В конце мая с.г. Полтава стала образовательной столицей Украины. При участии Президента Украины здесь прошел всеукраинский форум «Забота об учителе — надежда на будущее» (кстати, параллельно с ним в Полтаве проходило еще одно собрание просвещенцев, тема которого — «Государственно-общественное управление образованием: повестка дня для третьего сектора» — частично перекликалась с темой форума).
Проведение этого мероприятия не было случайностью или импровизацией новой власти. Учитывая информационную блокаду оппозиции, не многие знают, что единственным предвыборным штабом, имевшим серьезную программу для педагогов, был именно штаб Виктора Ющенко. Непосредственно координировал проект Павел Хобзей, с недавнего времени работающий начальником управления образования Львовской областной государственной администрации.
Наиболее резонансной составляющей предвыборной программы работы с просвещенцами были именно форумы просвещенцев. Весной 2004 года они прошли во Львове, Виннице, Херсоне и Днепропетровске. Логическим продолжением этой инициативы, призванной именно «снизу» сформировать программу действий новой власти в сфере образования, должен был стать всеукраинский форум, проведение которого планировалось на осень. Комплекс причин помешал тогда это сделать, но незавершенное действие этапа предвыборных гонок теперь из средства мобилизации оппозицией педагогического электората трансформировалось в «знак внимания» к учителю со стороны Виктора Ющенко — сына учителя, ставшего Президентом.
Если бы этот форум состоялся в прошлом году осенью, его участникам пришлось бы проявить незаурядное гражданское мужество, чтобы на него поехать, преодолевая милицейские посты и сопротивление чиновников от образования. После этого собрания многим из них вообще пришлось бы распрощаться с профессией педагога. Автор этого материала на собственном опыте ощутил, что такое запрет на профессию. Тогда именно мое выступление на региональном форуме в Виннице стало последней каплей, переполнившей чашу терпения власти: те, кто вопит сегодня о политических репрессиях, дали команду «Фас!», и я стал жертвой кадровой зачистки в Кировограде (с явным нарушением закона меня уволили с работы).
Название форума «Забота об учителе — надежда на будущее» символическое, ведь «счастливый учитель — счастливый ученик», и именно учитель за закрытой дверью класса пробуждает или убивает надежду на будущее. Конечно, имеется в виду не только забота о хлебе насущном, но и забота об интеллектуальной пище для учителя.
Поскольку форум проводила уже не оппозиция, а новая власть, при которой образовательная сфера все еще находится на стадии формирования, акценты были смещены с констатации неутешительных образовательных реалий на поиск ответов на непростые вопросы, требующие незамедлительного реагирования:
— как преодолеть системный кризис в образовании (неравенство прав на получение качественного образования, унизительное положение учительства, коррупцию в вузах и тому подобное)?
— как остановить ужасный процесс профессиональной деградации учительства, достигший сейчас предела необратимости?
— как снять с педагога «знак раба», задействовать ресурс свободы, помочь преодолеть имидж неудачника, улучшить его социальное самочувствие?
— как теперь, после привлечения учительства в роли немых исполнителей процесса фальсификации выборов, подняться к покаянию и благодаря этому добиться гражданской реабилитации учительства?
— как найти нормального директора школы, стимулировать его труд, создать систему профессионального развития педагогического персонала школы и тому подобное?
Откровенно разочаровали почти все выступления от секций (их было девять). Ну слишком уж правильными были эти речи, лейтмотивом которых стало слово «Дай!». Я далек от мысли, что выступления прошли предварительную цензуру, все еще дает себя знать старая привычка к самоцензуре. Могу засвидетельствовать: по крайней мере на секции начальников управлений образования областных государственных администраций (руководитель — Борис Жебровский) господствовала непринужденная, демократическая атмосфера.
Педагогический форум в Полтаве рассмотрел коренной вопрос развития образования, касавшийся роли и места учителя в обществе. Именно идея «все, что хорошо для учителя, хорошо для общества» легла в основу создания того, что Президент называет дорожной картой.
Виктор Ющенко стремился посмотреть на эту проблему и с позиции сына сельских учителей, и с позиции Президента Украины. Двухчасовое общение с огромной аудиторией (более тысячи человек) показало, что Виктор Андреевич, как говорят, в теме и умеет владеть даже такой сложной аудиторией, как просвещенцы. В речи не было ожидаемых многими традиционных заигрываний и дифирамбов в стиле «вчителько моя, зоре світова». Была констатация того, что «минувший год принес образованию моральный кризис», ведь под давлением тогдашней власти или из сугубо меркантильного желания «заработать на выборах» многие педагоги стали соучастниками преступлений против избирательных прав граждан, преподавали своим ученикам «уроки цинизма». Унижение школы и учителя происходило на глазах миллионов людей, и последствия этого политического изнасилования образования дают себя знать до сих пор.
«Давайте сбросим это бремя, давайте забудем это как страшный сон», — эти слова Президента стали своеобразной индульгенцией для тех, кто получает теперь второй шанс восстановить уважение местной общины к учительству, восстановить самоуважение...
С одной стороны, сама просвещенская община должна на деле продемонстрировать способность к самоочищению, готовность «прыгнуть выше головы» с тем, чтобы выйти на качественно новый уровень работы, что, наконец, позволит каждому ученику получить от школы главное и нагулять аппетит к знаниям, который нельзя утолить в течение всей жизни (эти слова Уинстона Черчилля цитировал Виктор Ющенко).
С другой стороны, новая власть, для которой образование начинается с учителя, должна сделать важные и честные шаги навстречу учителю: в конце концов, в 2006 г. попытаться поставить знак равенства между зарплатой учителя и средней зарплатой в промышленности; начать выплату адресного денежного пособия выпускникам педагогических вузов, которые поедут работать в сельскую школу; сдвинуть с мертвой точки строительство жилья для учителей; в два раза (!) в течение года поднять уровень компьютеризации школы, перейти к независимому внешнему тестированию выпускников и т.д.
Надеюсь, обо всем этом прочитаем в указе Президента.