UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЗ УЧЕБНИКОВ, НО С КОМПЬЮТЕРОМ

Образованию у нас в стране испокон веков придавали огромное значение. Правда, вокруг нынешней школы бушуют страсти...

Автор: Александр Рожен

Образованию у нас в стране испокон веков придавали огромное значение. Правда, вокруг нынешней школы бушуют страсти. Одни утверждают, что уровень образования резко упал. Другие уверены, что в нынешних изменениях появились перспективные ростки, обещающие избавить ее от косности прошлых времен и вывести на совершенно иной уровень.

В этом году в украинскую школу пришли дети, родившиеся в независимой Украине. Есть ли у них возможность получить хорошее образование? - с этим вопросом, собственно, я переступал порог начальника Главного управления образования Киева Бориса Жебровского. Ответ на него, думаю, волнует не только меня.

- Борис Михайлович, понимаю, что у вас, как у всякого руководителя, есть две новости: хорошая и плохая. Начнем с хорошей. О чем приятном перед началом учебного года вы могли бы сообщить нашим читателям?

- Безусловно приятной новостью можно считать то, что в наступающем учебном году сеть учебных заведений в Киеве увеличится на 25 единиц. И каких! Прежде всего хотел бы отметить, что в Ленинградском районе открывается Академическая гимназия. У нас давно существует Малая академия наук, которая воспитала ярких представителей науки, общественных деятелей, деятелей культуры. Однако до сих пор у нее не было своей школы. Теперь такая гимназия будет в Академгородке. Собственно, эту школу запроектировала и намеревалась построить НАНУ. Но средств не хватило, и Академия отдала ее городу. Теперь здание готово, и у Академической гимназии будет двое соучредителей: мы и НАНУ. Открытие заведения поможет ученикам с Украины сохранять ведущие позиции, которые они уверенно занимают на мировых олимпиадах по математике, физике, биологии… Это надежный признак высокого качества образования.

Еще одна интересная новинка - лицей «Полиграфист». К работе в нем привлекаются серьезные силы Технического университета, различные фирмы, занимающиеся издательским делом. Полиграфия в последнее время быстро модернизировалась и обзавелась высококлассной техникой: компьютерами, новейшим оборудованием. Издательские технологии развиваются дальше, поэтому отрасли нужны программисты, информатики, менеджеры, множество других профессий. Подготовку специалистов-полиграфистов нужно проводить достаточно основательно и на хорошем оборудовании. Лицей все это будет иметь.

Еще хотел бы отметить, что будут открыты 5 негосударственных учебных заведений, а 18 детских садиков будут реорганизованы в школы-детские садики для обучения детей с 3 лет до 9. Это даст возможность сберечь материальную базу, которая есть у дошкольных учреждений, и предоставить возможность младшим школьникам заниматься совсем в иных условиях, чем в обычных школах. Здесь спокойнее, можно соблюдать режим, создать необходимые условия для занятий.

- За достижениями, о которых вы говорите, просматривается и другая сторона - появляются элитные школы с высоким уровнем образования, а дети остальных школ как бы отодвигаются на периферию образования. Что вы делаете для того, чтобы повысить уровень образования в обычной, средней школе?

- Мне не нравится слово «средняя». Мы как раз прилагаем усилия для того, чтобы школа имела индивидуальное лицо, чтобы каждая школа заняла свою нишу в образовании. Но, конечно, нельзя при этом закрывать глаза на негативные тенденции, которые бросаются в глаза: зданиям школ в Киеве нужен ремонт, парты ветшают, современного учебного оборудования катастрофически не хватает. Достаточно одного примера - 100 киевских школ не имеют ни одного компьютера! Если попытаться определить самое слабое наше звено, то это дикое отставание в информатизации. Денег на компьютеры нет, и если не придумать как выйти из этого положения, то мир нас быстро оставит далеко позади. Мы окажемся в положении динозавров. Чтобы спастись, нужно выискивать исключительные меры. Например, думаю, не нужно тратить средства на новые учебники по математике, физике. По содержанию они не лучше прежних. Лучше эти деньги бросить на компьютеризацию школ. Особенно в регионах. Здесь положение очень трудное.

Кроме того, переход учителей в более продвинутые школы приводит к вымыванию лучших преподавателей из государственных школ. У нас уже есть 20-30 школ, где ученики могут получить действительно европейское образование. Но значительная часть школ беднеет не только материально, но и духовно. Образуются школы-резервации, куда обеспеченные родители не поведут своих детей.

Но при всех проблемах очень важным является мотивация занятий школьников. Есть старшеклассники, которые буквально заряжены на то, чтобы долбить гранит знаний. Я хорошо знаю эту прослойку учеников, потому что часто встречаюсь с ними. Это медалисты, победители различных конкурсов. Они абсолютно конкурентоспособны рядом с западной школьной элитой. И эти дети выросли в совершенно разных школах.

Я вчера возвратился из прекрасного загородного лагеря в Конче-Заспе, в котором отдыхают 100 членов Малой академии наук. Кстати, на весенней сессии МАНа присутствовал академик Борис Евгеньевич Патон. Он был буквально потрясен высоким уровнем подготовки школьников. И вот теперь одаренные школьники собраны вместе. Это поразительные дети - их нельзя оторвать от компьютеров. Вместо отдыха они работают, составляют программы, решают задачи.

И в то же время в каждой, даже элитной школе есть значительная прослойка детей, которая весьма прохладно относится к учению. За этим равнодушием и незаинтересованностью в учении стоит иная философия - дети убеждены, что деньги можно заработать, не утруждая себя знаниями. Наше нынешнее общество дает достаточно убедительное подтверждение такой точке зрения. В общем, школа, как некое зеркало, отражает нынешнюю жизнь. И следует учитывать, что установки учеников во время учения в классе переделать достаточно сложно.

- Было бы грустно и, наверное, небезопасно для будущего человечества, если бы оно состояло из одних высоколобых ученых и мыслителей. Это в советское время счастливое будущее человечества представлялось в виде большого завода, а задача школы виделась в подготовке инженеров для этого индустриального монстра. Теперь мы уже осмотрелись вокруг и понимаем, что заблуждались - кто-то должен стоять за прилавком и вежливо обслуживать покупателей, кому-то следует ухаживать за престарелыми, наконец, навещать больных и одиноких. Для нормальной жизни в обществе нужны официанты, актеры, визажисты да мало ли профессий появляется на наших глазах. Школа должна все это учитывать и готовить учеников к жизни в обществе с разнообразными требованиями. Не получается ли у нас перекос, идущий от советских времен, - снова «горе от ума»?

- Вы верно подметили тенденцию. Именно поэтому главная наша забота - поддержать все серьезные экспериментальные подходы преподавателей. В Киеве работают школы по методике Марии Монтессори, используются многие другие перспективные методики, разработанные в мире. Интересны поиски наших учителей. Например, 319-й школы Московского района. Здесь создана общеобразовательная школа с углубленным трудовым обучением. Те дети, которые не могут или психологически не готовы учиться в условиях лицея, гимназии, но имеют наклонности к какой-нибудь профессии, в этой школе могут получить профессию, к примеру, водителя, швеи... Это не ПТУ - это школа именно для таких детей. Здесь нормальная психологическая ситуация, потому что от детей не требуют высоких знаний по истории или математике. Они обучаются по своим программам. Показательно, что в такую школу существует конкурс. Она нашла свою нишу.

Вот почему так важно, чтобы в школе был творчески мыслящий директор. Его задача найти для школы некую изюминку, которая отличала бы ее от остальных. Уже многие «лакомые кусочки» в образовании разобраны. Но нужно искать. К примеру, 21-я школа имела спортивный класс, из которого хоккейная команда «Сокол» черпала свое пополнение. Есть баскетбольные классы. Возьмите 170-ю школу на Оболони. Там уделяется особое внимание футболу, и половина «Динамо» училась в этой школе.

Нужно детям, которые увлечены чем-то: спортом, искусством, трудом, математикой, дать возможность объединяться. Нужно создавать такие программы, которые отвечали бы их желаниям, а не жестко следовать стандартам. Я абсолютно уверен, что существующая классно-урочная система в образовании доживает свой век и в следующем столетии будет другая система. Она должна быть построена на индивидуальном образовании - ведь нас обучают не учебники, а жизнь, окружение, опыт наших родителей.

- И наша образовательная система готова в нынешних условиях к столь решительным реформам?

- Понимаю, что для многих разговор о реформе в образовании в нынешних условиях покажется наглостью - впору говорить о выживании, а тут амбициозное реформирование. И все же мы ставим нашу цель именно так. Она совершенно реальна. На три ближайших года эти планы нашли отражение в программе «Пути реформирования образования в Киеве». Это только первая ступень. Если мы отработаем программу и преодолеем эту ступень, то в 2000 году разработаем качественно новую программу, полностью нацеленную в XXI век. Она будет отвечать лучшим европейским образцам.

Для реализации планов заключили соглашения с Институтом кибернетики НАНУ, с центрами информационных технологий. Нам нужно обеспечить школы средствами информатики. Нам необходимо прорваться хотя бы по отдельным направлениям. Кроме того, мы заключили двухсторонние соглашения с городами-побратимами из различных стран: Мюнхеном, Тбилиси, Варшавой, Софией. Заканчиваем отработку соглашения с Хайфой. Мы в курсе всех реформаторских новостей в педагогике в мире. При Главном управлении образования созданы лаборатории педагогических инноваций и информационных технологий.

У нас очень много специфических проблем, которых нет в сложившихся государствах, поскольку мы нация, которая только становится на ноги. Поэтому следует с особой остротой присматриваться к тому, как это происходило в других странах, кто из них оптимально решал эту проблему.

Как только государство станет на ноги, поправится экономика и люди увидят те огромные преимущества, которые несет с собой независимая Украина им и особенно их детям, это позволит многим избавиться от некоего «комплекса второсортности». Кстати, быстрое изменение взглядов, я бы даже сказал менталитета, видно при сравнении младших и старших детей в наших школах: младшие школьники - это совсем иное поколение. У них чистый украинский язык, они общаются между собой на украинском, у них свои украинские кумиры на эстраде, в спорте, в общественной жизни. И учтите - мы, как государство, очень молоды.

В этом году в первый класс приходят дети, которые родились в 1991 году - году независимости. В школу приходят ровесники нового государства. Первый урок для них - «Сберечь наше сокровище - родной язык». Надеюсь, эти дети станут за свою жизнь участниками многих праздников, отмечающих независимость Украины. Я недавно был в командировке в Израиле. Это тоже молодое государство. Они устраивали встречу ровесников своего государства. Как видите, традиции в разных молодых государствах весьма похожи.

Из интересных идей, которые я бы хотел отметить, - это предложение поставить памятник Первой Учительнице. Каждый из нас помнит свою первую учительницу, которая научила его читать и писать. И воздвигнуть ей памятник в Киеве - святое дело. Кстати, спрашивают, а почему в Киеве?

Я попросил в нашем МИДе выяснить: есть ли где-нибудь такой памятник. По первым сведениям нигде такого памятника нет. И прекрасно, что первый появится именно у нас в столице. Общество сильно своей тягой к образованию. Отношение к учителю у нас всегда отличалось буквально трепетным уважением. Вот это и следует закрепить в общественном сознании. Уже найдено прекрасное место для подобного памятника. Там, где было первое учебное заведение во времена Киевской Руси, - возле Десятинной церкви.