Новая украинская школа (НУШ) — это уже вторая попытка реформировать школьное образование. Но ни разу в нашей стране реформа не была доведена до полного, так сказать, цикла, — она глохла на начальных этапах. А как будет сейчас? Боюсь, так же. 1 сентября Новая украинская школа должна испытываться (пилотироваться) в пятых классах. А через год — полноценно вводиться для всех украинских пятиклассников.
И когда сейчас я анализирую события и факты, связанные с подготовкой к дальнейшему развертыванию НУШ уже в пятом классе, становится очень грустно. А еще создается впечатление, что самая безответственная, самая «расхлябанная», а поэтому и самая разрушительная составляющая нашей образовательной отрасли — это ее верхушка. Своими действиями она легко и бесповоротно похоронит какие-либо образовательные инициативы, громко названные словом «реформы». Поэтому мне отсюда, из моей глубокой периферии, все чаще кажется, что никто там, в верхах, не заботится о достижении провозглашенных целей. То ли потому, что все понимают их недосягаемость, или потому, что главное — не достичь, а непрерывно достигать, потому что именно таким способом можно будет получать новые и новые возможности для перенаправления бюджетных денежных потоков, из которых кормятся все те, кто будто бы взял на себя ответственность за деятельность образовательной сферы.
Не намерен пересказывать, что такое НУШ, зачем она, какой должна быть: это все давно и достаточно подробно описано. Так же не берусь говорить обо всех аспектах разворачивания НУШ. Остановлюсь только на том, который касается одного из ключевых компонентов — нового содержания образования.
Это новое содержание должно было появиться прежде всего из-за оптимизации количества учебных предметов, которыми школьники сегодня перегружены. Дальше мы должны были избавиться от обучения, которое не мотивирует школьников и является способом получения «устаревших знаний», вместо этого ввести обучение как образ формирования компетентностей. Само собой понятно, что учителя при этом должны были быть вооружены соответствующей переподготовкой, а ученики — новыми учебниками.
Но как только ответственные структуры взялись за обновление, оно «заглючило» сразу же и очень серьезно. Оказалось, что снять «перегруженность предметами» — значит зацепить такие пласты образовательного и околообразовательного бытия, которые, сдвинувшись, успешно похоронят под своими завалами любого реформатора. Даже самого крупного. А вместе с ним еще и кучу политиков наивысшего уровня. Потому что сокращение количества предметов — это сокращение учительских ставок, количества учебников и других очень материальных вещей.
Кому-то хочется в самоубийцы? Никому не хочется. Поэтому самая тяжелая болячка школы старой тихонько перекочевала в НУШ практически во всей своей красоте и неповторимости. Да еще и с успокаивающим аргументом от МОН: родители уже не видят в перегруженности никакой перегруженности.
Наверное, и с государственным стандартом тоже не все складывалось гладко. Потому что это только на бумаге старое обычное понятие «ЗУН (знание, умение и навыки)» легко заменить словом «компетентности». А переосмыслить обучение (да еще и в нерушимом объеме!) в категориях упомянутой уже компетентности — это не одного дня работа. Если только не взять на вооружение любимую тактику наших управленцев: делаем то, что делали до сих пор, но то, что делаем, называем уже «европейскими» терминами: переименованное = реформированное. Так как действовали в этот раз? А вы смотрите содержание стандарта.
Пока шли баталии вокруг, время шло. Поэтому Государственный стандарт базового среднего образования был принят не в 2019-м (как запланировано), а только в сентябре 2020-го. За ним в феврале 2021-го увидела свет Типовая образовательная программа. Тогда буквально через месяц, 24 марта 2021 года, потенциальным авторам проектов модельных программ прислали предложение до 30 апреля подать соответствующие материалы на рассмотрение экспертов. А сколько же там этого дела — какую-то модельную программку написать? Под новый госстандарт. Месяц времени — это еще очень даже много!
Ну, и заключительный аккорд процесса разработки нового содержания — появление в августе 2021 года методических рекомендаций об особенностях организации обучения в пятых классах по новым государственным стандартам в условиях НУШ. Это пока не для всех. Это сугубо для пилотных школ, которые за этот учебный год будут нарабатывать опыт работы с «обновленным содержанием образования», чтобы уже с 2022-го он стал рабочим ориентиром для всех школ.
В рекомендациях есть все и обо всем. Там очень хорошо расписано, как каждая школа на основе документов МОН должна сделать свою образовательную программу и как много свободы наконец получит учитель-предметник, упорядочивая календарно-тематическое планирование и готовя поурочные по дисциплинам, которые будет читать.
Одного только не найдет в рекомендациях самый дотошный читатель: а по каким учебникам должен организовать работу с чудесно «обновленным содержанием образования» простой смертный учитель именно пилотной школы? С чем он вместе со своими учениками будет работать на уроках с 1 сентября? Что именно будет апробироваться весь учебный год?
Ведь те учебники (имею в виду прежде всего учебники по украинскому языку), которые есть в школах именно сейчас, написаны не под модельные программы и не под новый госстандарт. В них другое содержание и не те смысловые ориентиры. А учебники под модельные программы еще или пишутся, или подгоняются под «обновление». И чтобы попасть в школу, им еще надо пройти процедуру грифования, а после — «выбора» (хотя бы такую, как проходили учебники для начальных классов). Словом, в процесс «пилотирования» они уже явно не впишутся.
А дальше уже целая издательская индустрия ждет, чтобы «выпилотированные» и «выбранные» в этом году учебники выпустить в свет и отправить в школы до 1 сентября 2022 года. Потому что без них никакая НУШ в учебные заведения не придет даже чисто формально.
Хотя, а что собственно от самой НУШ остается после каждого последующего шага такого «беспилотного» ее внедрения?