Среди причин такого положения в молочной отрасли, в том числе, недооценка частного сектора. О его весе в общем производстве молока свидетельствуют расчеты эксперта аграрного рынка УКАБ Инны Ильенко. Согласно им, на переработку за первый квартал нынешнего года от сельхозпредприятий поступило несколько больше молока, чем в прошлом году. Но поскольку удельный вес их меньше, чем частников, которые в этот период уменьшили поставки, то и общий показатель отрасли оказался отрицательным. На переработку поступило за квартал на 3,1% молока меньше прошлогоднего.
Отсюда следует обоснованный вывод: отмена прежнего порядка дотаций посредством субсидирования закупочных цен на сырое молоко, который был приемлем и для производителей, и для переработчиков, сыграла резко отрицательную роль. Прежде всего потому, что средства господдержки, которые раньше шли непосредственно в молочную отрасль и при любых обстоятельствах оставались в ней, теперь через спецфонд «распыляются», поступают не только в молочное скотоводство, но и в птицеводство, свиноводство, т.е. в отрасли более благополучные, которые могли бы развиваться самостоятельно. В результате для сохранения и развития оставшейся без поддержки отрасли остается чуть ли не единственный выход - повышение закупочных цен. Но, опять-таки, это путь в никуда.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Надежды и Елианда Гоцуенко «Катастрофические плоды «молочного прорыва»».