UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аксакалы, пофигисты и фанатики. Кадры решают все

О  школьных учителях.

Автор: Ольга Халепа

От редакции ZN.UA:

Мы привыкли к тому, что слова благодарности учителям звучат преимущественно в праздники. Наверное, любой из нас может назвать учителя, которого не забудет никогда, которому благодарен за достижения и самые теплые воспоминания.

   А что думают о себе и своей профессии сами учителя? Мы публикуем статью блогера и учительницы Ольги Халепы, которую называют «рэп-учительницей». До недавнего времени она преподавала биологию в сельской школе и стала известной на всю страну во время карантина, когда начала записывать и преподавать в Youtube уроки в стиле рэп. «Мы в восторге, хотим таких учителей!» — писали в комментариях признательные зрители.

К Ольге пришла популярность — интервью, телевидение, награды. Летом она активно готовилась к новому учебному году — снимала рэп-уроки, причем на новом уровне — уже с использованием анимации.

Но…  в первые дни учебного года  Ольга Халепа уволилась из школы, потому что, по ее словам,  там стало невозможно работать. «Сейчас какая-то пустота, разочарование», — сказала она нам.

Однако теперь у талантливой рэп-учительницы появилась возможность погрузиться в творчество, что она и сделала — продолжает снимать видеоуроки и даже создала канал для самых маленьких «Руда біологія». А еще пишет стихи и снимает видеопроект об односельчанах «Люди с большой буквы».

Накануне Дня учителя мы говорили с пани Ольгой, что хорошо было бы рассказать о том, почему талантливые и креативные уходят из профессии. Но она не смогла написать об этом. Говорит, что не было вдохновения и сил. Однако передала нам свои заметки о том, какие типы учителей встречаются в школе.

Стиль и орфография автора сохранены.

Прочитав эту статью, ни один из педагогов не останется равнодушным. Будут смех, злость, гордость или негодование, потому что каждый найдет себя здесь. Да и не только себя, но и своих знакомых. Итак, кто же есть у нас в кадровом составе современней украинской школы?

Учителя-«аксакалы»: педагоги пенсионного возраста. У большинства из них педагогическое сознание складывалось еще в советские времена, кирпичик за кирпичиком. Там же осталась их молодость, воспоминания и здоровье. А еще сформировались советские стереотипы, согласно которым все вокруг им обязаны, потому что в обществе у них важный статус учителя. Родители должны склонять головы перед почетной профессией, ученики — подчиняться любым приказам и указаниям, а взамен ожидать от учителя крепких базовых знаний, которыми владеют эти педагоги старой школы.

Правда, и методы работы уже давно не подходят современным детям, и картонные таблицы давно с дырками, и ученики почему-то изумленно моргают, отведя взгляд от экрана смартфона, потому что учительница сейчас как гаркнет, как прочитает лекцию о вреде интернето-ґаджето-зависимости. А что, ей можно, она уже по возрасту вам бабушка, жизнь прожила как-никак, опыт имеет и знания. Выйдет за порог класса, а за спиной хохочут ученики, насмехаясь над ее возрастом, над ее знаниями, опытом, несовременностью, иногда устраивая позорные бойкоты…

«Аксакалам» образования и современные технологии уже не всегда по силам. Как-то уже немного пришлось тот Вайбер освоить (ненавистная дистанционка заставила), как-то уже умею включить комп, стоящий в кабинете, потому что поставили. А что, пусть как у всех, на офисном столике салфеточку домашнюю постелю, красиво получилось… А еще текст одним пальцем набрать могу, когда-то же на курсах пользователей ПК научили. А остальные методы — это доска-мел.

Такие учителя в школах сейчас сидят тихо-тихо, потому что с июля обязали подписать контракт. Дескать, этот год еще проживу, а в следующем могут под зад коленом. А мы же такие хорошие, послушные, опытные. Куда же без нас? Образование без олдскула развалится, вот развалится, не верите? Главное теперь без лишних звуков, не засветиться в плохих делах, натянуть овечью шкуру и подчиняться, подчиняться… Да что там, упаси Господи, администрации «Здрасте» не так сказать. Нет, на урок не придут, «но контракт же, контракт в следующем году, понимаете»? Нет, ну директор же должен понимать, что у меня давление, больное сердце, язва желудка, гормоны дают сбой… Так, стоп! Что я несу? Я здоровый человек! Я абсолютно здорова и полна сил! «Порхай как бабочка, жаль, как пчела!» О, нет, жалить нельзя, только как бабочка, главное, чтобы дали часы и подписали контракт.

И не надо нас осуждать! Дома внуки, дети просят помочь, лекарства в аптеках дорогие и все такое. А пенсия у учителя, сами знаете какая, а в школе еще и ничего так заработать можно, мне только за стаж вон сколько доплачивают. О чем вы спрашиваете? Где здесь место ученикам? Да при чем здесь ученики? Я — учитель, и меня уже за это надо уважать и слушаться. И — «тишина в классе!». Я так сказала!

Учителя-«методички»: педагоги среднего возраста. О, здесь сознание разделено на два отсека: в одном — «эсэсэсэр», в другом — «независимая», а посредине — «лихие 90-е». И тут, смотря, куда дует ветер коллектива и министерских требований, этот отсек и активизируется. «Методички» то призывают учеников к высоким моральным ценностям, то включают программу «моя хата с краю, я ничего не знаю», не трогайте меня, у меня семья, дети, собачка заболела (огород в сорняках, кот околел, корова отелилась, дочь «залетела» (выбрать свое). Иногда школа — это реальное место, где можно отдохнуть от всего этого: попить чайку с коллегами, обсудить рецептики, мужей, цены на крупы и мясо.

Бывает время, когда так хочется засучить рукава и как начать работать, по-новому, как на курсах учили, как на методобъединениях планировали… А с другой стороны, а оно мне тре’? Главное вовремя заполнить журнал, сдать нужные отчеты, протоколы, информацию. Поставить рядочком в шкафчиках класса разноцветные папочки с громкими названиями «Подготовка к ВНО», «План работы кабинета», ну и тому подобное, положив в каждую из них… ничего, ну почти ничего. А рядом десятки методичек, купленных где угодно, на случай «может когда-то понадобится», но так и не открытых ни разу, оставленных собирать пыль и для красивой картинки.

Спрашиваете мое мнение о современном образовании и школьных делах вообще? Вы что, с ума сошли? Какое собственное мнение? Да я только пикну на совещании, меня администрация сожрет, проверками забросает, в конце концов уволит. Да, ну как это не имеет права? Они все права имеют, нет-нет, извините, но субординация с мотивами раболепия — наше все. А после сорока, знаете, на работу устроиться уже проблема…

Нет, ну я, конечно, умею и компьютером пользоваться, и презентации из Инета качать, даже сама пару уроков разработала и на какой-то там сайт кинула, вот и сертификаты есть. Я даже не против интерактивной доски в классе, но лучше все же ремонт.  Обои, там, поменять, потолочек освежить, на шторки с родителей собрать, стендики обновить. Так что если выбирать, то я — за ремонт, а доска подождет.

Спрашиваете, где тут место ученикам? А у меня есть на них время, из-за этих методичек-журналов-бесед? Бумаг много, а зарплата маленькая. Что-то они там добавляют-добавляют, а она все равно маленькая. Говорите, дебюрократизация в образовании? Кто вам такое сказал? Это там, наверху, может, и отменили все, а у нас свой царь-бог — уважаемая администрация. «Нада» – значит «нада»! Она так сказала!

Учителя-«заробитчане»: дети расцвета независимости. Спрашиваете, зачем шли в педагогический? При чем тут призвание? Нужен был диплом о высшем образовании, вот и все. Сказала мама, что с дипломом возьмут везде, а оказалось, с моим — только в школу. А на землянике в Польше о нем никто и не спрашивал. Нет, не у меня, у знакомого. Кстати, может к черту эту школу? Лучше в Польшу? Загранпаспорт надо, а у меня «зэпэ» маленькая, хм, замкнутый круг.

Да все я умею в этих гаджетах-интернетах, да я не очень этим интересуюсь, может, с нового учебного все же мотнусь в Польшу или хотя бы нянькой к пожилому человеку. А что, там неплохо зарабатывают. А может, муж хорошо начнет зарабатывать? Одним словом, я сегодня здесь, а завтра все это брошу к черту.

Владею ли педагогическими методами? Ну, там, типа, уроки интересные для учеников проводить? Да я и обычные не очень-то умею. А кто меня учил этому? В универе сессию сдавали за взятки, всем надо жить, я же понимаю, а в школе старшим коллегам было не до меня. У одних здоровье не то, другие за бумагами ничего не успевают. Ну, и не надо, буду притворяться, что я все знаю. Я здесь все равно временно, буду молчать и все. Чего перья топорщить? С администрацией лучше дружить. Да пусть делают, что хотят, лишь бы меня не трогали.

О Боже, в министерстве снова сменилась власть, пошли новые распоряжения. Надо срочно бежать отсюда. Вот доработаю этот год, подсоберу денег на паспорт — и айда в Польшу.

При чем здесь ученики? Их дело — к ВНО готовиться. Всем известно — это главная цель работы школы и всего образования. Ну-ка, читайте параграф и конспектируйте. Хотите, вот вам ссылка с Ютуба, послушайте урок другого учителя. Кстати, а видели в Ютубе это? А приколы в Фейсбуке читали? А, не читали? Вы в Инстаграме все? Конечно, я там есть. Я же такая, как и вы. Ну, учитесь, учитесь, детки, а я ленту полистаю, потому что дома не будет времени. О, сообщение о зарплате звякнуло. На несколько сотен больше, чем в прошлом году, хорошо, что часов набрала, можно заработать…

Учителя-«пофигисты»: делятся на две группы. Судьбу одних когда-то определило ВНО и придуманные министерством рейтинги поступления в вузы. Наконец диплом в руках и можно идти в школу. Да, дети классные, с ними весело, гаджеты, инстаграмы, тик-токи, флешмобы, квесты, тьютеры, фесты. Все это мы прошли во время практики, умею, знаю, но не для того я в мире живу, чтобы существовать на учительскую ставку. Так что, гуд бай, школа и какая-то сумасшедшая администрация.

Обещали помощь, в размере нескольких десятков тысяч молодому педагогу, моя одногруппница соблазнилась, отработала год. Я за этот год на «евробляху» заработал, а она — нервный срыв. Убежала. Нет, я в образование ни ногой.

Вторая группа «пофигистов» — это те, кому когда-то результаты ВНО нашептали: «Иди в педагогический, на контракт, там недобор, берут всех». Ну что, встречай, образование, я вернулся! Вау, здесь супер! С детьми весело. Мы на одной волне! При чем тут уроки и педагогическое мастерство? Когда-то, может, и научусь, а сейчас молодость, драйв, изи, бро!

Няшки-шняжки, статусы, селфачи, видосики, онлайны, фотошопики, реснички. Конечно, детки, я с вами надолго, ну, по крайней мере, пока что-то лучше не найду. О Боже, снова получила от администрации замечание за орфографические ошибки в журнале. Кому вообще нужен этот журнал? Даешь электронную версию! Там хоть «ворд» ошибку подчеркнет, исправить можно, а тут написала и написала, что же меня теперь убить за это или что? Я и в школьные годы диктанты на начальном уровне писала, прочитала две книги: «Букварь» и зеленую, а к этому времени ничего и не изменилось.

Да, я безответственный, нет самодисциплины, самоконтроля, ох, и слова же придумали. Какие методические рекомендации, о чем вы? Учиться снова? У кого? Ходят все, как привидения, каждый коллега на своей волне, боятся слово сказать. А я научу детей всему. Я все знаю, вот все, что делается в мире, правда со своим предметом не очень дружу. Да пофиг. Ой, и кому вообще это нужно? Ученикам? Не смешите. Скажу вам, образование — это просто жесть. Здесь все такое бессмысленное. Что надо подписать? Эти приказы? Да без проблем. Мне вообще пофиг, что там запланировала администрация. Я сижу на педсовете, втихаря Инстаграм листаю, под длинным волосами usb-наушники никому не видны. Главное улыбаться и кивать, когда все кивают. Снова что-то подсунули подписать. Подпишу, мне пофиг…

Учителя-«фанатики»: категория учителей, которой не знакомы ни возраст, ни пол, ни политические вкусы. Сюда равноценно могут входить как учителя пенсионного возраста, так и среднего, и совсем молоденькие. К их личной беде и к счастью образования, в их сущности живут совесть, ответственность и фанатичная любовь к профессии. Они всегда с учениками. Они живут ими, для них, ради них. Нет, дома они обычные, а вот в школе… фанатики.

Каждый из них по-своему старается выжить в сумасшедшей системе украинского образования, которая, как хамелеон, меняет свои цвета. «Фанатики» — трудяги, вопреки всему. По жизни успевают родить и воспитать своих детей, приготовить борщ и загрузить подвал консервацией, получить еще одно образование, освоить новейшие технологии, подготовить своих учеников к многочисленным конкурсам-олимпиадам, организовать мероприятия, создать авторские разработки, снять видео, повысить категорию, ходить с учениками в походы, ездить на экскурсии и т.д., и т.п.

Они всегда надеются на достойную зарплату, на поддержку администрации, понимание власти, взаимность учеников, родителей. Они умеют отбрасывать все лишнее, экономить драгоценное время и работать ради своей светлой цели, усвоенной еще там, за студенческой партой: школа — для учеников.

На них держится все образование, даже не понимая этого. Весь бумажно-фотографический хлам на неактуальных очковтирательских школьных сайтах — не для них, они просто идут на урок и живут там своей, не всем коллегам понятной, педагогической жизнью.

Падают полуживые после рабочего дня на кровать и тихо умирают от усталости, умоляя собственных детей: «Дайте немного помолчать», но умирают ненадолго, потому что завтра еще семь уроков, которые надо подготовить сегодня. И снова компьютерные технологии мелькают перед глазами до середины ночи, а утром будильник еле вытаскивает из кровати.

Можно, конечно, ничего не делать или хотя бы делать меньше, как живут тысячи коллег. Можно научиться пофигизму, бумаготворчеству, подхалимажу, тирании, стать заробитчанином, но… все же нельзя. Стыдно становится перед учениками, родителями, самим собой.

Проглотил обиду вчера — осудили инициативу коллеги, проглотил сегодня — сняли надбавку. На ком же экономить, как не на нас? Потерпим, верим в эволюцию образование…

Не такой хочет видеть школу учитель-«фанатик», не о такой просветительской деятельности мечтал. Учился на светлых идеалах педагогов прошлого, мечтал писать свою «Педагогическую поэму», а пишущая машинка оказалась старой, бракованной, заедает…

Крикнет во весь глосс: «Да что же вы делаете? Давайте просто учить детей!», а со всех сторон летят камни, дерьмо, пощечины, толчки.

«Мобинг»… слово-то какое придумали! Букетиком учительских прав прикрыли, а на самом деле лишь очередные министерские понты.

«Фанатики» терпят, надеются на лучшее, имеют собственное мнение. ИМЕЮТ ПРАВО на собственное мнение, основанное на опыте, преданности делу. «Фанатиков» боятся, их ненавидят, их стараются раздавить, как лишнюю деталь в скрипучем деревянном залакированном декупажем реформ просветительском механизме.

«Фанатики» вымирают… Заносят друг друга в Красную книгу образования и тихо уходят навсегда. Освобождая место тем, кто будет воспитывать будущее Украины собственным примером: аксакалам, методичкам, пофигистам и заробитчанам.