UA / RU
Поддержать ZN.ua

Боги карантина, или как директорам придется спасать от вируса свои школы

В Минздраве дали рекомендации на период карантина.

Автор: Оксана Онищенко

Минздрав и главный санитарный врач разработали «Временные рекомендации по организации противоэпидемических мер в учебных заведениях в период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни». Фактически, это советы для директоров школ.

Это не все, что надо знать учебным заведениям, а только «матчасть»: безопасные условия работы. Теперь Минобразования должно объяснить, как организовывать обучение. Заместитель министра образования Любомира Мандзий пообещала, что школам разошлют рекомендательные письма.

Честно говоря, «письма счастья» от министерств немного опоздали, они нужны были на вчера, потому что школам понадобится время, чтобы подготовиться к 1 сентября. И не только школам. Уже сейчас должны были бы  проходить тендеры на закупку масок, дезинфекторов, термометров и т.п. А на них еще не выделили денег. Это должна сделать местная власть. Но все ли местные бюджеты смогут справиться с такими затратами?

Вообще, прежде чем выдавать рекомендации о работе школ, не помешало бы узнать об их реальных возможностях. Например, в международных рекомендациях «План действий по восстановлению работы школ», разработанных при поддержке ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Всемирного банка и WFP, власти советуют тщательно собрать и проанализировать данные о том, способны ли школы поддерживать безопасную деятельность (площадь классов, количество учеников, наличие санитарно-гигиенических помещений, как дети добираются домой из школы и т.п.). А уже потом начинать их открывать. Возможно, не все сразу и не на полный день.

Во время карантина Украину будут делить на четыре зоны. Но в рекомендациях Минздрава для школ об этом не упоминается. Судя по всему, они рассчитаны на самую легкую, зеленую зону. А что с другими?

Многие нормы, которые есть в сегодняшних рекомендациях МЗ, давно обсуждаются. Но появились и новые. Объясним, какие. А также расскажем, как решают подобный вопрос в Китае (установки Минобразования страны) и Южной Корее. В распоряжении ZN.UA также есть советы школам, подготовленные международным сообществом, — «Руководство по профилактике и контролю за COVID-19 для школ», разработанное при поддержке ЮНИСЕФ, ВОЗ и Красного Креста. Надо указать, что вообще шаги, предлагаемые нашим правительством, совпадают со всеми этими рекомендациями. Однако есть и отличия. Мы собрали мнения наших педагогов-практиков о новых идеях.

Согласно рекомендациям украинского МЗ, температурный скрининг на входе в школу обязателен только для учителей. А учеников ежедневно будут опрашивать о самочувствии учителя (педагогические работники). При выявлении признаков ОРВИ, ребенка должны изолировать в специально отведенное помещение и сообщить об этом родителям.

«Опрашивания будут не очень эффективными, — говорит знакомая учительница. — Мы по опыту знаем, что некоторые родители посылают в школу больных детей: мама утром дала таблетку и успокоила себя, что как-то оно будет. Поэтому термоскрининг для детей важен — это и противоэпидемическая мера, и знак для родителей, чтобы они больных детей в школу не отправляли».

Как решается вопрос в других странах, в рекомендациях, которые мы имеем, не сказано. Но интересно, что в Южной Корее сбор информации о самочувствии учителей и учеников начинают за две недели до начала обучения. Тогда же оценивают и риски — кому можно возвращаться в школу.

Важно также оперативно собирать информацию об эпидситуации в школах. И это не наши телефонограммы в районо. Например, в провинции Юньнань создали специальную электронную платформу Yunnan Education Cloud, куда школы ежедневно загружают свежие данные.

Вход в школу будет разрешен только в масках, а вот на уроках использовать их не обязательно.

Это означает, что ребенок много раз за день будет снимать и надевать маску (следовательно, она будет нестерильна). При этом вряд ли реально для ребенка каждый раз обрабатывать руки антисептиком. Куда класть маску, снятую на уроке, — в портфель, на парту? А если она упадет на пол?

Обязаны ли учителя быть на уроках в масках, рекомендации МЗ четко не определяют. Наверное, учителей тоже касается рекомендация «защитные маски могут не использоваться во время проведения занятий в учебных помещениях». А вот в установках для школ Китая сформулировано однозначно: «Педагогические работники обязательно должны носить маску во время урока».

Украинские рекомендации предлагают избегать скоплений людей, но позволяют при необходимости проводить совещания и педсоветы. А вот МОН Китая отмечают: нужно избегать любых собраний и организовывать онлайн-встречи.

В школьной столовой запрещены шведский стол и самообслуживание. Питание – по графику (во избежание скопления), расстояние между столами должно быть 1,5 метра, за столом могут сидеть одновременно не больше четырех учеников.

Но это сложно сделать в переполненной школе, где дети учатся в две смены, а обед длится три перемены, причем на каждой одновременно питаются три-четыре класса.

Некоторые наши школы пользуются услугами кейтеринговых компаний. В рекомендациях Минобразования Китая написано: «Во время эпидемии пищу извне доставлять запрещено».

Интересно, что ранее обсуждалась идея соблюдать расстояние 1,5 метра между учениками и в классах. Но для государства это дорогое удовольствие — нужно делить классы на подгруппы, а, следовательно, искать дополнительные кабинеты и средства на зарплату учителям. Поэтому в свежих рекомендациях о социальной дистанции во время уроков речь не идет.

А в международных рекомендациях отмечают: при возможности, расстояние между учениками на уроке должно быть не меньше метра. В Китае учителя должны преподавать с подиума — это уменьшит их тесное взаимодействие с учениками.

Нужно минимизировать передвижение учеников между кабинетами. Например, отказаться от кабинетной системы и сделать так, чтобы один класс был в одном кабинете в течение дня. Рекомендовано также разработать такое расписание уроков, чтобы у разных классов и групп занятия начинались в разное время.

Так же делают и в других странах. Однако знакомая директор школы не совсем согласна с такой нормой: «Можно оставить специализированные кабинеты физики, химии — туда классы будут приходить на лабораторные работы».

В конце рабочего дня нужно проводить дезинфекцию поверхностей — и не только парт, но и стульев, дверных ручек, перил и т.п. Такая же рекомендация содержится в рекомендациях других стран и международных организаций. А вот в МОН Китая школам предлагают дезинфицировать даже книги, игрушки и вентиляционные решетки.

В Южной Корее дезинфекция школьных помещений бывает нескольких видов: периодическая (генеральная уборка раз в два-три месяца, в зависимости от эпидситуации), ежедневная и временная (если в школе обнаружен больной). Так вот, школы самостоятельно выполняют только ежедневную дезинфекцию, а для прочего приглашают специальную компанию.

Дезинфекция в школах становится едва ли не главнейшей задачей. Так что на уборщиц ляжет дополнительная нагрузка, причем связанная с использованием дезинфицирующих средств. Но захотят ли они так работать за свои низкие зарплаты?

В международных рекомендациях указано, что нужно обратить внимание на очистку и дезинфекцию туалетов, утилизацию мусора, качественное водоснабжение. А у нас не во всех школах есть туалеты в помещении. На фоне этого советы Минздрава относительно бумажных полотенец, жидкого мыла и дезинфекторов в школьных санузлах выглядят немного идеалистически. Найдет ли местная власть на них деньги там, где ей не хватает средств даже обустроить туалеты?

Не во всех школах есть медработники. А в рекомендациях Минздрава сформулированы задачи и для них. Как быть тем, у кого в медпункте пусто? В Южной Корее, где тоже не все школы обеспечены медиками, вакансии на время эпидемии планируют закрыть врачами-интернами. Что будут делать наши школы, неизвестно.

Для того чтобы карантин не оставался только на бумаге, нужна санпросветительская работа. В наших рекомендациях Минздрав обязывает директора провести инструктаж для учителей, а для детей  повесить плакаты об этикете кашля и респираторной гигиене.

В Китае, по рекомендациям МОН, в школах проводят занятия по медицинскому образованию с привлечением специалистов. Школы размещают на своих сайтах и в соцсетях информацию, как защитить себя во время пандемии.

В международных рекомендациях также указано, что нужно расширить перечень услуг по психологической поддержке учителей и учеников во время пандемии.

Интересно, почему для школ издали именно рекомендации, а не обязательный к исполнению приказ? «Так что молитесь на директора школы, чтобы он действительно проникся соблюдением карантина», — говорят родители. Но директора тоже не в восторге. «Рекомендации — это означает, что никто не берет на себя ответственность, — говорят они. — При этом нет финансовой автономии школ и денег под идеи. Соблюдение карантинных требований требует затрат».    

Рекомендации нашего Минздрава возлагают все проблемы и всю ответственность за создание безопасной среды на директора школы и местную власть как ее основателя. С одной стороны, это не лишено логики, а с другой — есть системные вещи, которые нужно организовывать на государственном уровне. И отделаться общими фразами типа «мойте руки, и пусть вам повезет» государство не может.