UA / RU
Поддержать ZN.ua

Академия профессора Стрихи

течение последних восьми лет жизни главным делом для Виталия Илларионовича Стрихи (1931—1999) — выда...

Автор: Максим Стриха

течение последних восьми лет жизни главным делом для Виталия Илларионовича Стрихи (1931—1999) — выдающегося украинского ученого-физика и педагога, доктора физико-математических наук, профессора, лауреата Государственной премии Украины — стала основанная им Академия наук высшей школы Украины. Он искренне верил: будущее именно за такими общественными научными ассоциациями, которые помогут научному сообществу проявить инициативу.

Отец также был убежден: перспектива — за университетской системой организации науки. Как доказательство приводил цифру: более 80% нобелевских лауреатов работали именно в университетах, где привлечение студенческой и аспирантской молодежи создает особую питательную среду для появления новых научных идей.

Наконец, отец не переставал доказывать где мог и кому мог: деинтеллектуализированная элита из числа «нуворишей» (в одной из статей он назвал ее «черной элитой») ведет Украину в никуда. И только надлежащее внимание к науке и высшему образованию способно реально изменить ситуацию в государстве к лучшему.

Отцовское детище — Академия наук высшей школы почти сразу стала одной из авторитетнейших общественных научных ассоциаций Украины. Но вторая половина 1990-х, когда в общественной жизни утверждались двойные стандарты, а научные сотрудники от безденежья массово эмигрировали за границу, была не лучшим временем для реализации демократических идей профессора Стрихи. Поэтому после отцовской смерти основанная им академия тоже пережила кризис. Но она не погибла. И 17 февраля в зале Национального педагогического университета им. М.Драгоманова состоялись традиционные, уже ІV, ежегодные Академические чтения памяти Виталия Стрихи. В их программу были включены разноплановые доклады ученых —действительных членов академии, которые представляют главные университетские центры нашего государства, а следовательно, дают в своей совокупности представление об общем состоянии его университетской науки.

Нынешний президент АН ВШ Украины лауреат Государственной премии Украины Николай ДРОБНОХОД в своем докладе попытался спрогнозировать, чем закончатся очередные попытки реформировать украинскую науку и высшее образование. Его анализ не слишком оптимистичный. Общественный статус украинской науки и ее влияние на жизнь государства снижаются. В украинском парламенте — миллиардеры и их водители, народные вожди и их охранники, но практически нет авторитетных ученых. И это по-настоящему губительно для государства, которое для создания одного доллара своего ВВП использует около тонны сырья (для сравнения: США — 3 килограмма).

На фоне сокращения за годы независимости общей численности научных сотрудников более чем вдвое количество кандидатов и докторов наук, аспирантов и докторантов среди них увеличилось. А более всего — количество академиков государственных академий: с 265 до свыше 1500... К сожалению, все существующие концепции реформирования отечественной науки, по мнению Николая Дробнохода, не отвечают на главный вопрос: как заставить украинское общество понять, что без развитой науки оно обречено? И вместе с тем как добиться, чтобы результаты украинской науки работали на развитие собственной страны?

Соответствующие предложения АН ВШ Украины, утвержденные ее президиумом, не слишком радикальны. Кое в чем они перекликаются с наработками «комиссии Яцкива—Брюховецкого». Академия тоже поддерживает создание Национального совета по вопросам науки и инноваций, которая бы действовала не по отраслевому, а по функциональному принципу, но вместе с тем она против искусственного разделения университетов на «исследовательские» и все прочие, поскольку убеждена: наука должна стать приоритетом всех без исключения украинских вузов.

Заведующая кафедрой переводоведения и контрастивной лингвистики имени Григория Кочура Львовского национального университета им. И.Франко профессор Роксолана ЗОРИВЧАК рассказала о месте, которое занимал украинский художественный и научный перевод в политико-культурологической концепции Ивана Франко, 150-летний юбилей которого отмечали в прошлом году. Она напомнила: сделав перевод первой песни «Одиссеи» еще 17-летним гимназистом, писатель работал над переводами до последних дней жизни. В его активе — переводы произведений 121 автора из 35 литератур. По объему сделанного Франко стоит на одном уровне со Шлегелем (200 лет назад открывшего немцам Шекспира), Карлейлем (открывшим англичанам немецкую литературу), мадам де Сталь (которая открыла французам многих немцев и итальянцев). Но в отличие от славных европейцев, переводы которых имели прежде всего ознакомительную цель, Франко в своих переводах выполнял четкую нациеобразующую программу, стремясь через усвоение иноязычных текстов вознести на мировые вершины собственные язык и литературу (судьба которых по политическим причинам складывалась весьма неблагоприятно).

Один из ведущих украинских экономистов профессор Антон ФИЛИПЕНКО остановился на методологических принципах современного геоэкономического развития. Но прежде всего он напомнил: у Ивана Франко были также интересные экономические труды, которые до сих пор не оценены надлежащим образом. Поэтому, к сожалению, на Западе из украинских экономистов до сих пор знают только Евгения Слуцкого и Михаила Туган-Барановского...

Докладчик подчеркнул: современный мир глобализируется, поэтому нужно учитывать направление его движения. Иначе Украину просто раздавят. Но чтобы не стать чужим придатком, наше государство должно опираться на собственные возможности и собственные традиции. Еще с ХV—ХVІ вв. мир поделился на «центр» и «периферию». Сегодняшняя Украина, по мнению профессора Филипенко, в определенном смысле «повисла» между ними. У нее еще есть шанс рвануть к «центру». Но она может и окончательно сползти к «периферии».

Лидер известной геологической школы в Харьковском национальном университете им. В.Каразина профессор Петр ЗАРИЦКИЙ сделал доклад на тему «Сырьевые ресурсы и будущее ядерной энергетики мира и Украины». Он обратил внимание на неизвестное многим обстоятельство: дефицит урана скоро станет в мире не менее ощутимым, чем дефицит нефти. Сегодня он покрывается за счет стратегических запасов и «конверсионного» урана. Но до 2010 года этот дефицит может вырасти до 20—30 тысяч тонн в год, и покрыть его без введения новых месторождений будет уже невозможно.

Сейчас Украина добывает 500—800 т природного урана в год, что покрывает потребности 15 энергоблоков ее АЭС только на 20%. Остальное мы закупаем в России. Но Россия сама стоит перед проблемой острого уранового дефицита, добывая около 2,5 тыс. т (при потребности 12 тыс. т) и закупая остальное преимущественно в Казахстане и Узбекистане.

Учитывая то, что сегодня АЭС дают до 50% нашей электроэнергии, перед Украиной остро стоит вопрос «урановой независимости». Теоретически это возможно: ресурсы Украины оцениваются в 366 тыс. т, а разведанные запасы — в 31 тыс. т. Но из 21 украинского месторождения эксплуатируются сегодня только два. Причем это не единственная проблема. Ведь комбинат в Желтых Водах дает только полупродукт с содержимым урана 30—45%, который для дальнейшего обогащения отправляют в Россию. Не решен у нас и вопрос хранилищ отработанного ядерного топлива. Следовательно, создание полного ядерного цикла должно стать одним из национальных приоритетов.

Значительное внимание ученые сегодня уделяют медико-биологическим проблемам. Член-корреспондент НАН Украины и АМН Украины Надежда ГУЛА рассказала, как новые открытия в биохимии прокладывают путь к созданию новых лечебных препаратов. В частности известные всем липиды (к которым относятся и жиры) до недавнего времени рассматривали только как энергетический компонент организма. Но, как оказалось, они являются и важным сигнальным компонентом. В начале 80-х были открыты соединения, со временем названные эндоканабиноидами, — системные регуляторы, принимающие участие во многих биохимических процессах. Эндоканабиноиды получили свое название благодаря тому, что своим действием похожи на биологически активные вещества марихуаны — канабиноиды. А марихуана, как известно, не только вызывает наркотический эффект, но и в течение столетий использовалась как лекарство при многих заболеваниях.

Ученые доказали, что эндоканабиноиды могут быть основой для эффективных нейро- и кардиопротекторов (ведь до сих пор лечение многих нервных и сердечных недугов осуществляется только симптоматически). Очевидно, что использовать сегодня с лечебной целью марихуану никто не предлагает — наркомания и так стала общенациональным бедствием. Но можно синтезировать соединения, которые, сохраняя терапевтический эффект, будут лишены негативного психотропного. Два таких препарата уже запатентованы киевскими учеными.

Один из ведущих украинских вирусологов профессор Анатолий БОЙКО остановился на неотложных проблемах развития этой весьма актуальной сегодня науки.

Вирусологическая ситуация в государстве с каждым годом усложняется. Сегодня в каждом подъезде стандартной киевской многоэтажки проживает самое меньшее один ВИЧ-инфицированный. Вследствие неблагоприятной экологической ситуации 70% наших растений поражены вирусами. И даже треть черноморских дельфинов являются носителями гепатита С. Не говоря уже о вирусе птичьего гриппа...

Победное наступление вирусов в значительной степени является следствием антропогенного влияния. Новый вирус сегодня можно создать в лабораторных условиях в течение нескольких часов. Поэтому ситуация требует тщательного контроля. Украина подписала Картахенский протокол, которым взяла на себя соответствующие обязательства, — но пока что реальных действий немного. Никто не контролирует производство сигарет (табак почти полностью контаминирован табачной мозаикой), йогуртов — а молочнокислые бактерии также могут быть контаминированы вирусами.

Считая ситуацию угрожающей для национальной безопасности, ученые АН высшей школы еще полтора года назад прислали 40-страничный документ в адрес СНБОУ. Но ответа так и не дождались. Едва ли не единственным реальным успехом наших вирусологов на общественной стезе стала отмена скандального приказа МЗ, которым предполагалось смешивать образцы проб десяти доноров перед анализом на ВИЧ...

Известный украинский исследователь квантовой логики профессор Николай РОЖЕНКО остановился на истории вклада украинских ученых в компьютерную революцию ХХ века. Как известно, первый американский компьютер был построен в связи с потребностями Лос-Аламосского атомного проекта. Автор его математической схемы Джон Атанасов (болгарин по происхождению) сам сознавался: на решение проблемы его натолкнула работа «Применение способа моментов к решению интегральных и дифференциальных уравнений» украинского математика Михаила Кравчука. В Америке Атанасов организовал перевод трудов Кравчука с украинского на английский. И до конца жизни терзался тем, что его попытка связаться с академиком Кравчуком в 1938 году могла быть одной из причин гибели украинского коллеги в сталинской мясорубке.

Общеизвестна роль в компьютерной революции академиков Сергея Лебедева (под его руководством в Киеве был построен второй в мире и первый в Европе компьютер) и Виктора Глушкова (исключительно разностороннего ученого и инициатора издания первой в мире Энциклопедии кибернетики, вышедшей в Киеве в 1973 году на украинском языке). Менее известна роль профессора Виталия Стрихи. Но его исследования физических основ работы контакта металл—полупроводник тоже способствовали тому, что на смену первым громоздким и ненадежным ламповым ЭВМ пришли более компактные и быстрые полупроводниковые.

Широкую дискуссию вызвал доклад профессора Юрия БЕЛОВА «Какие проблемы и направления в современных междисциплинарных исследованиях являются важными в ХХІ веке и ІІІ тысячелетии», в котором он коснулся и глубинных вопросов человеческого сознания и религии. По мнению одного из ведущих украинских кибернетиков, участника международного проекта создания «виртуального человека», мы стоим перед синтезом естественных наук, гуманитарных наук и религии, перед синтезом метафизики и культуры. Ведь иначе феномен человека постичь невозможно.

Ученый убежден: наука ІІІ тысячелетия будет междисциплинарной. В этом уже сегодня убеждает просмотр семи тематических выпусков знаменитого журнала Nature, где преобладают работы на стыке биологии и других наук. Ведь лишь используя механизмы различных наук, можно описать мир не просто сложный, а беспредельно сложный, исчерпывающее знание о котором нам, возможно, просто противопоказано. И на этом фоне стремления наук к синкретичности безнадежно анахроничной выглядит практика украинского ВАК, утверждающего один перечень профильных изданий для диссертаций о высших, и другой — о низших растениях!

В целом чтения памяти Виталия Стрихи дали обобщенную картину современного состояния нашей университетской науки. Они показали: украинские ученые могут получать результаты мирового значения. Но при этом остается острая проблема, очерченная во вступительном докладе президентом АН ВШУ Николаем ДРОБНОХОДОМ: из-за равнодушия украинской власти к проблемам науки эти результаты слишком часто не находят практического применения в самой Украине. Вместе с тем у более чем 90% промышленного продукта Украины отсутствует сегодня научное сопровождение. А наиболее важные государственные решения одобряются без научной экспертизы, и мы все ощущаем это на себе.