Корпорация Microsoft буквально с первых дней своей работы в Украине активно сотрудничает с Министерством образования. Поле деятельности корпорации в этой сфере довольно широкое - от предоставления существенных скидок на программное обеспечение до поддержки стартапов и учителей-новаторов.
"Зачастую представители сферы образования просят помочь закупить компьютеры. Но купить компьютеры и прочее оборудование - это еще не все, это только начало процесса. Главное, чтобы они заработали, при этом важно, кто именно будет их использовать, каким образом и с какой целью", - говорит генеральный директор "Майкрософт Украина" Надежда Васильева.
Именно с ней ZN.UA обсуждало инициативы Microsoft и возможности, которые открывает использование технологий в школах.
- Корпорация Microsoft давно сотрудничает с Минобразования?
- Да, наше сотрудничество началось в 2003 году одновременно с появлением локального представительства корпорации в Украине. А два года назад мы запустили в Украине программу "Формируем будущее", которая позволяет Майкрософт предоставлять специальные условия на закупку программного обеспечения для развивающихся стран (Украина входит в список) при условии подписания национального соглашения. Таких продуктов нет в открытом доступе, они предназначены исключительно для образовательных программ. Каждая школа может получить хороший пакет программ, которые, во-первых, повышают общую квалификации учителей, во-вторых - улучшают коммуникацию между ними, а также администрацией, учениками и родителями, а в третьих - предоставляют контент для предметов, которые учителя могут использовать в качестве основы для своих уроков.
Но по разным причинам зачастую трудно достучаться до школы и учителей, наши предложения им не всегда интересны. Но нужно отдавать себе отчет в том, что если учителя не будут использовать технологии, они с каждым годом будут все больше и больше отдаляться от своих учеников.
Образовательные программы Майкрософт предполагают общение и сотрудничество учителей из разных регионов. Но часто учителя не понимают, для чего им нужна связь на национальном уровне. Просто для галочки обмениваться отчетами - устаревший подход. В мире доказана эффективность нетворкинга, ведь комьюнити позволяет совместно развиваться, помогая друг другу и отрасли в целом. В Украине 32 тысячи учителей, с которыми мы постоянно поддерживаем контакт. Мы рассказываем им о коллегах-новаторах, вовлекаем в различные программы, делимся полезной информацией, хотим, чтобы они общались между собой. Мы уже знаем истории, когда учителя переходят из школы в школу, чтобы работать вместе, приезжают друг к другу, объединяются, сами создают новые программы.
Например, программу Smart School создали учителя из разных школ. Они сказали: "Пока мы дождемся полноценных лабораторий, таких, как в частных школах на Западе, уже и на пенсию выйдем. Поэтому мы хотим, купив набор доступных датчиков, создать лабораторию, чтобы дети могли собрать устройства своими руками, при этом демонстрируя знание таких предметов как физика, химия, информатика…"
Купить такие датчики реально - за прошлый год они упали в цене в 4 раза и сейчас вполне доступны. Школа может себе позволить их приобретение. Инициативные учителя заручились поддержкой своих директоров, а мы, в свою очередь, помогаем в их обучении. К примеру, в Здолбуновской школе на Тернопольщине построили метеостанцию, а в Залещиках - собственную лабораторию. Когда учитель действительно горит своим предметом и может показать это детям, его обязательно поддерживают и родители. Это и формирует эффективное взаимодействие в сообществах.
Сейчас программа "Smart-школы" объединяет, по сути, нескольких учителей, работающих при поддержке директоров. Всего в Украине 10 "Smart-школ", 4 из которых в Киеве. Очень важно, чтобы директора школ понимали, куда движутся новые технологии и давали возможность учителям творить. Ведь многие не торопятся применять новые технологии, скорее ввиду незнания их преимуществ.
Мы хорошо знакомы с одним ярким учителем истории из Закарпатской области - Максимом Молнаром. Он купил себе ноутбук - единственный на всю школу. Мы записали видео о том, как он ведет урок истории. Максим ставит стул на стол, на него ноутбук. Детки в теплой одежде стоят вокруг (школа не отапливается). Мы считаем, что таких учителей нужно поддерживать.
- Как вы считаете, как должен преподаваться предмет "информатика" в школе?
- В предмет необходимо добавить современные языки программирования и описание современных сервисов и продуктов, например, что такое облако, его архитектура. Кроме того, немаловажен и вопрос организации процесса обучения. На языке бизнеса мы говорим о Project Management, то есть работе в команде. Ведь в чем проблема нашего ІТ-образования? В том, что все хотят работать индивидуально. Ты приходишь, садишься за компьютер и что-то там делаешь один. А в реальной жизни все разработчики работают в командах. Почему иногда сложно работать с украинскими разработчиками? Потому что каждый сам по себе, а вместе работа не клеится. На самом деле проблема украинской технологической, инженерной сферы и сферы ІТ в том, что ребята, которые делают классную работу, не умеют взаимодействовать, поэтому они не могут стать руководителями крутых проектов и остаются исключительно винтиками.
Поэтому, возвращаясь к вопросу преподавания информатики в школе, важно интегрировать этот учебный предмет в другие предметы, например, в биологию или физику. Это как раз и позволило бы сформировать команду, работающую с конкретной проблематикой. Например, проектом метеостанции занимаются трое: один - интернетом вещей, второй - кодированием, а третий - прогнозированием больших данных. Задача - сложить втроем это решение. При такой организации процесса дети понимают конечное применение своего продукта, поскольку не просто кодируют какую-то эфемерную математику. Я в школе терпеть не могла предмет "информатика", потому что не понимала, как это будет потом использоваться. Но сейчас, когда я начинаю работать с большими массивами информации и осознаю, что из этого всего мне нужно, например, сделать какой-то вывод или решить задачу в области кибербезопасности, тогда это приобретает ценность. Я понимаю итоговую цель, вижу, каких еще знаний мне не хватает и каких людей нужно дополнительно вовлечь в этот проект. Научиться взаимодействовать и прийти к финальному результату - вот так, мне кажется, нам и нужно учить детей.
- Microsoft занималась исследованием навыков, необходимых человеку в XXI в. Среди них, кажется, есть кросc-дисциплинарная компетентность.
- Да, среди них важное место занимают кросс-дисциплинарная компетентность и кросс-культурное взаимодействие. Вот это два навыка, с которыми у нас в Украине очень сложно. Кросс-дисциплинарная компетентность - это объединение нескольких предметов в одном проекте (например, физика, информатика, биология). Кросс-культурное взаимодействие - это, например, участие украинцев, американцев и японцев в одном проекте. И этому нужно учиться. Кроме того, уже сейчас важно осваивать навыки, которые будут востребованы через три-четыре года. Это умение работать с большими объемами данных - т.е. вычислительное мышление, навыки продуктивной работы в виртуальной команде, знание новых медиа.
- Ежегодно Microsoft определяет инновационные школы во всем мире. Критерии для всех стран одинаковы?
- Да. Ключевых критерия два: школы используют облачные технологии, и учителя демонстрируют в преподавании своего предмета инновационный подход по сравнению со стандартной программой.
- В вашем списке инновационных школ Украины этого года только частные школы.
- Да, пока что это так. Но сейчас мы по инициативе Министерства образования начинаем сотрудничать с двумя школами в регионах. Цель - "подтянуть" учебные заведения, где учатся социально незащищенные дети (это сельская школа или школа в районе). Будет работать отдельная государственная программа по обеспечению их связью, программным обеспечением, оборудованием. Шесть месяцев мы будем работать с учителями, чтобы поднять их уровень. И тогда, если эти учителя вместе с директорами действительно возьмутся за внедрение инноваций, мы сможем добавить их в список инновационных школ. Конечно, что касается учителей, то тут вопрос стоит комплексный, в том числе и зарплат: когда люди зарабатывают мало, очень трудно их вовлечь в еще один проект. Хотя конечно есть разные учителя, такие как Максим, о котором мы говорили выше.
Понаблюдаем через шесть месяцев с вами вместе, будут ли школы - участники программы использовать подготовленную за это время платформу для внедрения инноваций - или нет. Этот опыт будет показательным.
Для инновационной школы важна инфраструктура, а именно доступ к интернету. Иначе нет никакого смысла в установке программного обеспечения и оборудования. Управление образования не приедет в каждую школу и не проведет там связь. Это не их работа. Но есть масса фондов, которые предоставляют Украине гранты для поддержки местных общин. И если директор школы хочет провести качественную сеть, он должен пойти к руководителям территориальной общины и убедить их: давайте поставим в приоритет подключение школы к интернету, такое предложение должно попасть в фонды, которые имеют возможности финансовой поддержки. К сожалению, в большинстве школ, даже в Киеве, интернет-связь некачественная. Правда, часто директора этим не сильно озабочены.
- Почему Microsoft интересна сфера образования?
- Наша компания представлена фактически в каждой стране мира и является социально ответственным корпоративным гражданином каждой из этих стран. И мы понимаем, что сфера образования во всех странах более-менее унифицирована. Если ее правильно выстроить, это будет очень хороший плацдарм для развития экономики. Еще немаловажный момент - всем известно, что чем выше уровень образования у людей, тем они более счастливы, более материально обеспечены, и тем ниже уровень криминалитета.
Есть и коммерческая сторона нашего интереса. Мы понимаем: если нашими продуктами люди будут начинать пользоваться еще в школе, в будущем наши разработки будут им интуитивно понятны. Очень часто компании, поставляющие коммерческие продукты, забывают, что для формирования спроса сначала нужно людей научить пользоваться этими продуктами и осознавать их ценность.
Если говорить о наших программах в сфере образования, то здесь мы ставим перед собой три задачи. Первая - дать возможность школам испытать новые технологии. Вторая - снять с учителей массу административной работы, чтобы они могли максимально сконцентрироваться на своем предмете. И третья - вовлечь в наши программы и учителей, и учеников из разных школ, организовать их сотрудничество.
С помощью программы "Партнерство в образовании" мы обучаем преподавателей, показываем им новые устройства, даем примеры того, как их можно использовать. В глобальную программу Microsoft "Учитель-новатор" вовлечено около 4 тыс. 800 инновационных учителей из разных стран мира. Мы стараемся наладить коммуникацию между ними.
У нас есть отдельный набор программ для поддержки стартапов, он связан с облачными сервисами. Эти стартапы могут разрабатывать старшеклассники или студенты. Когда продукт разработан, возникает вопрос, где его хранить и как его можно масштабировать, то есть предоставить как можно большему количеству людей, а самое главное - как на этом можно зарабатывать. Для таких целей мы предоставляем нашу облачную платформу Azure. Наверное, вы уже слышали о некоторых наших проектах - это самая большая в Украине Лаборатория интернета вещей и "Инкубатор-1991". "Интернет вещей" направлен на различные разработки, связанные с устройствами, сенсорами, датчиками, дронами и так далее. А "Инкубатор-1991" связан с очень интересным направлением - это аналитика больших данных. Стараемся подтягивать в такие проекты и сферу образования.
- Как используется в школе технология интернета вещей (то есть управление вещами с помощью интернета)?
- С интернетом вещей у нас просто бум. В Украине все это началось с дронов. Многие хотели оказать помощь для разрешения конфликта в зоне АТО, и во многих школах ребята стали что-то крутить, собирать. Потом появилось желание иметь информацию о том, что по дороге видят эти дроны, а если они не долетели по назначению, то почему. Эти вопросы повлекли за собой разработку программного обеспечения, необходимость аналитики. Затем дроны начали использовать в сельском хозяйстве. Сначала студенты начали вовлекаться в разработки, потом заинтересовались школьники. И тогда самые активные школы начали формировать у себя лаборатории управления вещами с помощью интернета, то есть с использованием технологии интернета вещей. Свет, вода, да вообще все, что есть разумного у вас в руках (от часов и телефона до холодильника и различных устройств) - все это при подключении к интернету становится управляемым и разумным.
Если говорить о "СМАРТ-школе" как об "умном" объекте, то как это может работать? В первую очередь "умные" решения при помощи интернета вещей позволяют качественно закрыть вопросы безопасности. В школе может совсем не быть охраны: вход-выход при помощи смарт-карт, а здание по периметру охраняется сенсорами (на движение, тепловыми, на изменение цвета и формы). И, соответственно, служба безопасности получает актуальные сводные данные в реальном времени. На вещах, которые у вас стоят в лабораториях, в компьютерных классах и так далее вы ставите сенсоры, связанные с перемещением предмета. Если его попытаются передвинуть (вынести), вы также сразу будете проинформированы. То же самое - если произойдет утечка воды или тепла. Интернет вещей позволяет так же удаленно включать-выключать тепло, электроэнергию, воду в школе. Грубо говоря, завхоз сидит дома, и на ночь немного прикручивает тепло в батареях, а рано утром ему не надо бежать в школу, чтобы включить батареи на полную мощность.
- Раз уж мы заговорили о технологиях, не могу удержаться от вопроса. Майкрософт обещала запустить в Украине очки виртуальной реальности HoloLens. Правильно ли я понимаю, что эти очки позволяют создавать трехмерные модели: я надеваю очки - и изображения буквально "висят в воздухе" вокруг меня? Когда будет запущена эта разработка в Украине?
- Совершенно верно. Нас очень часто спрашивают, когда появится в Украине HoloLens. В Украине они уже представлены через некоторых партнеров. Но это недешевый продукт.
Применение виртуальной реальности (и мы даже видим это уже в нескольких университетах в Украине) позволяет абсолютно по-другому посмотреть на изучение многих предметов. Буквально недавно я смотрела, как кампания Airbus тренирует своих сотрудников. Если вам нужно разобрать самолетный двигатель на мельчайшие детали и понять, как это работает, вы надеваете виртуальные очки и словно попадаете внутрь двигателя: можете посмотреть, как стыкуются детали, можете их рассоединить или объединить.
Очки можно применять, например, в школе на уроке биологии. Предположим, вам нужно изучить листочек растения и понять, из чего он состоит. С помощью HoloLens вы можете его увеличить до молекулярной структуры и "попасть внутрь" этого изображения.
Когда очки виртуальной реальности станут более дешевыми и доступными - вопрос непростой. Нужно отдавать себе отчет в том, что их нужно достаточно аккуратно использовать. Потому что отношение к виртуальной реальности до сих пор спорное с точки зрения того, как контролировать ее использование, особенно детьми.
- Очки виртуальной реальности в школах и вузах - это далекая мечта. Но вот что у нас реально сейчас есть - это компьютеры и планшеты. Не массово, но есть. Какие идеи вы можете предложить здесь? Что они могут изменить в наших школах?
- Еще с советских времен в нашей школе есть две болезни: она ориентируется либо на среднего ученика, либо на сильного (если школа хочет иметь высокие рейтинги). Но сегодня вся система мирового образования переходит к более индивидуальному образованию: каждый ребенок индивидуален, и у него есть своя скорость восприятия, свои предметы, которые ему легко или трудно даются. Индивидуального подхода можно добиться только тогда, когда учитель прямо на уроке в реальном времени видит, с какой скоростью и в каком темпе каждый ученик выполняет задания.
У нас как обычно проходит контрольная? Дается 45 минут, и в это время учитель следит, в основном, за тем, чтобы ученики не списывали. А после уроков проверяет работы, пишет бумажный отчет. Да у него просто руки не доходят до сбора информации о каждом ребенке! А когда ребята выполняют задания на планшетах, учитель прямо во время урока имеет доступ к их работам и видит сам процесс выполнения заданий. И может тут же делать себе пометки: вот этому ребенку надо будет глубже объяснить такую-то тему. Это уже готовый анализ контрольной работы.
У нас уже есть учителя, использующие такие технологии. Понятно, что это можно сделать, когда у вас класс от 15 до 20 человек. И легче это сделать в частных школах, где есть возможность всех обеспечить планшетами.
А детям нужно показать, что использование гаджетов для образования может быть так же интересно, как и для развлечения. Вы, наверное, слышали об игре Майнкрафт, которую Microsoft купил более двух лет назад. Сейчас мы ее интегрируем в процесс обучения для 3, 4 и 5 классов. Ребенок вместе с учителем играет в свою любимую игру Майнкрафт, и в рамках этой игры учится. Уже есть разработки по нескольким школьным предметам.