UA / RU
Поддержать ZN.ua

Академические обмены — инвестиции, которые гарантированно приносят прибыль

Украинские студенты учатся в лучших университетах мира. В этом им помогают собственные знания, инициатива, родители, друзья, коллеги, но не государство Украина...

Автор: Вячеслав Гнатюк

Украинские студенты учатся в лучших университетах мира. В этом им помогают собственные знания, инициатива, родители, друзья, коллеги, но не государство Украина.

В лучшие университеты Украины едут на обучение студенты со всего мира. В этом им содействуют знания, инициатива, родители и т.д. Государство Украина снова остается в стороне.

Вместе с тем все развитые страны мира много делают для того, чтобы учить своих молодых граждан за рубежом, приглашать к себе иностранных студентов и ученых, оплачивать работу преподавателей родного языка в зарубежных университетах и проводить другую деятельность в области академических обменов. Конечно, дело это затратное и требует больших усилий. Но в результате эти страны приобретают надежных сторонников среди студентов, обучавшихся в их вузах, распространяют свой язык и культуру через преподавателей, работающих в зарубежных университетах. А финансируя обучение своих студентов за границей, государства получают высококвалифицированных специалистов и ученых.

Следовательно, инвестиции в академический обмен гарантированно приносят прибыль. Это не даст быстрой выгоды, но в среднесрочной и, прежде всего, долгосрочной перспективе хорошо известный в экономических кругах показатель RoI (Return of Investment) будет выглядеть весьма достойно.

Начинать такую работу следует немедленно. Конечно, это не будут глобальные проекты вроде тех, которые реализуют, например, Германия, США, Франция или Швейцария. Но мы можем пригласить учиться в Украину (по крайней мере, на один семестр) студентов из соседних стран и профинансировать их скромные студенческие затраты. Также Украина способна оплатить односеместровое пребывание своих студентов в университетах стран ближнего зарубежья. Среднесрочные командировки преподавателей украинского языка на кафедры украинистики или славистики университетов Польши, России или, например, Румынии также не могут стоить очень дорого. Конечно, как студенты, так и преподаватели, должны принимать участие в академическом обмене по собственному желанию. О принудительном привлечении «боярских» детей в стиле Петра I не может быть и речи.

Польза от такого регионального проекта будет чрезвычайной. Нашу культуру будут уважать, наш язык будут знать, а нас и нашу страну будут понимать. Кроме того, академические и личные контакты, которые наладят между собой молодые люди, будут сохраняться и поддерживаться на протяжении всей их жизни. Это, в свою очередь, послужит залогом того, что конфликты, которые потенциально могут возникнуть среди недальновидных политиков, не перейдут на уровень национальный. Также большую пользу такой обмен принесет украинским университетам. Информацию о них будут распространять посетившие их студенты. Вполне возможно, что один иностранный студент, побывавший в Украине за ее же счет, станет именно тем «агентом», который привлечет в этот университет двух-трех своих соотечественников, которые будут учиться за свои средства. Здесь целесообразно обратить внимание на еще один экономический феномен, а именно на «эффект мультипликатора».

Понятно, что сейчас Украине на такие проекты не хватает денег. Но это стратегические проекты. Не менее стратегические, чем строительство качественных автодорог, газопроводов и нефтяных терминалов. Не грех использовать на их осуществление деньги из прибыли от приватизации, поступлений от размещения государственных облигаций и т.д. Лучшей возможности, чем сейчас, когда экономика страны возрождается, просто не будет. Кстати, Германия начала реализовывать свои программы академических обменов в 1925 году — не в лучшее для немецкой экономики время.

Такая программа должна быть постоянной и ориентированной в будущее. Она не должна зависеть от определенных политических сил или лиц. Отбор украинских и зарубежных участников программы должен быть честным и объективным. Заинтересованные лица должны быть отстранены от такого отбора на расстояние от Земли до Луны. В идеале организация, которая будет заниматься такой деятельностью, должна действовать как отлаженная бизнес-структура, в которой инвестор (государство) может менять (периодически и в чрезвычайных ситуациях) менеджмент, но не касается операционной деятельности. Еще лучше, чтобы таких инвесторов было несколько, и вместе они могли создать систему сдержек и противовесов. Соответствующими инвесторами могут быть государство Украина, ее отдельные органы и учреждения — МИД, МОН, а также крупные украинские корпорации и т.д.

Начав такую деятельность, Украина довольно быстро увидит ее выгоды. Непосредственно их почувствуют наши граждане, в частности студенты и украинские вузы; опосредствованно — украинские предприятия и организации, которое со временем будут трудоустраивать квалифицированных выпускников, посмотревших мир, имеющих опыт общения с представителями других народов и культур, наладивших широкие связи и контакты за границей. Поймут эти выгоды и украинские государственные учреждения и министерства. Через пять—десять лет, когда иностранные студенты, обучавшиеся в Украине, займут высокие посты в правительствах, учреждениях и на предприятиях своих стран, сугубо практические выгоды превратятся в стратегические преимущества для всего украинского народа и нашего государства.