UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАНКОВСКАЯ ЭЛИТА РАСТЕТ ВО ЛЬВОВЕ

Пять лет тому Львовский техникум банковского дела, успешно пройдя аккредитацию, становится банко...

Автор: Людмила Носарева

Пять лет тому Львовский техникум банковского дела, успешно пройдя аккредитацию, становится банковским колледжем, выпуская своих студентов в жизнь после 4-летнего курса обучения с квалификацией «бакалавр по экономике и предпринимательству». А еще через пять лет, в январе 2000 года, постановлением Кабмина на базе Львовского колледжа создается первый в Украине банковский институт Национального банка Украины. Такого права добился лишь Львов, хотя в системе НБУ есть еще Харьковский и Черкасский банковские колледжи. Наверное, такое решение было не случайным. В этом вузе всегда открыты двери для новых идей, программ и проектов.

Еще с 1996 года в трех бан- ковских колледжах НБУ начал осуществляться совместный украинско-британский экспериментальный проект по дистанционному обучению студентов-заочников. Целью проекта было создать современную учебную программу, в которой бы принципы украинского образования наполнились лучшим зарубежным опытом, и прежде всего в системе подготовки банковских работников.

Уже сам термин «дистанционное» говорит о том, что обучение проходит на расстоянии. На практике это выглядит так. Студент покупает учебный курс, получает полный пакет учебно- методических материалов и работает самостоятельно с индивидуальной скоростью, приезжая в альма- матер лишь на кратковременные консультации и сессии. Да и сессия при такой форме обучения занимает не больше 4—5 дней.

Преподаватели тоже разгружены — теперь им не приходится «отрабатывать» многочасовые лекции, а поэтому у них появилось больше времени для индивидуальной работы, есть возможность следить за всеми изменениями в нормативной базе и своевременно вносить поправки в учебный материал. Ведь сегодня в Украине более 50 тысяч таких нормативно-правовых актов и более трех тысяч из них адресовано НБУ. Только за период с 1998 по 1999 годы НБУ принял свыше 500 документов. Так что работать есть над чем.

Дистанционное обучение прижилось во Львове. А вначале педагогам было ох как нелегко. Необходимо было весь учебный материал перевести в модули, каждый из которых состоит из учебника и сборника упражнений, заданий и задач. Для этого требовалось «перелопатить» массу дополнительной литературы, все обобщить, лаконично и доходчиво изложить. Затем украинский вариант переводился на английский и уже в Великобритании обрабатывался, уточнялся и дополнялся специалистами фирмы «Дизайн для обучения Интернешнл», которые при поддержке фонда Know-How (Велико- британия) работают над внедрением проекта дистанционного обучения в Украине. Так постепенно в течение трех лет были созданы учебники-модули (благо, что в вузе есть своя полиграфическая база) для всех трех курсов дистанционного обучения — как по фундаментальным основам знаний, профессионально ориентированным дисциплинам, так и по гуманитарному циклу. Для проверки знаний преподаватель использует письменные контрольные работы, а после окончания изучения каждого предмета проводится обязательный экзамен.

При выпуске студенты получают диплом младшего специалиста банковского дела государственного образца. В ближайшем будущем им будут вручаться еще и сертификаты международного образца, выдаваемые Институтом банкиров Великобритании. Сейчас в институте заканчивается подготовка результатов экспертной оценки о соответствии качества обучения студентов Львовского банковского института международным стандартам.

Дистанционная форма широко известна и популярна в мире, но первым, а сейчас и самым известным учебным заведением, начавшим работать по этой системе еще в середине 60-х годов, был Открытый университет Великобритании. Возрастной диапазон студентов дистанционной формы обучения там колеблется от 18 до 87 лет.

Наши банковские учреждения положительно отнеслись к эксперименту в банковском обучении, ведь таким образом можно переобучить достаточно большое количество специалистов, практически не отрывая их от работы и «вооружив» самыми современными знаниями.

Дистанционное обучение — лишь один из проектов, реально воплотившихся в жизнь во Львовском банковском институте и уже дающих положительные результаты. Кроме того, вуз тесно сотрудничает с Объединением экономических школ города Кракова (Польша), Банковской академией из Франкфурта-на-Майне (Германия), другими вузами, принимает участие в проектах фондов «Відродження», Know-How (Великобритания), в программах ТАСИС, «Трансформ» и т.д. И делают это львовяне не просто из-за собственного интереса или каких-то благ, а для того, чтобы иметь доступ к новейшим технологиям, стандартам в банковском деле, чтобы приблизить свой вуз к уровню лучших банковских учебных заведений.

В мае Львовский банков- ский институт отмечает свое 60-летие. Хотя «корни» его проросли значительно раньше. В здании в центре Львова, где сейчас разместился главный корпус ЛБИ, с 1887 года находилась женская экономическая школа им. Королевы Ядвиги. Различные учебные заведения были там вплоть до 1939 года. В 1940-м в доме на улице Академической, 9, начал работать Львовский финансово-экономический техникум, который вскоре (10 мая 1940 года) был переименован в учетно-кредитный. Это — истоки сегодняшнего Львовского банковского института, вчерашнего банковского колледжа.

За эти годы тысячи и тысячи специалистов получили здесь престижную профессию, которая, благодаря высокому рейтингу вуза, дает им возможность работать в лучших финансово-кредитных учреждениях Украины, банках и аудиторских фирмах, открыть собственный бизнес. Во Львове учились нынешний глава НБУ В.Стельмах, его заместитель Я.Солтис, начальник управления департамента бухгалтерского учета НБУ Анна Жигайло, директор этого департамента, главный бухгалтер В.Ричаковская и многие нынешние начальники региональных управлений различных банков, их ведущие специалисты. Вуз всегда пользовался популярностью, но ныне, когда он получил статус высшего учебного заведения, несомненно, рейтинг его поднимется еще выше. Каким же будет этот новый-старый вуз?

— На дневной форме, — говорит декан факультета банковского дела, кандидат экономических наук Мария Лапишко, — у нас будут обучаться студенты по трем специальностям: банковское дело, финансы, учет и аудит. В рамках этих основных специальностей есть свои специализации. Скажем, в банковском деле — это банковский менеджмент, маркетинг, инвестиции, в перспективе — валютное регулирование. То есть вуз полностью переориентируется на банковскую тематику. Планы, конечно, большие. Хотелось бы по-настоящему дорасти до вуза 3-го уровня аккредитации, ведь мы так стремились стать высшим учебным заведением, чтобы давать своим учащимся полноценное банковское образование.

Но и раньше тут думали и заботились о том, чтобы учащиеся имели возможность под опекой родного колледжа продолжить свое образование. Так, еще в 1990 году по инициативе тогда еще Львовского техникума банковского дела был создан учебный комплекс — «Західбанкосвіта», куда входили и Тернопольский институт народного хозяйства (сейчас академия), Львовский экономический лицей, Львовское облуправление НБУ, Львовское облуправление Сбербанка Украины, Институт региональных исследований НАН Украины.

В 1994 году был организован еще один учебно-производственный комплекс — «Галосвітбанк» — на базе первой Львовской гимназии, Львовского экономического лицея, Львовского банковского колледжа, университета «Львовская политехника», Львовского облуправления НБУ, Ассоциации банков Львовщины. То есть и до получения статуса высшего учебного заведения колледж не бросал своих студентов на полпути.

— Наш факультет тоже получил возможность расшириться, — продолжает разговор кандидат педагогических наук, декан факультета заочного образования и подготовки Анна Дудка. — Прежде всего это подготовка специалистов банковского дела на базе ранее полученного ими высшего образования. А вообще на факультете обучается более тысячи студентов, и не только во Львове. У нас есть учебно-консультационные пункты в Киеве и Ужгороде, а в Ривном, Хмельницком, Ивано- Франковске — профильные классы. Большой популярностью сейчас пользуется заочно-дистанционная форма обучения.

В ходе «экскурсии» по вузу увидела вывеску «Студенческий акционерный банк «Галичина». Как выяснилось, в своем банке студенты не только проходят практику, осваивая азы банковского дела на различных операциях, но и получают стипендии, а преподаватели — зарплату, «платники» вносят плату за обучение. Это — полноценный банк (созданный совместно со Львовским областным отделением Сбербанка Украины), где можно заплатить за коммунальные и другие услуги, открыть собственный счет и т.д. Этого оказалось недостаточно студентам института и они в ноябре 1999 года создали свой студенческий банк «Галичина». Избрали правление на конкурсной основе и начали учиться не только проводить банковские операции, но и управлять людьми — своими студентами- коллегами. А сейчас на базе студенческого банка создается кредитное общество, где можно будет не только получить кредит на льготных условиях, но, прежде всего, на практике изучить механизмы и особенности работы кредитных обществ. Для будущих банкиров и финансистов это очень важно. Кстати, есть в вузе и учебно-тренировочная бухгалтерия, где также осваивается будущая профессия. А практической работе в банках, где, собственно, и происходит становление будущего специалиста, уделяется главнейшее внимание.

А о компьютерном центре на 160 компьютеров и говорить не приходится. Занятия в нем — в расписании основных учебных дисциплин. А, кроме того, студенты после занятий могут работать тут над своими курсовыми или дипломными работами, другими материалами, пользоваться Интернетом, другими учебными программами.

Сейчас в институте обу- чается 556 студентов, но в будущем их количество не очень-то увеличится. Максимум 725—750 человек.

— Мы не планируем большого расширения, — говорит директор Львовского банковского института, кандидат экономических наук, доцент Тамара Смовженко. — Будем работать только под потребности банков. Вуз, который себя уважает, не будет выпускать специалистов «на ветер».

На первом же педсовете, после того как техникум стал колледжем, Т.Смовженко сказала своим коллегам: «Теперь мы должны стать институтом».

— Среди преподавателей у нас тогда не было ни единого доктора, кандидата наук, — продолжает Тамара Степановна. — Сейчас, спустя пять лет, их стало 38. Примерно такой же резерв. Конечно, сами по себе мы не могли стать вузом, который бы имел вес. Нужно было учиться. Поэтому организовывали совместные проекты с Тернопольской академией народного хозяйства, университетом «Львовская политехника». Их преподаватели читали лекции у нас, мы ходили «в науку» к ним. А через некоторое время уже эти вузы стали приглашать наших преподавателей читать там лекции. Проводили совместные конференции, обсуждения, создавали общие группы по подготовке учебников, методических пособий и т.д. Полностью изменили подходы к обучению и давно отошли от традиционных уроков. Лекции, семинары, другие интерактивные методы стали превалирующими. Мы не хотим, чтобы наши студенты механически заучивали материал, главная задача — научить их мыслить, анализировать, прогнозировать, моделировать ситуации, а не быть просто техническими исполнителями. А чтобы их этому научить, сам преподаватель должен соответствовать такому уровню.

Преподавателями института созданы 94 авторские учебные програмы, 48 учебников и учебных пособий, 20 из которых с грифом Министерства образования Украины, для обеспечения учебного процесса. Кроме того, совместно с Институтом региональных исследований НАН Украины планируем заниматься и серьезной научной работой в развитии банковского дела в Украине, планируем создать научный центр, который мог бы проводить исследования, делать прогнозы, выпускать аналитические материалы.

— Не планируете через пять лет стать академией?

— Такого задания пока не ставим. Как бы там ни было, но если вуз выпускает хорошего специалиста и банки его берут на работу, значит, мы выполняем свою миссию.