В этом году свой первый набор студентов произвёл первый и пока единственный в Украине факультет биотехнологии и биотехники. Основательную и вполне оправданную прописку он получил в Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт» (НТУУ «КПИ»). Примечателен факт: конкурс на этот факультет — более семи человек на место. Что же привлекло сюда абитуриентов?
На этот и другие вопросы отвечает декан факультета Любовь ШИНКАРЕНКО.
— Любовь Николаевна, такой высокий конкурс на ваш факультет — это дань моде или осознанный выбор молодёжи, обогащённой знаниями о биотехнологии?
— Ответить однозначно на ваш вопрос — значит где-то слукавить. В нашей жизни всё относительно: кто-то свой выбор сделал сознательно, а кто-то имел другие основания для выбора своей будущей профессии — например, отдал дань моде. Но и в том, и в другом случае претенденты на право называться студентами-биотехнологами КПИ имели определённую информацию о биотехнологии как о сфере человеческой деятельности. Если ХХ столетие называют столетием технологий, то ХХI век — это век высоких и, я бы сказала, супервысоких технологий. Именно к последним можно отнести современную биотехнологию.
— Что же такое биотехнология сегодняшнего дня, где она применяется?
— Как это ни парадоксально, но сегодня отсутствует единое для всех понимание определения биотехнологии как науки, как сферы человеческой деятельности. Современные биотехнологии проникли во многие производства, составляя, можно сказать, их основу. Вместе с тем микробиология, генетика, молекулярная биология, фармацевтика, генная инженерия и ряд других научно-практических направлений живут и развиваются самостоятельно. Я бы дала определение биотехнологии как виду человеческой деятельности, направленному на создание биологических объектов с заданными свойствами, полезными человечеству.
Сегодня мы можем говорить о классической и современной биотехнологии. К современной, как правило, относят технологии, основанные на использовании методов генной инженерии. При этом с помощью биотехнологического объекта (будь то клетка микроорганизма, животного или растения) получают биологически активные вещества, не образующиеся в ней в природных условиях. Примером этого может служить биосинтез микроорганизмами инсулина, интерферона или придание растительному организму свойств, которые ранее у него отсутствовали. Важно также отметить и тот факт, что современные биотехнологии обязательно учитывают экономический аспект при переносе результатов лабораторных исследований в плоскость производства. Спектр применения биотехнологий поистине грандиозен: это микробиологическая и комбикормовая промышленности, фармацевтика и биологические методы очистки территорий, это сельское хозяйство (от борьбы с сорняками до выведения новых сортов растений и пород животных), генная и клеточная инженерия, медицина (разработка средств для диагностики и лечения различных заболеваний) и многое другое.
— Если исходить из вашей классификации, то классическая биотехнология существует в нашей стране уже давно, а вот современная появилась относительно недавно — лет 10–15 назад. Вероятно, отсутствие достаточного количества биотехнологов-практиков и стимулировало создание факультета. Но почему факультет создан в НТУУ «КПИ», а не в другом каком-либо вузе Украины?
— Вы абсолютно правы относительно возраста нашей современной биотехнологии — она молода. Отрасль нуждается в специалистах, подготовленных по программам, включающим не только знания в области биологии, химии, биохимии, микробиологии, спецтехнологий, но и в области техники и инженерии. Такое комплексное сочетание знаний могла обеспечить только Киевская политехника. Я чрезвычайно благодарна руководству института и особенно его ректору академику НАН Украины М.Згуровскому за поддержку, понимание и сотрудничество в процессе создания факультета.
Активно повернуться лицом к вопросам биотехнологии нас подталкивают возникающие проблемы — например, вопросы использования новых сортов трансгенных растений , в том числе и картофеля; непринятие Верховной Радой проекта закона о генно-инженерной деятельности и ряд других.
— Как вы, классический микробиолог по базовому образованию, пришли к биотехнологии и осознанию необходимости посвятить себя подготовке специалистов для этой отрасли?
— Знания микробиолога и результаты своих научных исследований я использовала в работе на Ладыжинском заводе ферментных препаратов (ныне — ГП «Энзим»). Этому предприятию я отдала одиннадцать лет, что послужило хорошей научной, производственной и жизненной школой. Накопленный опыт позволил мне увидеть реальные пробелы в подготовке специалистов, направлявшихся на производство. А это, надо сказать, были далеко не плохие специалисты, приезжавшие к нам по направлению из Москвы, Ленинграда, Риги, Киева и других городов бывшего Советского Союза. Вместе с тем микробиологам, вирусологам, фармацевтам с классическим университетским образованием недоставало инженерного мышления, понимания технологического процесса, взаимосвязанности всех технологических стадий. В силу своих обязанностей мне приходилось разрабатывать и реализовывать адаптационные программы для молодых специалистов, находить сферы деятельности, максимально соответствовавшие их навыкам, чертам характера и т.д. Это было вызвано необходимостью, хотя и не входило в круг моих должностных обязанностей. Такой индивидуальный подход к каждому конкретному молодому специалисту давал свои положительные результаты. Сейчас при разработке программы подготовки специалистов-биотехнологов на вновь созданном факультете этот опыт пригодился.
— Любовь Николаевна, предполагает ли создание факультета биотехнологии и биотехники становление и дальнейшее развитие некоего учебно-научного и учебно-методического центра как в области биотехнологии, так и в области биотехники?
Несомненно. Создание факультета — это только первый шаг. Формирование современного специалиста невозможно без взаимообогащения знаниями. Это процесс естественный и необратимый. У нас устанавливаются надёжные партнёрские контакты с целым рядом учебных и научных организаций, связанных с биотехнологией. Среди них Национальный технический университет «Львовская политехника», Харьковский государственный политехнический университет, Днепропетровский химико-технологический университет, Украинская фармацевтическая академия (г. Харьков) и другие. С этими учебными заведениями мы работаем не только над формированием требований к программам подготовки специалистов-биотехнологов, но и готовим научно- практический цикл конференций и семинаров по проблемам формирования в области биотехнологического образования в Украине. В планах нашего факультета — проведение и международной научно-практической конференции по проблемам подготовки биотехнологов. Это необходимо и для взаимообогащения знаниями, опытом, и для определения нашего собственного места в биотехнологическом мире.
— В чём вы видите конкретную сферу научных интересов коллектива факультета и каковы перспективы его развития?
— Сферой наших научных интересов является разработка микробных биотехнологий получения новых лекарственных средств для нашей биофармацевтической промышленности. В дальнейшем по мере развития и становления факультета будут расширяться и научные интересы. Кроме того, мы собираемся расширить факультет, создать ещё несколько кафедр. Структура факультета — это не раз и навсегда застывшая форма. Факультет должен меняться, приспосабливаясь к конкретным условиям. Сегодня в его состав входят кафедры: промышленной биотехнологии, биотехники и инженерии, а также физико-химических основ биотехнологических процессов. Какие кафедры будут созданы — покажет время.