Создается впечатление, что украинцы воспринимают коррупцию в образовании как что-то вроде «добровольного взноса» в поддержку педагогов, которым не доплачивает государство, говорил Эрл Гаст, директор региональной миссии USAID (Агентства США по международному развитию).
В 2001-м — году моего поступления — среди новоявленных абитуриентов царила растерянность, близкая к панике. Моей подруге — золотой медалистке, прекрасно знающей физику и математику, предложили учиться на контрактной основе... Одноклассница, до 9-го класса еле тянущая на тройки, к финишу 11-го подошла с золотой медалью (родители!) и поступила в вуз, у входа в который ежедневно выстраиваются толпы элитных иномарок…
У меня не было ни папы-бизнесмена, ни мамы-депутата. Только какие-никакие знания, мечты, еще не слишком ясно сформулированные, да кроха-другая творческих способностей. Подготовительные курсы, на которые я ходила целый год, показали, что в школе нам явно многого недообъяснили. Между школьными и вузовскими требованиями лежала пропасть, и в этой пропасти удобно устроились любители половить рыбку в мутной воде. Вчерашние школьники пересказывали друг другу страшилки о вступительных экзаменах: «завалили… задали вопрос вообще не из школьной программы», «заплатил… подсказали», «не хочу там учиться, но папа заплатил…».
Вера в собственные силы гасла с каждым днем. Разведывала, где контрактное обучение подешевле. В результате решила попробовать себя в вузе, где вступительные экзамены проводили в форме анонимного тестирования.
Тестирование, проверяемое машиной, вселяло странную уверенность: здесь объективно оценят твои знания. Здесь нет экзаменатора, у которого с утра плохое настроение, с которым договорились или не договорились… Есть только ты и бланк с вопросами. И только от тебя зависит, поступишь или нет. А если не поступишь, то, по крайней мере, выяснишь реальный уровень своих знаний по семи предметам.
Я практически не волновалась. Было даже интересно. И… поступила. Без чьей-либо «подстраховки». Сама. С очень даже приличным результатом (оказалось, что и со знаниями, и с логическим мышлением у меня все о’кей — ну, и с удачей, наверное, тоже, ведь какой-то маленький процент ответов я все же просто угадала). Ощущение того лета — я сама смогла чего-то добиться в этой жизни! — запомню на всю жизнь…
Украина постепенно приходит к выводу, который давно сделали на Западе: тестирование, проводимое независимой организацией, существенно снижает риск нечестного поступления. Хотя у него есть и свои скользкие моменты: качество тестовых заданий, возможность сбоев в автоматической системе проверки, надежность людей, владеющих информацией о заданиях, ответственность за разглашение такой информации… Но если над всем этим комплексно поработать, результат может весьма порадовать способных ребят, достойных получить от государства бесплатное высшее образование.
Некоторые вузы Украины уже второе десятилетие практикуют у себя вступительное тестирование и, что показательно, заслужили репутацию наименее коррумпированных. Используя их опыт, осторожно перенимая западные практики, Украинский центр оценивания качества образования, созданный в конце 2005 года под эгидой МОН, шаг за шагом приближается к модели внешнего тестирования, призванного заменить и школьные выпускные экзамены, и вузовские вступительные. Пока такие тесты проходят только желающие. В 2006 году внешнее оценивание прошла 41 тыс. (8%) одиннадцатиклассников, в нынешнем, 2007-м — 116 тыс. (26%). А в 2008-м тестированием планируют охватить целых 500 тыс., среди которых — выпускники школ, ПТУ, вузов І-ІІ уровней аккредитации, а также выпускники прошлых лет.
Полгода назад украинское правительство заключило соглашение с американской правительственной корпорацией «Вызовы тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation ѕ MCC) и USAID о выполнении Порогового плана страны по борьбе с коррупцией в общественном секторе, в частности, и в сфере образования. Антидотом от взяточничества на экзаменах должно стать независимое тестирование, результаты которого будут засчитывать все вузы. С целью его повсеместного внедрения и усовершенствования создана Программа содействия независимому тестированию в Украине (USETI), исполнителями которой названы Министерство образования и науки и Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО). На программу выделено более 5 млн. долл. Она начала действовать в начале апреля, но общественности была представлена только сейчас, под занавес летней тестовой эпопеи.
Международная комиссия экспертов проанализирует процесс и результаты внешнего тестирования-2007. А дальше работы будет хоть отбавляй…
ѕ Есть множество вопросов, которые необходимо решать, и очень мало времени ѕ около двух лет, ѕ рассказал руководитель USETI Ярема Бачинский. Программа состоит из шести компонентов, три из них касаются непосредственно процесса тестирования, обеспечения его качества и защищенности. В частности, подготовки тестов, их печати, распространения, защиты во время администрирования и т.д. Кроме того, одним из пунктов программы прописано усовершенствование законодательной базы. С другой стороны, в сжатые сроки украинским педагогам будет передан огромный массив европейского и североамериканского опыта проведения независимого оценивания. Будут проводиться тренинги, ознакомительные поездки, круглые столы. Кроме того, что очень важно, будет организована широкая информационная кампания для абитуриентов и их родителей.
Объяснить народу особенности и преимущества тестирования и вправду необходимо. Как утверждает заместитель министра образования и науки Цезарь Огонь, по результатам опросов, 54% учителей, 52% родителей, более половины преподавателей и ректоров вузов уже поддерживают внешнее тестирование. Однако многие украинцы, наученные жизнью, недоверчивы и в данной системе тоже ищут подвох. Да, мол, круг посвященных в тестовые задания узок, но все же в какие-нибудь высокопоставленные родительские уши за большое вознаграждение информация может просочиться, и никому ничего за это не будет. И вообще, ответы в тестах можно элементарно угадать. Подумаешь, сложность ѕ закрасить один из четырех-пяти квадратиков… Разве так можно определить уровень знаний, творческий потенциал молодого человека?
Уровень знаний ѕ вполне реально, утверждает Игорь Ликарчук, директор УЦОКО. Тем более, в наших тестах есть и открытая часть, где абитуриент обосновывает свою точку зрения (ее, закодированную, проверяют два преподавателя если их оценки существенно различаются, это сразу бросается в глаза и проводится дополнительная проверка). А вот творческие способности ѕ такие, как умение рисовать, петь или танцевать конечно же, с помощью теста не проверишь. Но ведь творческий конкурс никто и не думает отменять…
Да и традиционные вступительные экзамены пока существуют, добавляет заместитель министра образования и науки Валентин Тесленко. Но процедура тестирования прозрачнее и качественнее. Когда все это поймут, не думаю, что ученики предпочтут тестированию иную форму оценки.
— Чтобы тестирование нормально «работало», необходимо подготовить изменения практически во всех основных законах: «Об образовании», «О высшем образовании», «Об общем среднем образовании» и т.д., рассказал Ц.Огонь. Также, возможно, потребуется отдельный законодательный акт, который будет касаться внешней независимой оценки знаний. В нем должны быть прописаны объект и субъект такой оценки, права и обязанности всех участников процесса оценки: директоров школ, учителей, учеников, родителей, проверяющих, а также ректоров вузов, которые обязаны принять объективное решение по поводу зачисления ребенка на основе предоставленного им сертификата. Кроме того, что очень важно, должна быть определена ответственность за правонарушения в данной сфере. Сегодня люди, отвечающие за конфиденциальность информации о тестах, могут подписать договор о неразглашении, но в правовом поле не предусмотрены конкретные меры, которые можно применить к нарушителям тайны. Потому в законодательстве важно прописать административные меры, а на случай масштабных нарушений и более серьезное наказание.
Кстати, в ближайшее время мы планируем наладить печатание тестов прямо в УЦОКО. Это еще больше сузит круг лиц, имеющих доступ к тестам.
Что касается разглашения информации, продолжил И.Ликарчук, то в этом году мы протестировали огромное количество учеников, и жалоб на то, что содержание тестовых заданий или какие-то элементы технологии стали известны кому бы то ни было до публичного оглашения, к нам не поступало. Из этого следует, что система безопасности, разработанная нами, доказала свою эффективность. Конечно, будем совершенствоваться. Позаимствуем некоторые системные элементы у американцев. Но полностью, механически перенимать их опыт не будем. У нас своя специфика…
— В чем она заключается?
Не хотел бы отвечать на этот вопрос: пришлось бы коснуться вопросов безопасности и защиты информации.
— Игорь Леонидович, на днях эксперимента ради я прошла тренировочный тест по истории на сайте УЦОКО. И заметила, что программа проверки обвела зеленым квадратиком явно неправильный ответ. Есть ли гарантия, что при проверке реальных тестов система не допускала подобных технических ошибок?
— 23 участника тестирования (из 116 тысяч) выразили сомнение в справедливости оценки. Мы дали им возможность пересмотреть свои работы. Если бы позволяли технические возможности, я бы хоть сегодня все работы разместил в Интернете… Во Львовской области в этом году организовали эксперимент: 13 участников тестирования подали заявления на апелляцию. Апелляционная комиссия, в которую не входили люди, проверявшие работы, полностью подтвердила правильность оценок. Так что в целом у меня нет оснований сомневаться в объективности и точности измерений, которые мы проводим.
Мы хотим, чтобы система была четкой и прозрачной, а с другой стороны не хотим создавать условия для монополизации в этой сфере, отметил В.Тесленко. Так что сегодня, пока на уровне дискуссии в МОН, к которой мы будем подключать экспертов и общественность, будем определяться на перспективу, какова будет украинская модель внешнего оценивания. На мой взгляд, мы должны институционально разграничить функции внешнего оценивания. Мне кажется актуальным создание в Украине отдельного института содержания образования, мониторинга и тестовых технологий на базе Академии педагогических наук, который будет разрабатывать тесты по всем предметам. Функции проведения тестирования должны сохраниться за УЦОКО, ведь у них есть опыт, профессионалы, способные выполнять эту работу. И третья структура — постоянно действующая комиссия, которая будет анализировать процесс тестирования, качество, последствия и планировать дальнейшие шаги по его усовершенствованию. Такие независимые друг от друга структуры кажутся мне оптимальной схемой. Но ее тоже нужно обсуждать…
* * *
— Тестирование — нормальная эффективная процедура оценки, просто к нему нужно привыкнуть, — считает Ярема Бачинский. — Мне 35 лет. В свое время я неоднократно принимал участие в независимом тестировании в Нью-Йорке, начиная с шестого класса, ежегодно проходил несколько разных тестов. При поступлении в вуз тестирование SAP (Scholastic Aptitude Test). Поступая в юридическую школу, снова писал тесты. Были, конечно, и собеседования, но результат тестирования играл основополагающую роль… А недавно мой сын поступал в один из украинских вузов и проходил тестирование, которое администрировал сам университет. Он учился в обычной постсоветской средней школе, год до проведения теста посещал подготовительные курсы. И нормально все сдал…
В то же время, по информации одной из журналисток, присутствующих на презентации USETI, только 10% экспертов верят, что внешнее оценивание поможет преодолеть коррупцию в украинской системе образования.
Что ж, ничто в этом мире не совершенно. Кстати, по словам Э.Гаста, в одном из американских университетов недавно был громкий коррупционный скандал…