачетные единицы отличаются и от американских, и от европейских, студенту туманного Альбиона за год необходимо получить 120 кредитов.
(Во второй части этой статьи, которая будет опубликована в ближайшем номере «ЗН», на суд читателей предполагается представить предложения по реформированию украинской системы высшего образования.)