Наши дети… Мы ждем их появления на свет, как чуда. Они - наша радость, наша надежда, смысл нашей жизни. Мы видим их талантливыми, умными, великими артистами, преуспевающими бизнесменами, учеными (по выбору родителей). Мы вкладываем в них душу, хотим, как лучше, а получается… И тогда возникают извечные вопросы: «Почему?», «Кто виноват?» На протяжении тысячелетий люди ищут на эти вопросы ответы, в процессе этих поисков родилась наука педагогика. Ученые-педагоги создали многочисленные системы воспитания, но по-прежнему в семьях возникают проблемы с детьми, растут трудные подростки, наши дети попадают в беду.
Нынешний век принес понимание еще одной грани воспитательного процесса: каждый человек со дня своего зарождения - индивидуальность. С этим надо считаться при воспитании ребенка. Для этого педагогикой, психологией, смежными науками разрабатываются классификации типов конституций людей, что предоставляет возможность давать конкретные рекомендации по индивидуализации воспитания детей со дня их рождения.
Одна из таких классификаций разработана в гомеопатии. Сегодня мы начинаем публикацию серии статей с описанием гомеопатических конституциональных типов и рекомендациями родителям по воспитанию детей. Автор - кандидат медицинских наук, доцент Киевской медицинской академии последипломного образования Любовь Николаевна Бадья, создала уникальный спецкурс «Профилактика и коррекция поведения детей и подростков», который ведет в Киевском педагогическом колледже.
Прекрасный образ пульсатильной женщины создал А.Чехов в рассказе «Душечка»: «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом… Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого.»
Мягкая, добрая, покладистая, заботливая мать, любвеобильная бабушка, идеальная жена. Она миротворец, в семье Пульсатиллы царит покой. Муж для нее - самый лучший, самый умный, самый красивый, самый-самый…
Пульсатилла необычайно зависима, ей необходима опора в жизни, стена, за которой она может спрятаться от житейских бурь, она, по сути своей - пожизненный ребенок. Такой стеной для Пульсатиллы становится спина мужа, за ней Пульсатилла создает оазис своего мирка, где заботится о детях, родителях, цветах и вообще о всех, кто в ней нуждается. Лишенная такой защиты, Пульсатилла теряет опору под ногами, теряет самое себя. Вспомним чеховскую Оленьку-Душечку в тяжкий для нее период жизни, когда она потеряла свою последнюю любовь:
«Теперь уже она была совершенно одна…
Она похудела и подурнела… Ела и пила она, точно поневоле. А главное, что хуже всего, у нее не было никаких мнений. При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить все и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей, и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе. И так жутко и так горько, как будто объелась полыни».
Воспитание пульсатильного ребенка - задача чрезвычайно сложная. Эта сложность скрыта от родителей, завуалирована особенностями типа. Диапазон проявлений пульсатильного характера очень большой, от крайних степеней инфантилизма до хорошей социальной адаптации, активной жизненной позиции. Какой вырастет Пульсатилла, полностью определяется воспитанием, которое она получила в детстве.
В раннем возрасте эти трудности связаны с тем, что внешне никаких проблем с ребенком не возникает. Ребенок идеально послушный, всем своим поведением заслуживает любовь близких, открытый, охотно и искренно просит прощения за любой проступок, старается быть хорошим. Но именно здесь - коварные подводные рифы.
Первая опасность: родители упускают момент для воспитания самостоятельности у своего ребенка. Необходимо максимально использовать для этого возраст 2,5-3 лет, так называемый кризис упрямства, период «я сам», когда ребенок осознает себя взрослым. Надо всячески поощрять попытки проявления самостоятельности у пульсатильного ребенка, стимулировать принятие им самостоятельных решений. В противном случае Пульсатилла с величайшей готовностью подчинится воле взрослого и вырастет безвольным человеком, не способным жить без няньки.
Другая опасность для пульсатильного ребенка - недостаток любви. Любовь должна иметь постоянные внешние проявления: ласки, поцелуи, другие знаки внимания. Ребенок требует этого от окружающих и сам напоминает ласкового котенка. Недоласканный пульсатильный ребенок растет слабеньким, болезненным.
Следующий сложный период - 4-7 лет, кризис застенчивости. Пульсатилла по своей сущности робкая, застенчивая, эти черты в данном возрасте значительно усиливаются, ребенок боится оторваться от мамы, подойти к чужому человеку, пойти в магазин. Необходимо мягко, но настойчиво помогать ребенку преодолевать эту застенчивость. Для этого подходят тематические игры, в которых репетируются бытовые ситуации (поход в магазин, покупка и т. п.) совместные походы в настоящий магазин и подобные воспитательные мероприятия. Совершенно недопустимо при этом форсирование поступков, не следует заставлять ребенка делать то, к чему он не готов, чего боится: заставить пульсатильного ребенка не трудно, но результат будет противоположным желаемому.
Еще одна опасность подстерегает пульсатильного подростка, если в процессе воспитания у него не сформированы такие черты, как способность принять самостоятельное решение, возможность постоять за себя в сложной ситуации. Пульсатилла, в силу особенностей своего типа, не умеет отказывать, и если эта черта акцентуирована воспитанием, подростка ждет беда. Девочка-Пульсатилла с ее мягкостью, женственностью, отзывчивостью привлекает внимание мужчин и может стать жертвой сексуальных домогательств. Мальчик-Пульсатилла - находка для асоциальной компании, он выполнит любое требование лидера, услужит и ничего не потребует, кроме внимания и защиты.
Большое внимание следует уделять умственному развитию пульсатильного ребенка, поскольку неинтеллектуальная Пульсатилла представляет собой весьма грустное зрелище. Направленность ее интеллекта - гуманитарная, точные науки, статистика, логические игры - не для Пульсатиллы. Это необходимо учитывать при профориентации. У Пульсатиллы хороший вкус. Его следует развивать, приобщая ребенка к творчеству.
И в заключение о методах воспитания пульсатильного ребенка. Основными факторами воспитания являются, как известно, похвала, внушение и наказание. Похвала для пульсатильного ребенка абсолютно необходима, она является выражением любви, одобрения, значимости ребенка для близких людей. Хвалить необходимо, но надо соблюсти «золотую середину»: достаточно, чтобы он испытывал психологический комфорт, но не перехваливать, иначе похвала станет причиной несамостоятельности, эгоцентризма.
Внушение пульсатильному ребенку нужно, преимущественно, активное. Он плохо разбирается в отношениях между людьми, принимает за чистую монету внешнюю сторону отношений, ему трудно понять, чем занимается мама, когда она уходит от него, он понимает одно: мама ушла, его бросила. Ему надо объяснить, что мама в это время лечила других деток, продавала им вкусные шоколадки или занималась другим, не менее важный делом. Каждый акт поведения близких и чужих с ребенком должен быть подробно разобран, сам он с этой задачей не справится.
Наказание - плохой метод воспитания, необходимость наказания свидетельствует об уже допущенных ошибках воспитания, это всегда насилие могущественного взрослого над беззащитным ребенком. Наказание редко имеет положительный результат и очень часто противоположный желаемому.
Для Пульсатиллы наказание может обернуться по-разному. Если наказание не суровое, после него сразу простили, пожалели, поцеловали, восстановили мир, ребенок быстро все забывает, прощает обиду наказания, жизнь начинается с белого листа. Если же наказания частые, суровые, у ребенка создается негативный эмоциональный фон, появляются страхи, неуверенность в себе, робость, т.е. акцентуируются наиболее неблагоприятные черты типа Пульсатилла. К очень тяжелым последствиям может привести такое наказание, как изоляция ребенка в пустой комнате, темном чулане, особенно если у ребенка есть страх одиночества, темноты. Результатом такого воспитательного воздействия может стать тяжелый невроз.
Таким образом, воспитание ребенка типа Пульсатилла - задача очень сложная при обманчивой внешней простоте. Любая ошибка воспитания приводит к непоправимым последствиям, к развитию отклоняющегося поведения, которое манифестирует чаще всего только в подростковом возрасте. Избыток любви приводит к изнеженности, слабохарактерности, инфантильности, эгоцентричности, конформности. Недостаток любви приводит к неуверенности в себе, развитию страхов, ощущению незащищенности. И в результате ребенка подстерегает улица со всеми вытекающими последствиями.
Дорогие родители! Любите своих пульсатильных детей, но любите разумно!