UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА

Петр Таланчук. Одни его помнят как ректора одного из самых престижных высших учебных заведений — КПИ...

Автор: Ольга Гергель

Петр Таланчук. Одни его помнят как ректора одного из самых престижных высших учебных заведений — КПИ. Другие — как первого министра образования независимой Украины или как ученого, создавшего и возглавившего первую в государстве Академию инженерных наук.

Четыре года назад доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, действительный член Академии педагогических наук Украины Петр Таланчук снова удивил коллег-просвещенцев. Он создал и возглавил Открытый международный университет развития человека «Украина», который взял на себя ответственность на высоком профессиональном уровне предоставлять образовательные услуги детям-инвалидам, детям с особыми потребностями и возможностями.

— Стараюсь в любом деле придерживаться правила — слова не должны расходиться с делом, — говорит Петр Михайлович. — Поэтому, организовав с помощью небезразличных людей, просвещенцев и непросвещенцев, это учебное заведение, я отдавал себе отчет, что будет нелегко. И самое трудное — привлечь к делу как можно более широкий круг людей, проникшихся воплощением в жизнь идеи — создать такое учебное заведение, которое хотя бы в какой-то мере компенсировало социальную несправедливость в нашем обществе и стало своеобразным конденсатом социального примирения между разными слоями населения — и умом, и душой.

Мы решили дать высшее образование детям-инвалидам, детям с особыми потребностями и ограниченными возможностями. И будем делать это на совесть. Поэтому в структуре университета стараемся предусмотреть все, что связано с обучением этих юношей и девушек, — от материального до психологического. Все это, как известно, требует значительных средств.

Есть и немало вопросов, которые следует четко осмыслить научно, обосновать. Было бы, например, целесообразно определить какое-то ядро для обучения интегрированных групп. Почему? Потому что для людей с разными видами заболеваний очень большое значение имеет общение со своими ровесниками. Поэтому и учеба, и воспитание, и тот же отдых должны происходить в коллективе. А дальше должна быть дополняющая часть, где учитывается специфика заболеваний. И вот здесь сделано еще совсем мало. Но уже есть понимание.

Три проведенные нами международные конференции уже очертили круг проблем и пути их решения. Возможно, здесь стоит действовать методом дозирования материала, возможно, предусмотреть дополнительный срок обучения. Собственно, это очень широкий круг вопросов. Над ними мы все время работаем и будем расширять наши службы — адаптации и реабилитации, медицинско-психологического сопровождения.

Вы сказали, что конференции были международными. Очевидно, и международный опыт уже имеется? Используется ли он в вашем учебном заведении и каким образом?

— Насколько далеко развитые европейские страны продвинулись в направлении удовлетворения потребностей инвалидов, нечего и говорить. Европа много сделала для интеграции этой категории населения в общественно-полезную жизнь. И Европа хочет, чтобы об этом знали в мире: нынешний год объявлен Годом людей с инвалидностью. У нас же этот процесс только начинается, но коллеги из США, Германии, Канады, других стран, побывав на наших конференциях, выставках, были искренне удивлены тем, какой широкий круг вопросов мы охватываем для решения этой проблемы, да и делаем уже первые практические шаги по ее реализации. Взять хотя бы ортопедическую поддержку, интенсивно развивающуюся во всех регионах государства.

Что касается международных контактов, то они у нас практически постоянные. Кроме встреч официальных, общаемся на уровне учебных заведений, приглашаем коллег для обмена опытом. Скажем, на днях наш преподаватель вернулась из Германии. Кое-что из их опыта мы можем использовать в работе нашего университета. Например, создание производственных структур при филиалах, которых у нас 23 — практически во всех регионах Украины.

В вашем учебном заведении учится десять процентов молодежи с особыми потребностями. Но ведь не секрет, что сейчас даже не каждый здоровый человек может найти соответствующее его специальности место работы.

— Процесс трудоустройства в советском понимании канул в Лету. Кардинально изменились и спрос на выпускников, и предложение. Но стараемся делать все возможное, чтобы вышеупомянутая категория наших специалистов не была ограничена в своих правах и обижена.

В этом году у нас по некоторым специальностям будет первый выпуск специалистов образовательного уровня бакалавр по дневной форме обучения. Поэтому о трудоустройстве пока говорить не приходится. Но в университете уже сегодня, учась, в разных подразделениях — «Юридической клинике», бюро перевода, редакции студенческой газеты, издательско-полиграфическом центре «Блиц-печать», информационно-аналитическом центре «Интер-бизнес», творческих мастерских студентов-дизайнеров, творческой мастерской «Папирус», учебно-научных лабораториях «Олимпия» и «Менеджер» — работают около 30 студентов с особыми потребностями и ограниченными возможностями. Эта форма профессиональной подготовки — студенческие учебно-научно-производственные подразделения — появилась у нас с прошлого года.

Сейчас проблема заключается не только в том, куда пойти работать. Главное — удовлетворят ли работодателя твои знания, то есть хороший ли ты специалист. И никто не заставит работодателя взять малоквалифицированного специалиста только потому, что он инвалид. Так что основная наша задача как высшего учебного заведения — дать всем желающим качественные знания, открывающие путь к практической самореализации.

— Зависит ли, по вашему мнению, качество образовательных услуг от возраста учебного заведения, его традиций и т.д.?

— Качество обучения прежде всего зависит от преподавателей. Профессионалы экстра-класса могут быть не только в старых, но и в молодых, и даже совсем юных учебных заведениях. Наш университет пришел на рынок образовательных услуг с честными намерениями. Мы не только привлекаем к сотрудничеству известных преподавателей, но и выращиваем своих. А значит, всячески стимулируем научную деятельность студенческой молодежи, желание преподавать именно в нашем университете. Ведь именно наша, выпестованная нами смена будет способна и понимать, и учить детей с особыми потребностями не по каким-то трактатам, а пройдя эту школу вместе с ними.

В Киеве на Троещине работает «Юридическая клиника» вашего университета. Пожалуйста, расскажите о ней подробнее.

Да, там находится факультет «Правоведение и международные отношения». Студенты, учась, одновременно и практикуют. А фактически — по-настоящему работают. И ценность этого эксперимента не только в том, что консультации и т.п. абсолютно бесплатно предоставляются пенсионерам, неимущим гражданам, но и в том, что студенты учатся сочувствовать чужой беде и пытаются помочь советом или облегчить страдание. По этому принципу мы будем строить практику и по многим другим специальностям.

Кстати, о специальностях. Набор их в «Украине» традиционный — маркетинг, менеджмент, правоведение... Чем же ваш университет отличается от других, подобных ему? Собственно, чем может удивить?

— Ну, здесь никто ничем особым не удивит, поскольку существует перечень специальностей, утвержденных вышестоящими инстанциями. Вариативность возможна, однако она, опять же, должна быть обоснована спросом на рынке труда. Мы руководствуемся этим правилом постоянно, и этот аспект постоянно отслеживает наше управление маркетинга. Готовим мы не только экономистов и юристов, но и инженеров, компьютерщиков, специалистов по социальным наукам, коммуникационным технологиям, филологов, дизайнеров, финансистов и многих других. В этом году планируем открыть, считайте, эксклюзивное в Украине направление специальностей — упаковочных технологий. А по поводу того, чем отличаемся, — одно из наибольших отличий заложено уже в самом замысле университета как такового. Кстати, на учебу почти трехсот студентов с особыми потребностями, детей из неимущих и многодетных семей ежегодно выделяет средства Киевская городская госадминистрация.

— А сколько стоит учеба в Открытом международном?

— У нас достаточно гибкая и выгодная система скидок. Например, медалисты в нас учатся с 50-процентной скидкой. Молодожены тоже имеют возможность грызть гранит науки по цене одного. Льготы имеют и многодетные семьи, начиная с 10 процентов. А каждый следующий ребенок, пришедший в наш университет, будет учиться на 20, 30 и так далее процентов дешевле, чем предыдущий. Имеют скидки династические семьи. Кроме того, свое обучение можно частично отработать.

Как именно?

Мы строимся. Новые корпуса нашего университета растут в красивом месте неподалеку от станции метро «Житомирская». Привлекаем на это строительство студентов, конечно, на неквалифицированную работу. Эта идея многим так понравилась, что ее взяли на вооружение целые семьи. Например, один студент сказал, что для отработки своего обучения он приведет еще четырнадцать своих братьев. Другой факт, тоже достойный подражания: целый курс согласился отработать за своего товарища, лишь бы он продолжил учебу.

Мы призываем предпринимателей, организации, учреждения, всех небезразличных к образованию людей в меру своих возможностей предоставить финансовую помощь на строительство университета, где будут учиться дети с ограниченными возможностями. В своем письменном обращении к потенциальным меценатам, которые вложат средства в строительство храма образования, мы особо подчеркнули, что их имена будут занесены в почетную книгу университета или даже высечены на специальной стеле, которая будет возвышаться перед входом в главный корпус. Другие благотворители будут иметь возможность учить своих детей или внуков в нашем университете бесплатно. И не следует забывать главное: память признательных потомков бессмертна, как и душа...