UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жеваго придется объяснить акционерам Ferrexpo, почему они заплатят $300 млн за его инсайдерские кредиты – аналитик

После решения апелляционного суда, подтвердившего законность требований к Полтавскому ГОКу на 4,7 млрд грн, мажоритарный владелец Ferrexpo Константин Жеваго будет вынужден объяснить своим иностранным инвесторам, почему его банк в 2015 году использовал $150 млн Ferrexpo для погашения инсайдерских кредитов других компаний украинского предпринимателя, а также почему почему Ferrexpo должен заплатить еще $150 млн, чтобы закрыть свои обязательства по договорам поручительства Полтавского ГОКа.

Об этом пишет финансовый аналитик Алексей Кущ на своей странице в Facebook.

Кущ проанализировал публикацию пресс-релиза Полтавского ГОКа, что с него пытаются списать несуществующий долг в 4,7 млрд грн, и настаивает на нецелесообразности попыток владельца ГОКа, миллиардера Константина Жеваго выдать наличие долговых претензий к его компаниям за преследование законопослушного бизнеса.

Аналитик напоминает, что Жеваго находится в розыске ГБР и НАБУ за хищение 2,5 млрд. грн. вкладчиков его бывшего банка «Финансы и кредит» и за взятку 2,7 млн. долларов председателю Верховного суда.

«Жеваго пытается натянуть на себя «маску» Игоря Мазепы и хайпануть на кейсе владельца Concorde Capital, что государство и здесь преследует честного бизнесмена. Принципиальное отличие этих двух случаев – при Мазепе публично вступилось бизнес-сообщество, в то время как о давлении на «предпринимателя и мецената» Жеваго говорят только менеджеры на зарплате и близкие к нему медиа. Мне захотелось разобраться, что происходило», – пишет финансист.

Кущ отметил, что в августе 2015 года принадлежащий Жеваго банк «Финансы и кредит» был проблемным и должен был перейти под контроль государства.

«В банке учитывается депозит Полтавского ГОКа, средства из которого давно разошлись на инсайдерское кредитование и которые никто и не планировал возвращать. Денег на счетах банка нет. Но если ты владелец банка, ты можешь использовать эти виртуальные $150 млн Полтавского ГОКа, чтобы списать реальные долги своих 12 предприятий», - отмечает аналитик.

По его словам, для этого ГОК и подписал договоры поручительства: через месяц кредиты погасили порукой ГОКов, хотя реального движения средств не было. А когда банк оказался под контролем государства, возможности предъявить претензии должникам по погашенным поручительством кредитам уже не было. Как и выплатить вкладчикам их утраченные в банке средства.

Алексей Кущ подчеркнул, что всю вину за невозвращение иностранным инвесторам 150 млн долларов депозита Жеваго повесил на государство, заявив, что договоров поручительства не существовало, а средства списали незаконно, то есть украли. После этого Ferrexpo пошла в суд, требуя от ФГВФЛ внести $150 млн в реестр кредиторов банка, чтобы государство компенсировало эти средства. В 2019 году суд принял сторону Жеваго, в результате чего Фонд аннулировал списание, возобновил долг заемщиков и записи на счетах Полтавского ГОКа о наличии средств. После этого долги банка были проданы через аукцион.

Однако в июне 2022 года Верховный Суд признал, что договоры поручительства были, и банк имел право требовать от поручителя погасить долги должников, но после того, как они были проданы на аукционе, повторно списать их было невозможно. Поэтому компания, выкупившая эти долги, предъявила требования Полтавскому ГОКу.

Недавно апелляционный суд подтвердил законность требований к Полтавскому ГОКу на 4,7 млрд грн, но сторона Жеваго считает это решение коррупционным.

«Жеваго будет вынужден объяснить своим иностранным инвесторам, почему его банк использовал $150 млн Ferrexpo для погашения инсайдерских кредитов других компаний Жеваго, а теперь почему Ferrexpo должен заплатить еще $150 млн, чтобы закрыть свои обязательства по договорам поручительства. И еще раз сделать виновным государство не получится», - заключает Алексей Кущ.