UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аккредитация вузов: нужна ли нам демократия?

Министерство образования и науки продолжает рапортовать о закрытии несостоятельных высших учебных заведений: за последние полгода 104 вуза лишили лицензии на право обучать студентов...

Автор: Татьяна Галковская

Министерство образования и науки продолжает рапортовать о закрытии несостоятельных высших учебных заведений: за последние полгода 104 вуза лишили лицензии на право обучать студентов. При этом 18 вузов лишились права преподавания лишь по отдельным специальностям, а остальные — полностью. Причины: неудовлетворительное качество преподавания и, как следствие, низкий уровень знаний студентов (подробнее можно прочесть в «ЗН», №20 от 3.06.2006г.).

Разумеется, такие чистки вызвали резкое сопротивление со стороны руководства обиженных вузов, и они попытались развернуть в СМИ широкомасштабную кампанию против действий МОН. Однако результаты проверки знаний студентов, оценки материально-технического состояния заведений, данные по преподавательскому составу вузов или их филиалов, на которые главным образом опиралось министерство при лишении лицензии, были весьма красноречивы. Заявления о том, что, мол, проверки проводились с нарушением некоторых правил, предвзято, силы не имели, поскольку апеллировать вузы могли все к той же Государственной аккредитационной комиссии МОН (ГАК), лишившей их лицензии, — независимого арбитра на рынке образовательных услуг в Украине нет.

На Западе лицензированием и аккредитацией учебных заведений и преподавателей занимаются негосударственные частные компании, объединяющие профессионалов в той или иной области. Причем, по словам Джона Стюарта, вице-президента Флеглерского колледжа (Джексонвилл, Флорида) — престижного в США частного учебного заведения, дело это добровольное и полностью зависит от желания руководства. Никто не может заставить то или иное учебное заведение проходить аккредитацию: ни правительство страны, ни власти штата.

Но, как правило, большинство вузов, заботящихся о своей репутации, этой процедурой не пренебрегают: к примеру, колледж подтверждает аккредитацию каждые десять лет. Без этого обучающиеся в нем студенты не смогут перевестись в другое учебное заведение или поступить в магистратуру: им просто не засчитают курсы, прослушанные в неаккредитованном вузе, и придется начинать учебу заново.

В Украине, в отличие от развитых демократических стран, все вузы — частные и государственные — должны проходить аккредитацию в обязательном порядке, и проводит ее единая государственная структура — ГАК. Примечательно, но многие ректоры вузов эту систему полностью поддерживают.

— Появление новой аккредитационной структуры ничего не изменит, — полагает ректор Черниговского государственного технологического университета Александр Денисов. — Она в любом случае будет так или иначе зависима от Министерства образования и науки либо, если речь идет о частной компании, группы лиц, близких к ее учредителям. Сама по себе система аккредитации, на мой взгляд, вполне разумна. Помимо сотрудников ГАК работу вуза, отдельных его кафедр внимательно изучают экспертные комиссии, в которые входят специалисты данного профиля со всей страны. Лучше них никто не сможет сказать, насколько качественное образование дает студентам данное учебное заведение. Хотя, конечно, бывает, что система дает сбой по вине отдельных чиновников, готовящих материалы для заседаний ГАК.

О некоторых таких «сбоях» в ЧГТУ знают не понаслышке: университет дважды попадал в черный список, причем оснований для этого, судя по результатам проверок государственной инспекции учебных заведений МОН, не было никаких. Видимо, кое-кто из чиновников пытался если не закрыть вуз, то хотя бы испортить ему репутацию. Очередной казус произошел в этом году, когда в список вузов, студенты которого показали низкий уровень знаний, попал и Черниговский государственный технологический университет.

— Для меня это тем более удивительно, — негодует Александр Иванович, — что в этом году университет решением ГАК повторно в полном объеме был аккредитован по четвертому уровню. Процесс аккредитации вуза — длительное и серьезное мероприятие, в ходе которого каждую специальность проверяют экспертные комиссии. В октябре прошлого года были проверены и остаточные знания наших студентов: они должны были ответить на вопросы и решить задачи по тем дисциплинам, которые изучали один-два года тому назад. Результаты такие: успеваемость (количество справившихся с заданиями) — 68,47%, качество (количество ответивших на «хорошо» и «отлично») — 29,87%. Это достаточно высокие показатели, они лишь немного отличаются от результатов студентов Киевского национального экономического университета (успеваемость — 75,9%, а качество — 32,3%). При этом срез остаточных знаний проводился по одним и тем же билетам. В экспертных выводах о состоянии и уровне подготовки студентов четко сказано: «качество подготовки студентов соответствует требованиям программ, учебно-профессиональным характеристикам».

Качество обучения обеспечивают высококвалифицированные преподаватели, 12% из которых доктора наук и профессора, а 53% — кандидаты наук. О высоком уровне преподавания и авторитете нашего университета говорят и некоторые другие факты. К примеру, постоянно высокие конкурсы: пять-семь человек на место на бюджетную форму обучения и два-три — на контрактную. Наши студенты регулярно занимают призовые места на всеукраинских студенческих олимпиадах по большинству наших специальностей, подавляющее большинство выпускников находят работу в первый же год после окончания вуза, причем многие по специальности. Сегодня более десяти предприятий Чернигова присылают нам заявки на специалистов, причем особым спросом пользуются выпускники специальностей «Компьютерные системы и сети», «Системное программирование» и «Специализированные компьютерные системы».

* * *

Желание ректоров не конфликтовать с ГАК и Министерством образования и науки понятно. Возможно, и в самом деле, любая независимая структура приведет лишь к большей волне коррупции. Однако, как представляется, дело не столько в неприемлемости для нас западной системы, сколько в менталитете общества и отдельных его граждан, не привыкших решать важные задачи без указки со стороны правительственных учреждений, брать на себя полную ответственность за вынесенные решения и не «ошалеть» при этом от открывающихся возможностей. Научиться этому можно только на собственном опыте, но поскольку создавать действительно независимые профессиональные организации (а тем более, передавать им реальные полномочия) никто не собирается, до полной демократии в системе образования нам еще, видимо, очень далеко.