UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аура школы

Что такое намоленный храм, знают и понимают все: это храм, в котором длительное время звучит искрен...

Автор: Светлана Орел

Что такое намоленный храм, знают и понимают все: это храм, в котором длительное время звучит искренняя молитва и царит соответствующая доброжелательная энергетика, целебная аура, в которой человеческая душа отдыхает, набирается сил, укрепляется верой во все хорошее и светлое. В школе, конечно, не молятся. Но ведь там также не прекращается борьба за человеческую душу. И, по-видимому, она не менее, а даже более важна, поскольку речь идет о юных душах, которые только начинают формироваться, входят в мир. И каким он будет завтра — зависит от них.

От чего же зависит наличие или отсутствие этой доброжелательной энергетики в школе? От ее возраста, от позиции директора, уровня подготовки учителей, контингента учеников?

Дети в школе — не пришельцы…

В последнее время на Кировоградщине отмечали несколько юбилеев школ: 125-летие Оситняжской, 90-летие Покровской (Кировоградский район), 100-летие Ровенской общеобразовательной №2 (Новоук­раинский район). Праздничные мероприятия, на которые было приглашено множество гостей, известных выпускников, и натолкнули на размышления о том, что именно формирует гуманитарную ауру школы: какое место в этом процессе занимают традиции, сохранение памяти о выдающихся людях, история края? Учебные заведения сегодня нередко отмечают юбилеи. Всегда ли это веха в деле накопления и сохранения такой ауры?

— Понятно, когда юбилеи носят организационно-презентационный характер и проводятся прежде всего для того, дабы школа что-то получила, — размышляет заведующая учебно-методическим кабинетом украиноведения и краеведения Кировоградского областного института последипломного педагогического образования им. Василия Сухомлинского Лариса Гайда, — то пользы от них немного. Совершенно иное дело, когда в педагогическом коллективе сложилась система ценностей, когда здесь живы традиции, трудятся учительские династии. Все-таки в большинстве своем это касается сельских школ, через которые проходит не одно поколение жителей. Эта причастность к духовной ауре среды и способствует, например, тому, что на сельских кладбищах не разрушают могилы, а кресты и изгороди не сдают в металлолом (разве что заезжие постараются).

Но и в городской школе важно создать атмосферу, в которой бы ребенок чувствовал себя не посторонним человеком, а продолжателем традиций. Среди кировоградских школ Лариса Анатольевна в этом плане выделяет 9-ю гимназию, в которой система учебно-воспитательных мероприятий выстроена с учетом именно такого приоритета.

Конечно, при этом трудно переоценить роль школьных музеев. Их проблемы, особенности существования — отдельная большая тема. И если говорить о преемственности традиций, то они часто становятся тем стержнем, который дает возможность детям проникнуться делом, объединяет педагогов, учеников и членов территориальных общин. В прошлом очень распространены были музеи и уголки боевой и трудовой славы, но из-за идеологической нагрузки они часто теряли свое воспитательное значение. И очень непросто учителям уже, как правило, следующего поколения переориентировать их на новый, современный, без идеологических наслоений порядок, предоставить им сугубо краеведческое направление. Успешным примером такого преобразования можно назвать музей в селе Хащуватом Гайворонского района. Основал его известный в крае человек — учитель-историк, ветеран войны, участник Парада Победы, краевед, руководитель детского оркестра народных инструментов Леонид Солгутовский. Новому руководителю, Елене Вдовиченко, удалось и сохранить общую ауру, и счастливо избежать идеологических символов минувшей эпохи.

Вообще, Гайворонщина в нашей области считается краем, где особенно бережно относятся к сохранению традиций, исторической памяти. Результатом такой работы можно считать большое количество писем выпускников местных школ на просьбу откликнуться, когда писалась история района. Среди музеев городских школ, в которых удается сохранять особую атмосферу причастности к прошлому, благодаря чему дети чувствуют себя не пришельцами, Лариса Гайда называет 7-ю Кировоградскую школу, где музеем руководит Татьяна Бойко.

Учитель деда говорил: «Эту песню будут учить все дети…»

Собственно, о чем бы ни говорилось в этом плане, основополагающим остается самое важное — личность учителя. Это тот стержень, вокруг которого или создается целый отдельный мир, героями которого становятся дети, или зияет пустота, жертвами которой становятся те же дети. Некоторые рассказы об учителях не могут не волновать.

Лариса Гайда вспоминает, как в детстве ее удивил и поразил рассказ дедушки, который на какой-то праздник за столом запел «Ще не вмерла України…» Откуда дедушка, закончивший в свое время два класса церковно-приходской школы, мог знать такую песню? Оказалось, этому научил его когда-то учитель Федор Емельянович Бажор. Еще в начале прошлого века он говорил своим ученикам: «Помните, наступит время, когда Украина станет независимой и эту песню будут учить в школе все дети». Пятеро детей Федора Емельяновича тоже стали учителями. В селе Глодосы (сейчас Новоукраинский район) существует даже уголок Бажоривка. Во время гражданской войны в этом селе сформировалась целая сотня украинского воинства, а край этот всегда славился высоким уровнем национального самосознания.

Возможно, и этот дедушкин рассказ способствовал тому, что Лариса Анатольевна, фармацевт по первой специальности, все-таки получила педагогическое образование и занимается делом, которое ей по душе. Кстати, теперь уже ее учитель, а ныне пенсионер Борис Лавиненко готовит исследование о школах Глодосов, среди преподавателей которых было много и других выдающихся личностей.

Есть на Кировоградщине школа, едва ли не единственная в Украине, во дворе которой стоит памятник учителю. Это — Александровская общеобразовательная школа №3.

Сооружен памятник на средства бывшего выпускника этой школы, российского бизнесмена Бориса Кузика, который к тому же и спонсировал издание нескольких книг по истории края и двухтомника «Кіровоградщина: історія і сучасність центру України». Он также немало помог образовательной сфере своего родного городка.

В школе недавно побывала большая делегация кировоградской и киевской интеллигенции. Эти люди привезли подарки к открытию читального зала имени Светланы Барабаш, еще одной выдающейся выпускницы школы. Литературовед, профессор, автор множества книг, заведующая кафедрой гуманитарной подготовки Кировоградского технического университета, она была как солнечный луч для многих, кто ее знал. Теперь память об этой неординарной личности будет жить и в ее родной школе.

Директору трудно сохранить себя

Размышляя на тему гуманитарной ауры школы, мы с Анатолием Саржевским, одним из самых опытных педагогов края (ныне — заместитель начальника отдела образования Кировоградского района), наблюдали интересную тенденцию: по сравнению с советскими временами количество авторских школ на Кировоградщине резко уменьшилось. Педагогическая община области, очевидно, еще помнит школы Козуля (Новгородковская №2), Резника (Гайворонская №5), Максютина (Созоновская, Кировоградский район). У каждой из них были какие-то свои характерные особенности, там царила творческая педагогическая мысль, вырабатывались свои подходы. В новейшее время, когда директор должен сразу решать огромное количество проблем материального плана, этот процесс, разумеется, остановился. Что и неудивительно.

За последние полтора десятилетия ярко засияла школа Каюкова, что в областном центре. Василий Иванович, воплощая свою концепцию национального воспитания, сумел соединить широкие педагогические начинания с умением удержать определенный материальный уровень учебного заведения. Знаю точно, поскольку была знакома с ним лично, что это давалось ценой собственного самопожертвования. Василий Каюков просто жил своим детищем. Не обращая внимания ни на собственное здоровье, ни на личные потребности. По-видимому, поэтому так рано ушел из жизни. К сожалению, его школа постепенно теряет свое реноме, приобретенное с большим трудом и такой дорогой ценой.

Среди современных учебных заведений в области отличается, конечно же, школа Короткова. Поскольку это не просто школа — это хореографический лицей, директор которого сумел не только предложить эффективное соединение художественной подготовки с общеобразовательной, но и, вовремя попав в депутатский корпус и воспользовавшись доступными механизмами, обеспечить высокий материальный уровень учебного заведения.

* * *

Светлана Луговская еще не создала свою авторскую школу. Но понимает, что без определенной концепции, без серьезной цели духовного плана, вокруг которых бы сплачивался и учительский, и ученический коллектив, двигаться вперед невозможно. Поэтому и сценарий празднования столетия их Ровенской общеобразовательной школы №2 был построен на антагонистических персонажах — Белобог, Призрак. Были здесь, правда, и музы Творчества, Вдохновения, Терпения... По-видимому, в педагогике без них — никак...

А в этой школе есть что хранить: в ней действует музей Ивана Микитенко, когда-то здесь учившегося. Его жена, Зинаида Григорьевна, тоже ученица этой школы, в далеком 1921 году стала первой учительницей украинского языка в этом учебном заведении. И, очевидно, тоже оставила здесь частичку своей духовной энергии.