Процессы европейской интеграции охватывают все больше сфер жизнедеятельности. Не стало исключением и образование, особенно высшая школа. Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, все настойчивее работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.
На научно-практическом семинаре, проведенном МОН 21—22 ноября с.г. на базе Национального технического университета «Львовская политехника», были наработаны следующие шаги по введению модульно-кредитной системы оценивания знаний студентов, совместимой с системой (ЕСТS), принятой в Европе. Более широко рассматривалась проблема роли и места Украины в создании в Европе единого образовательного пространства на международном научно-практическом семинаре, организованном Министерством образования и науки совместно с Департаментом по вопросам высшего образования и науки Генерального директората ІV Совета Европы. На семинар прибыла группа экспертов Совета Европы во главе с директором департамента, а также представителем группы поддержки Болонского процесса. Участники семинара отметили высокий уровень готовности Украины и ее стремление присоединиться к этому процессу, определились с основными задачами и проблемными вопросами. Все это и побудило меня поделиться своими мыслями об участии Украины в Болонском процессе, поскольку именно это направление работы было и остается приоритетным.
Следует отметить, что попытки придать высшей школе общеевропейский характер фактически предпринимались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференции министров образования 1971 и 1976 годов, в Маастрихтском договоре 1992 года. Следующие годы характеризовались внедрением разнообразных программ под эгидой ЕС, Совета Европы, которые содействовали наработке общих подходов к решению транснациональных проблем высшего образования. Это прежде всего программы приведения национального законодательства в сфере образования к нормам, наработанным странами Европы, расширение доступа к высшему образованию и повышение академической мобильности студентов и их мобильности на рынке труда, создание системы обучения в течение всей жизни и многомерные задачи по сближению образовательных программ и систем, решавшиеся в рамках многочисленных программ TEMPUS/TACIS.
Наконец, в 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны (Украина в том числе), большинство из которых и сформулировали позже принципы Болонской декларации.
Уже через год четыре страны — Франция, Италия, Великобритания и Германия — подписали Сорбонскую декларацию. Этот документ был направлен на создание открытого европейского пространства высшего образования, которое, по мнению авторов, должно стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Не анализируя некоторые ее отличия от тезисов Болонской декларации, можно утверждать: в основных своих идеях оба документа похожи. Это — двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS) и т.п. Однако особенно следует выделить два тезиса Сорбонской декларации: международное признание бакалавра как уровня высшего образования с предоставлением ему права продолжать учебу по программам магистра и соблюдение положений Лиссабонского соглашения. Первый был довольно революционным для большинства стран Старого Света (отмечу, Украина сделала шаг в этом направлении еще в 1993 году). А важность второго тезиса для нашего государства в том, что все подписанты потенциально становятся и участниками Болонского процесса, начатого 29 странами Европы в 1999 году.
Именно таким образом постепенно реализовывались интеграционные процессы в сфере высшего образования европейских стран. Украина — активный участник этих процессов. Приведу несколько примеров: законы Украины «Об образовании» и «О высшем образовании», Национальная доктрина развития образования, подписанная Президентом Украины, прошли экспертизу Совета Европы. К нам приезжали специальные комиссии экспертов, которые непосредственно в наших университетах и колледжах знакомились с практикой внедрения задекларированных законодательством норм. Отрадно, что их вывод был положительным.
За период с 1993-го по 2003 год высшие учебные заведения Украины вместе с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS. Это дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании.
Если сравнить все это с задекларированными в г. Болонье принципами, то нетрудно прийти к выводу: избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам. Хотя необходимо провести еще довольно значительную работу.
Высказываются разные предложения по усовершенствованию схемы построения ступенчатого высшего образования. Мы в министерстве с пониманием их воспринимаем и поддерживаем эксперименты наших университетов. В качестве примера назову интересную схему Национального аграрного университета, органично объединяющую в себе принципы нашей и американской структур высшего образования. Проектирование образовательных структур и введение новых моделей и программ подготовки, как свидетельствует опыт всех стран, в том числе и Украины, — процесс чрезвычайно сложный. Новации должны восприниматься не только просвещенской общественностью. Главное — чтобы их понимали и воспринимали те, кто учится, и те, кто предоставляет работу. Именно поэтому принципы Болонской декларации решено полностью внедрить в 2010 году, а 2005-й определен как промежуточный этап мониторинга сделанного.
Вряд ли сегодня кто-то сможет спрогнозировать все конечные результаты от реализации идей Болонской декларации для европейского образования. Но понятно одно: медлить, выжидать и таким образом отдаляться от Европы недопустимо. Тем более что большинство достижений и традиций в образовании каждой страны все равно будут сохранены.
Более того — то же Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и преследует цель создания условий, при которых большинство людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть мобильными на европейском рынке труда. Гражданам новой Европы должны быть доступны общие ценности образования, науки и культуры всех ее стран. Мне лично импонирует мнение экспертов, оценивающих Болонский процесс как направленный на сближение, а не на унификацию высшего образования в Европе.
Прежде всего речь идет об использовании прозрачных схем и этапов подготовки, которые будут сопоставимы для разных стран. Как модель предлагается двухступенчатая система образовательно-квалификационных уровней по схеме бакалавр (не менее трех лет) и магистр — два года учебы. Первый этап в академическом плане должен полностью обеспечить доступ ко второму этапу — подготовке магистра. В свою очередь образование на магистерском уровне дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого у нас является степень кандидата наук.
Важное, но сложное с точки зрения практической реализации требование — признание квалификации бакалавра на рынке труда. Эта проблема обсуждалась раньше в Украине. Признавалось, что даже при условии четырехлетнего срока обучения бакалавра, дающего большие возможности для его профильной и практической подготовки, это сделать нелегко. При трехлетней учебной программе обеспечить одновременно высокий уровень общеобразовательного, фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности еще сложнее. Поэтому следует ожидать, что большинство стран будут выбирать четырехлетнюю программу обучения бакалавра. Такие программы введены в Великобритании, России и Украине. Однако не исключено, что для определенных специальностей будет целесообразнее использовать схему: три года — бакалавр плюс два года магистратуры. При этом следует отметить: внедренная у нас схема имеет разные вариации профильной подготовки бакалавра — с введением на младших курсах специализации бакалавра в соответствии со специальностью, которой он будет овладевать на уровне магистра, и без ранней специализации. В последнем варианте все бакалавры готовятся практически по одинаковым программам, в соответствии со стандартом, но имеют возможность выбирать разные профильные дисциплины в пределах 30 процентов часов учебного плана. Следует сказать: ряд стран столкнулись с трудностями внедрения программ бакалавра в определенных предметных отраслях, например в инженерных науках. Однако нельзя, чтобы программы бакалавра становились сугубо профессиональными, без элементов научной подготовки, или были просто редуцированными программами подготовки специалиста, использовавшимися у нас где-то до 1995 года.
На сентябрьской конференции министров образования и науки в Берлине в этом году ее участники тоже высказались за необходимость продумать систему совместимых и легко сравнимых квалификаций для своих систем высшего образования. При этом квалификации должны определяться объемом работы, уровнем учебного результата, компетентности и профилем. Весьма актуальна выработка общей системы квалификаций для пространства европейского высшего образования.
Сегодня в Украине на законодательном уровне уже утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные у нас уже для 80 процентов направлений подготовки, содержат все требования к компетентности, квалификационную характеристику и системы диагностики качества знаний. В 2001 году министерство разработало форму приложения к диплому европейского образца, его планировалось выдавать по желанию студента. Поскольку в рамках Болонского процесса принято решение выдавать такое приложение бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, нам сейчас придется принимать соответствующее постановление правительства, чтобы решить финансовые вопросы. Развивая Болонский процесс, предлагается кроме национального диплома выдавать также международный диплом единого для Европы образца, который должен признаваться работодателями на европейском рынке труда. Последний вопрос непростой, но он уже стал предметом обсуждения между университетами и работодателями.
По мнению представителей многих университетов Украины, довольно масштабной будет предусмотренная Болонской декларацией задача ввести систему академических кредитов, аналогичную ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая и программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Этому не мешает наличие в данных странах собственных или вузовских кредитных систем. Важный момент введения аккумулирующей кредитной системы — возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д.
В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают требование: учебная нагрузка должна включать в себя 50 и более процентов самостоятельной работы студента. Отмечу и следующее — пока университеты Европы имеют довольно разные схемы кредитных систем. Подобная ситуация и у нас. Во многих университетах Украины введены собственные схемы оценивания достижений студента: модульно-рейтинговая, рейтинговая и т.п. Однако привязки к ЕСТS, как правило, нет. Наша задача — в ближайшее время наработать адекватные общеевропейским принципы построения учебного процесса. Это, в частности, будет стимулировать обновление содержания обучения, большую ответственность студента и преподавателя за результаты общего, я бы сказал — партнерского труда. С этой целью министерство признало возможным начать эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы. О своем желании взять в нем участие уже заявили около пятидесяти университетов. Рабочая группа, созданная распоряжениями по министерству, наработала необходимые нормативные документы для обеспечения проведения эксперимента и соответствующий приказ.
Однако не только техническая и содержательная составляющие этой работы будут определять успешность проведения эксперимента. Самое главное — достичь понимания необходимости его проведения среди вузовской общественности. Именно психологическая неготовность, а в отдельных случаях и нежелание ломать стереотипы и обременять себя дополнительным трудом, по свидетельству отдельных ректоров, были существенными преградами в процессе обновления схемы организации учебного процесса в их университетах.
Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений студента станут основанием для решения еще одной задекларированной в Болонье цели — создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей на территории Европы.
Эксперты отмечают, что для достижения конечной цели Болонского процесса — построения единого пространства образования — недостаточно формального внедрения его принципов. Нужны прозрачные и понятные всем методологии контроля качества образования. Обязательным считается наличие внутренних и внешних государственных и общественных систем контроля качества образования, в первую очередь называют лицензирование или аккредитацию. В Украине такие процедуры введены давно, они постоянно совершенствуются. На каждом заседании Государственной аккредитационной комиссии (ГАК) рассматриваются критерии оценки готовности учебного заведения предоставлять качественные образовательные услуги и результаты экспертизы конкретных заведений. Хотя в последнее время требовательность экспертизы существенным образом возросла (ГАК только на протяжении последних четырех месяцев приняла решения о прекращении деятельности около 25 обособленных подразделений университетов), однако проблема ее качества остается довольно острой.
Полагаю, развитие международного сотрудничества в рамках Болонского процесса позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки. А это главное. Ведь в послании съезду высших учебных заведений в Саламанце определяющие задачи Болонского процесса формулируются следующим образом: качество — краеугольный камень подготовки; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейскому рынку труда; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и послевузовском этапах подготовки; усиление конкурентоспособности европейской системы образования.
В 2005 году национальные системы гарантии качества должны включать:
— определение ответственности органов и учебных заведений;
— оценку программ заведений, включающую внутренний контроль, внешнюю проверку, участие студентов и публикацию результатов;
— систему аккредитации, сертификации или подобные процедуры;
— международное участие, сотрудничество и создание союзов, занимающихся проверкой качества.
На европейском уровне министры договорились о разработке согласованных стандартов, процедур и рекомендаций по вопросам гарантии качества, а также по внедрению системы равноправного рассмотрения и аккредитации агентств или занимающихся этим органов.
Перечисленное можно рассматривать как определенную программу наших действий по усовершенствованию имеющихся в Украине систем внутреннего (ректорский контроль) и внешнего (Государственная инспекция, экспертные советы ГАК) контроля.
Более предметно мы должны заняться привлечением студенчества к конструктивному участию в реализации принципов Болонской конвенции в целом и к контролю за качеством образования в частности. Для этого недавно заключен специальный Договор о сотрудничестве между Министерством образования и науки и Украинской ассоциацией студенческого самоуправления. Ведь активное участие органов студенческого самоуправления в реализации задач Болонского процесса — один из его приоритетов.
МОН обеспокоено тем, что в последнее время руководители некоторых высших учебных заведений, расширяя объемы подготовки студентов, не принимают адекватные меры по обеспечению достойных условий проживания и обучения молодежи. К сожалению, проверки засвидетельствовали, что, несмотря на министерские письма и предостережения, условия проживания в студенческих общежитиях многих вузов практически не улучшились, а в отдельных случаях даже ухудшились, например за счет сдачи значительных площадей в аренду. Министерство в нынешнем году издало приказ, запрещающий сдавать в аренду площади в общежитиях, и обязало учебные заведения расторгнуть такие соглашения. Это несоответствие европейским нормам следует срочно устранить, и министерство будет принимать все меры, опираясь и на конструктивную помощь органов студенческого самоуправления. Мы должны также ускорить разработку закона о системе непрерывного образования на протяжении всей жизни.