UA / RU
Поддержать ZN.ua

В одной лодке

Как строятся отношения между учениками, школой и родителями в НУШ

Автор: Александра Дмитренко

Согласно концепции Новой украинской школы (НУШ), принцип педагогики партнерства — база обновленной системы образования и один из ключевых элементов реформы. Эта образовательная модель предполагает, что в основе эффективного обучения лежат правильно построенные отношения между учениками, школой и родителями. Именно такое партнерство, по мнению идеологов НУШ, может быть эффективным и принести результат. Объединенные общей целью, двигаясь в одном направлении, в одной команде со школой, родители могут помочь ребенку достичь больших успехов, чем если полностью переложат всю ответственность за образование на учебное заведение. Ведь привлечение родителей к обучению ребенка положительно влияет не только на его успешность, но и на психологическое состояние.

«Взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса основывается на принципах равноправия, толерантности, академической доброчестности, недопустимости буллинга и психологического насилия», — подчеркивают авторы «Меморандума сотрудничества родителей, учеников и педагогов». Этот документ был создан в результате встреч и экспертных обсуждений с работниками образования, учениками и их родителями. Несмотря на то, что он не имеет силы нормативно-правового акта, Меморандум может помочь всем участникам образовательного процесса выбрать стратегию совместной работы, наладить коммуникацию и соблюдать правила и регламенты взаимодействия.

Рис. 1

Первый класс — новая жизнь не только для учеников, но и для родителей

Часто родители не воспринимают изменений, которые приносит реформа, поскольку их учили по-другому. Однако мир значительно изменился, его потребности и требования к навыкам, которыми должен владеть успешный человек, отличаются даже от тех, что были десять лет назад. Адаптивность, умение приспосабливаться к динамичному миру имеют огромное значение в одинаковой мере для школы, учеников и родителей. Держать руку на пульсе, понимать, какие изменения происходят, что интересует ровесников ребенка и почему, — необходимые навыки современного отца или мамы. Индивидуальные встречи с родителями, семинары и беседы, проводимые по инициативе школы или конкретного учителя, помогают родителям лучше понять потребности собственного ребенка и особенности восприятия информации современными детьми.

Особенно важно проводить такие встречи во время адаптации, когда дети идут в школу. Налаженное с самого начала общение помогает уменьшить стресс для учителей, родителей и детей. Директор общеобразовательной школы №8 в Мелитополе Елена Заменягре поддерживает это мнение: «Родители, которые приходят с детьми в первый класс, часто не доверяют изменениям. Но вовлечение их в жизнь школы все меняет».

Рис. 2

Педсообщество уверено: часто родители просто не понимают, почему их помощь важна. Задача школы — заинтересовать родителей, объяснить, почему они являются полноправными и полноценными участникам образовательного процесса. В мелитопольской школе проекты, в подачу которых активно включились родители, уже трижды получали финансирование в рамках Бюджета общественных инициатив. Одним из них, например, стала Площадка семейного досуга, превратившая пришкольную территорию в защищенную, безопасную среду для досуга и развития. Дети и их родители могут когда угодно прийти сюда провести вместе время, родители встречают здесь детей после уроков, учителя используют пространство для проведения занятий на свежем воздухе.

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Площадка семейного досуга, Мелитопольская школа №8   

Открытая школа — открытые родители

«Педагогика партнерства была не просто нужным, а необходимым принципом для нашей школы, — говорит Елена Заменягре. — Это единственный социокультурный центр в нашем микрорайоне. Поэтому мы хотели создать все условия, чтобы дети и родители могли найти для себя что-то интересное. Ввести принцип open school, где родители могли быть партнерами не только на словах. Наша школа проводит много мероприятий, в частности здесь проходил мини-EdCamp на тему педагогики партнерства. В импровизированном артпространстве родители вместе с учителями и учениками рисовали, создавали украшения, готовили. А одна мама, которая ведет в школе пластовый кружок, показывала детям, как ставить палатку и вязать узлы».

Такие мероприятия сплачивают, помогают родителям и ученикам быстро привыкнуть к новой школьной жизни. «Если администрации школы удастся правильно организовать адаптационный процесс, общими усилиями можно создать вдохновляющую учебную среду», — считают в Мелитопольской школе №8. Важно, чтобы родители знали, что происходит на уроках и зачем это делается, каких результатов должны достичь дети и как родители также могут им в этом помочь.

До начала карантина родители могли в любое время посетить школу, где работает Елена Заменягре. Их активно привлекали к учебному процессу: они рассказывали о своих профессиях, проводили мастер-классы, экскурсии. Директор подчеркивает, что каждая такая активность — абсолютно добровольная. Задача школы — мотивировать родителей, чтобы они сами были заинтересованы в сотрудничестве.

«С родителями надо работать не меньше, чем с детьми, — утверждает директор школы. — Ведь часто у них на первом плане другие интересы. Родителям сложно разобраться, а иногда и не хватает времени, чтобы понять все тонкости учебного процесса. Поэтому школа должна доносить эти вещи, заинтересовывать и поддерживать родителей в этой партнерской формуле «родители—школа—дети».

Педагогика партнерства на карантине

Пандемия COVID-19 и вызванный ею карантин принесли миру много изменений весной 2020 года. Сфера образования их тоже не избежала: большинству учебных заведений пришлось адаптироваться к новому, дистанционному, формату обучения. И это еще больше актуализировало необходимость наладить сотрудничество между тремя основными бенефициарами школьной жизни: родителями, учителями и учениками. Вместе легче преодолевать трудности.

Больше всего в такое время помогает командная работа. Мелитопольской школе №8, несмотря на то, что там еще до карантина активно пользовались платформой G Suite для информирования родителей о домашних заданиях, пришлось искать новые решения для дистанционного обучения. Все началось, когда в школу обратился отец одного из учеников и предложил помочь с организацией уроков в дистанционном формате. Это помогло школе быстро адаптироваться к новым реалиям, а родителям — понять, насколько они важны для учебного заведения. Кроме дистанционных уроков, на онлайн-платформе ZOOM каждое утро проводилась общая семейная зарядка, где дети делали упражнения вместе со своими родными. Кроме того, родители вместе с детьми приняли участие во всеукраинском экологическом конкурсе «Мешочек», — так они отвлекались от карантина и развивали экологическую компетентность одновременно.

Родительское собрание нового формата

НУШ начала отказываться от родительских собраний старого формата, проводившихся в основном для решения организационных вопросов. В наше время эту функцию легко может выполнить родительский чат. Теперь главная цель таких встреч — объединить родителей, создать команду единомышленников, которые двигаются к общей цели.

Рис. 6.

Рис. 10 Фото с родительской конференции в школе №8 г. Мелитополь

Во время таких встреч родители должны понять, что ребенку дается легче, а что сложнее, какие занятия нравятся, а какие кажутся скучными. Это же касается и развития эмоциональных навыков. Ведь дома ребенок может вести себя совсем иначе, чем в коллективе, где у него могут возникать трудности с решением конфликтов или общением с другими. Такие нюансы можно обсудить с родителями на индивидуальных встречах, объединив усилия школы и дома.

Индивидуальные встречи рекомендуют проводить дважды в год: в начале и в конце учебного года. В первом классе даже чаще: знакомить родителей первоклассников со школой специалисты советуют еще до начала занятий.

По-новому к формату встреч с родителями подошли и в школе, в которой работает Елена Заменягре. Здесь они проводятся в формате родительских конференций с кофе-паузами, фоновой музыкой, танцами и играми. «После такого собрания некоторые родители по-другому посмотрели на школу, — заверяет директор. — Такие встречи могут посетить ученики, а также психологи, которые проводят короткие лекции. Учителя раскрываются с новой стороны, становятся партнерами для родителей. Родители в нашей школе — это наши друзья. Они — часть изменений, поэтому должны быть вовлечены во все самые важные для школы процессы».

Соглашается с этим утверждением и директор школы в селе Черноземное Запорожской области Людмила Куркурина.

Рис. 7

В этой школе родительское собрание тоже проводится в дружеском формате (не-)конференций; учителя встречают родителей на входе в школу, приглашают на кофе. Там родителей ожидают разные локации, которые представляют те или иные школьные ячейки, например, НУШ, «Школьное питание», «Мягкие навыки». 20 минут родители путешествуют между локациями, выполняют задания, узнают о школьных кружках и проектах, ближе знакомятся с учителями и администрацией. Только потом начинается общая встреча-дискуссия. После такого погружения в школьную жизнь родители лучше понимают, чего детям ожидать от обучения и как они могут им помочь, а школа получает хорошую обратную связь. Еще одной формой взаимодействия директор предлагает школьный квест. В Черноземненской школе такой квест проходил в начале учебного года под названием «Пазлы школьной жизни», а команды возглавляли родители первоклассников. «Педагогика партнерства — «красная линия» деятельности учебного заведения», — заверяет директор.

Рис. 8: Квест «Пазлы школьной жизни» в с. Черноземное

Администрация проводит уроки

Родительские собрания (организационные, адаптационные, тематические) и индивидуальные встречи — не единственный вариант взаимодействия родителей и школы. Педагогика партнерства должна начинаться с администрации учебного заведения, ведь именно она ответственна за реализацию этого принципа на всех уровнях. Поэтому в Черноземненской школе ввели новую традицию: время от времени директор и другие представители школьной администрации сами проводят уроки в классах НУШ. Такой опыт не только помогает проконтролировать работу учителя, но и помогает понять трудности, с которыми сталкиваются учителя начальных классов при подготовке уроков.

«Людмила Григорьевна, а вам удобно с нами на коврике сидеть? Возьмите подушечку — так удобнее». Это сказала наша ученица во время одного из таких уроков. Я еще раз убедилась: все, что мы делаем, не зря», — вспоминает Людмила Куркурина.

Рис. 9 Фото с уроков администрации с. Черноземное

Такой опыт в Черноземненской школе смогли пережить и родители. Благодаря введению родительских уроков они сами готовились и проводили уроки в классах НУШ. После таких занятий родители лучше понимают, как работает школьная система, сколько времени и усилий тратят учителя на подготовку уроков.

Роль родителей в мотивации к обучению может быть очень действенной. Если, например, ученики скучают на уроках и жалуются на это родителям, те могут найти альтернативные способы заинтересовать ребенка предметом: показать интересный документальный фильм, сходить вместе в музей или ботанический сад, вместе вырастить дома растение или рассчитать бюджет летнего отдыха.

Педагогика партнерства не временное понятия, исчезающее из жизни сразу после собрания или совместных уроков. А подписанный вместе меморандум о сотрудничестве не формальная бумажка, о выполнении целей, которые зафиксированы в ней, можно быстро забыть. Задача всех участников учебного процесса — придерживаться поставленной цели и совместно согласованных правил. Верно построенная коммуникация между родителями и школой и их постоянное сотрудничество могут помочь ученикам легче приспособиться к новой для них школьной жизни, почувствовать поддержку, которую они всегда будут помнить.

Этот материал был создан при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии. Высказанные в этом материале мысли никоим образом не отражают официальное мнение Европейского Союза или Министерства иностранных дел Финляндии.