UA / RU
Поддержать ZN.ua

…А РЕКТОРЫ ПРОТИВ

12 сентября 2002 г. в столичном Европейском университете состоялось совещание руководителей высших учебных заведений частной формы собственности «Актуальные проблемы развития частного сектора высшего образования»...

Автор: Павлина Семиволос

12 сентября 2002 г. в столичном Европейском университете состоялось совещание руководителей высших учебных заведений частной формы собственности «Актуальные проблемы развития частного сектора высшего образования». Парадокс, но хэдлайнером форума просвещенцев стало отнюдь не обсуждение вопросов законодательного обеспечения негосударственных вузов, менеджмента отечественного высшего образования, научно-исследовательской работы и инновационной деятельности частных университетов, институтов и академий или формирование эффективных экономических отношений в образовательной сфере.

Больше всего шума наделало озвученное ректором Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» госпожой Астаховой обращение ректоров высших учебных заведений частной формы собственности к политическим партиям и движениям, общественным организациям Украины. А точнее — его один весьма пикантный абзац, гласящий: «Особенно нас беспокоят попытки вовлечь в политические разборки молодежь, не имеющую достаточного политического и просто жизненного опыта. Мы уже имеем в стране опыт, когда экстремистские аполитичные силы втягивали молодежь в стычки с правоохранительными органами, а потом снимали (очевидно, с себя. — П.С.) любую ответственность за ее действия. Поэтому призываем нашу молодежь воздержаться от участия в массовых политических акциях, которые могут взбудоражить политическую жизнь в обществе, сосредоточить свое внимание на учебе, работе, семейной жизни». Вот так — ни больше ни меньше!

Что стало причиной появления такого обращения? С этим вопросом корреспондент «ЗН» обратилась к первому проректору Европейского университета Зое ТИМОШЕНКО.

«Мы, руководители вузов, имеем непосредственное отношение к молодежи, — небезосновательно считает Зоя Ивановна. — Поэтому прекрасно знаем, что молодежь — пластичный материал, из которого можно лепить все, что угодно. Безусловно, мы хотим, чтобы молодые люди были сознательными, постоянно подчеркиваем: молодежь имеет право выбора. Но мы не хотим, чтобы юноши и девушки принимали участие в политических мероприятиях, не понимая их сути, не разобравшись, что это за акции, к чему стремятся их организаторы. Мы не хотим, чтобы молодежь шла туда несознательно. Кроме того, мы беспокоимся о жизни и здоровье наших студентов, ведь, как известно, раньше на таких акциях имели место различные инциденты. Но никто из нас ни одному студенту не говорил — принимать или не принимать участие в подобных мероприятиях. Хотя знаем, что и нашим студентам, в частности, предлагали за определенное вознаграждение принять участие в акции 16 сентября».

А теперь, уважаемые читатели, давайте вместе задумаемся: могут ли вообще в нормальном цивилизованном правовом государстве появляться подобные «обращения» (к слову, по утверждению той же З.Тимошенко, поддержанные всеми 150 участниками совещания)? И как понимать формулировку «призываем молодежь воздержаться от участия в массовых политических акциях, которые могут взбудоражить политическую жизнь в обществе»? Ведь цель любой политической акции — так или иначе повлиять на ход событий в стране. И если акция никого и ничего не «будоражит», то грош ей цена. Следовательно, руководители негосударственных вузов хотят видеть своих воспитанников людьми, лояльными к власти? Впрочем, это, уже, наверное, и не важно. Главное — вовремя продемонстрировать власти свою лояльность. Авось верноподданические чувства не останутся незамеченными…

P.S. Как стало известно из достоверных источников, ректор крупнейшего национального вуза накануне акции протеста обратился к своему преподавательскому составу в устной форме. Его ЦУ было предельно четким: кто 16 сентября возьмет отгул либо по другой причине не выйдет на работу, сразу же будет уволен. «ЗН» также располагает информацией, что во многих региональных вузах в «день Х» был очень жесткий контроль за явкой студентов, во многих учебных заведениях прошли переклички учащихся.