Недавно по приглашению Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США делегация украинских ученых и научно-педагогических работников посетила Соединенные Штаты, где ознакомилась с организацией и характером работы высших и средних учебных заведений, включая также государственные и частные колледжи, университеты, местные техникумы и профессиональные училища. Украинцы также имели возможность изучить опыт работы правительства (федерального и в штатах) в области финансирования и формирования программ для высшего и среднего специального образования, поддержки программ международного обмена. Рассказать о своих впечатлениях от поездки корреспондент «ЗН» попросил одного из членов делегации — директора Института высшего образования АПН Украины, доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента АПН Украины Виктора АНДРУЩЕНКО.
— Ваше первое впечатление...
— Две недели пребывания в США пролетели как один день. Для нас эта поездка имела не только познавательное, но и большое практическое значение. Ныне в Украине осуществляется широкомасштабная реформа образовательной отрасли. Утверждена Национальная доктрина развития образования в ХХІ веке. Ряд принципиальных нововведений реализует Министерство образования и науки Украины. Важно было сравнить наши приоритеты с подходами, которые практикуются в США; изучить их опыт реализации образовательной политики и все, что возможно, использовать в собственной практике.
— Как правило, в таких случаях принято говорить об общих чертах и отличиях в системах образования.
— И Украина, и США, собственно, как и другие страны мира, пытаются найти ответ на требования глобализации, новых экономических, социальных, политических и социокультурных реалий, выработать новейшую образовательную философию и политику, в центре которой находится человек. Наши системы ориентированы на личность, ее обучение и воспитание в течение жизни. Так что большое внимание уделяется новейшим информационным педагогическим технологиям. Отличия в образовательных системах обусловлены различными типами наших культурно-исторических традиций, стилем жизни, ментальностью и т.п. Американская система образования, в частности, направлена на практическую подготовку человека, она децентрализована и более демократична, студенты и преподаватели — более мобильны, финансирование — более прозрачное. Мы, в свою очередь, впереди в фундаментальной подготовке специалистов, в особенности физико-математического, химико-биологического, технико-технологического, строительного, медицинского профилей. Высоко ценятся в США наши выпускники-программисты. Американское образование не имеет единых определенных государственных стандартов, наличествующих у нас. Более заметную, нежели у нас, роль в организации обучения в США играют общественные организации, разнообразные ассоциации, опекунские советы и т.д.
— С кем состоялась первая встреча на американской земле?
— С работниками Государственного образовательного департамента США в международном центре «Меридиан» (г. Вашингтон) — частной неприбыльной организации, специализирующейся на международном сотрудничестве американских университетов со странами Европы и Евразии. «Необходимость формирования системы презентации украинского образования в европейском и мировом образовательном пространстве (создание программ и инфраструктуры академического и культурного обмена, прессы, лекторов, библиотечного обмена, украинских образовательных центров за границей)» — это первая запись, которую я сделал в своем дневнике. Украинское образование довольно мощное и конкурентоспособное. К сожалению, о нас мало знают, а потому и мало приезжают на учебу. Учеба же иностранных студентов является не только источником финансирования образования, но и важным каналом культурного обмена и развития.
— Америка гордится своими вузами, в особенности Гарвардским, Йельским, Колумбийским и Стенфордским университетами, Массачусетским технологическим институтом. Какие университеты вы посетили и увидели ли там что-то действительно впечатляющее?
— Первым вузом, с которого началось наше знакомство с высшим образованием США, стал университет Вирджинии (UVA). Основанный третьим президентом США Томасом Джефферсоном в 1819 г., этот университет является одним из старейших и наиболее элитарных вузов страны. Нас поразили «академический городок», демократизм в общении руководителей университета, преподавателей и студентов, техническое оборудование аудиторий. Здесь я впервые непосредственно столкнулся с авторитетом и значимостью такой черты американских университетов, как «академическая честность».
Мы много говорим о злоупотреблении и коррупции в системе нашего образования. Как их преодолеть? Запретами, гонениями, морализаторством? А не более ли мощным средством будет внедрение системы «академической честности» от детского садика к школе и вузу? Украинская система образования должна перейти на такие методы (модели, технологии) обучения, которые центр тяжести контроля за его (обучения) качеством переносят на личность, на самоконтроль и самоответственность. Мы должны сформировать культуру, при которой воровать чужие мысли, пользоваться шпаргалками, списывать домашние задания или читать лекции, используя пожелтевшую тетрадь двадцатилетней давности, будет просто стыдно!
Университет Вирджинии готовит специалистов по всем основным специальностям, имеющимся в классических университетах. Вместе с тем в нем есть факультет лидерства, фундаций и политики, где готовят профессионалов, способных анализировать и воплощать в жизнь эффективные политические инициативы. (Между прочим, по таким направлениям в Украине подготовка специалистов не вводиться.) В UVA функционирует также Центр исследований в области высшего образования, который параллельно с научными разработками ведет подготовку специалистов высшей квалификации. Университет реализует ряд образовательных программ для взрослых.
Не менее полезным было наше знакомство с университетом Мичиган ( г. Анн-Арбор, штат Мичиган). Поразила вузовская библиотека, переполненная компьютерной техникой и... работающими студентами! Наши студенческие библиотеки заполняются ближе к сессии. В Америке же львиная доля учебы — это самостоятельная работа студентов. Студент должен найти необходимые материалы, обработать их, подготовить реферативный обзор и таким образом отчитаться. Вне библиотеки эту работу осуществить невозможно. Вдобавок, ее электронные ресурсы позволяют выйти в информационные фонды ведущих библиотек мира. Поэтому студенты просто «живут библиотекой», назначают там свидания, проводят диспуты, товарищеские встречи.
— Что, по вашему мнению, обеспечивает всемирную значимость?
— Качество подготовки специалистов, научный потенциал профессорско-преподавательского состава, общая организация обучения, исключающая «халтуру» и требующая полной самоотдачи каждого из участников учебно-воспитательного процесса. Именно здесь функционирует знаменитая Гарвардская астрономическая обсерватория, которая исследует сменные звезды, осуществляет их фотометрию и спектрофотометрию, изучая внутреннее строение и т.д. Всемирно известны Гарвардская экономическая школа (У.Митчелл), Гарвардская школа социологии права (Р.Паунд), много научно-исследовательских центров, достижения которых приумножают славу мировой науки.
Учеба в Гарварде обходится студенту, проживающему за пределами штата, примерно в 35 тыс. долл. в год, гражданину штата — 16 тыс. И хотя в США существует довольно эффективная система кредитной поддержки студентов, даже несмотря на это обучение в Гарварде ощутимо бьет по карману молодого человека. Собственно, такая же ситуация и в других частных университетах США: большинство выпускников вынуждены годами, а возможно, и десятилетиями «отрабатывать» кредиты, предоставленные им государством. Такая система обусловливает высокую ответственность студента за свою учебу. Гарвард — индустрия университетского обучения наивысшего качества, пропуск в мир стремительного карьерного роста, уверенность в завтрашнем дне и высокая конкурентоспособность.
— А в чем специфика американских техникумов? Чем они, собственно, являются?
— Мы обстоятельно ознакомились с работой техникума Вирджиния-Пьедмонт (г. Шарлотсвилл, Вирджиния). Это учебное заведение обслуживает преимущественно жителей города и близлежащих районов. Его финансирование осуществляется из фондов штата за счет средств от местных структур плюс плата за обучение. Американский техникум мобильно реагирует на смену потребностей в специалистах тех или иных квалификаций и направлений; имеет возможность оперативно изменять учебные планы, привлекать специалистов, проводить подготовку (два года до уровня бакалавра) и переподготовку специалистов, которые будут работать в этом регионе. Местные колледжи возникли как ответ на потребность образования для взрослых, образования в течение жизни, повышения квалификации и переквалификации специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. Они дают возможность получить образование детям эмигрантов, национальных меньшинств, осуществить оперативную переквалификацию. На сегодня в 1200 местных колледжах США учатся или повышают квалификацию свыше 25 млн. человек. Знакомство с работой местных колледжей позволяет сделать вывод, что американское высшее образование ближе к жизни и потребностям конкретного человека.
Общие вопросы и координацию работы местных колледжей на федеральном уровне обеспечивает Американская ассоциация местных техникумов, в состав которой входят аккредитованные двухлетние местные техникумы и училища, корпоративные фонды, международные партнеры и родственные учреждения. Ассоциация изучает такие вопросы: образование в течение жизни, программы обучения рабочей силы и партнерства, международные учебные планы, тенденции приема и общие программы с государственными школами и общинами.
— Учитывая вышесказанное, как вы оцениваете роль общественных организаций, ассоциаций в жизни американских колледжей и университетов?
— Очень высоко. В системе университетского образования США функционирует разветвленная подсистема разнообразных ассоциаций, наблюдательных опекунских советов, объединений профессоров и выпускников, братств, которые в границах своих полномочий поддерживают образование, участвуют в управлении учебными заведениями, выполняют совещательные или контролирующие функции. В ней господствует дух демократизма и высокой гражданской ответственности. Американская ассоциация штатовых колледжей и университетов (AASCU), охватывающая свыше 430 государственных колледжей, где учатся более 3,5 млн. студентов (37% бакалавров и 28% магистров) и работают 8 % профессоров страны, содействует гармонизации связей между ее членами и политическим руководством — Конгрессом и исполнительной ветвью. Члены AASCU получают информацию о том, что происходит в Вашингтоне. С другой стороны, с их взглядами и заботами оперативно знакомится столица страны.
Не могу не вспомнить и о такой общественной организации, как Американская ассоциация университетских профессоров (AAUP). К сожалению, в системе высшего образования Украины такого общественного объединения нет. В общем, деятельность ассоциаций и других общественных объединений направлена на социальную поддержку преподавателя и студента, повышение эффективности управления, качества обучения и профессиональной подготовки кадров.
— Проблема повышения качества обучения сегодня чрезвычайно актуальна. Кто и каким образом занимается этим вопросом в американских университетах?
— Качество образования контролируют все: студенты, преподаватели, руководство вузов, разнообразные общественные ассоциации, работодатели и т.д. Наиболее действенным механизмом является система аккредитации учебных заведений. Для этого в США существует ряд аккредитационных комиссий, ассоциаций, центров. С работой одного из них — Аккредитационной комиссии технологических училищ и колледжей (ACCSCT) — мы имели возможность ознакомиться обстоятельно. ACCSCT — частная, некоммерческая, независимая аккредитационная организация, цель которой — поддержать качество образования путем повышения академических достижений и этической работы. ACCSCT отвечает за то, чтобы члены-учреждения и их образовательные программы могли осуществлять подготовку студентов для избранной ими карьеры и удовлетворять высоким требованиям, предъявляемым к образованию.
Аккредитация учебных заведений в США — дело добровольное. Вместе с тем она организована так, что неаккредитованное заведение не может рассчитывать на финансирование со стороны федерального правительства, а его студенты — на государственную стипендию. Поэтому получить аккредитационный сертификат стремится каждый. Результаты аккредитации публикуются в соответствующем бюллетене, доступ к которому открыт для всех. Контроль качества образовательных услуг в США имеет прозрачный характер.
Кроме этого, в США существует Служба тестирования в образовании (ETS). Она учреждена в 1947 году Американским советом по образованию, Фондом Карнеги за развитие обучения и Советом колледжей. Штат работников ЕТS — профессионалы и эксперты в области образования, психологии, статистики и психометрики. Эта организация имеет колоссальный авторитет и доверие. Ее услугами — при поступлении в высшие учебные заведения или аспирантуру, для определения качества знания английского языка иностранными студентами, преподавание того или иного предмета, объективных оснований для назначения на высшую должность и т.д. — пользуются 38 штатов страны. Между прочим подчеркну: у нас система тестирования делает только первые шаги. Ее тотальное внедрение в 1991—1992 гг. имело отрицательные последствия. Сегодня в Украине при поддержке Международного фонда «Відродження» создан соответствующий центр, проводятся первые эксперименты.
— Американские студенты. Какими вы их увидели, что их беспокоит, чем они гордятся и о чем мечтают?
— На мой взгляд, они — такие же, как и наши, как и студенты всего мира, возможно, имеют лишь некоторые отличия. Американские студенты гордятся страной, своей учебой в престижных университетах, широкими возможностями в реализации академического выбора и всеми другими свободами, которые обеспечивают американские университеты. Почти все американские студенты работают. В США существует ряд центров, которые подыскивают и предлагают рабочие места для учащейся молодежи. Они более мобильны, самостоятельны, прагматичны, чем наши.
Американских студентов больше волнуют карьера, быт, организация семьи, религия, нежели политика. Вместе с тем они с удовольствием создают свои общественные организации, деятельность которых подчинена решению насущных вопросов организации обучения, быта, отдыха. В американских университетах широко практикуется опрос студентов относительно качества обучения, эффективности того или иного учебного курса, деятельности конкретного преподавателя. Студенты имеют собственный печатный орган, где публикуют свою оценку профессорско-преподавательского состава. Опрос осуществляется после прочтения соответствующего курса, имеет анонимный характер и большое значение для продления контракта. Отбор будущих студентов проводится с помощью службы тестирования, охватывающей все штаты. Это дает возможность определиться каждому относительно будущего учебного заведения, его формы и специальности.