Дело в том, что первичное производственное ядро ГПЗКУ сформировали 36 дочерних предприятий ГАК «Хлеб Украины», которых ликвидировали как юридических лиц и целостными имущественными комплексами передали Государственной продовольственно-зерновой корпорации на правах филиалов. Между тем корпорация - это всегда объединение нескольких юридических лиц. Кроме того, корпорацией может быть только договорное объединение, а ни с одним из 36 предприятий ГПЗКУ такой документ не подписывала, и 36 предприятий между собой также ни о чем не договаривались и не делегировали никаких полномочий ГПЗКУ.
Называть ГПЗКУ Кабмин также не имел права, поскольку холдинговой компанией именуется «публичное акционерное общество, которое владеет, пользуется, а также распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (долей, паев) двух или больше корпоративных предприятий (кроме пакетов акций, находящихся в государственной собственности)». Но в таком случае ГПЗКУ должна была бы существовать в форме публичного акционерного общества: иметь уставный фонд, разделенный на акции. А этому должна предшествовать процедура корпоратизации - реформирование государственного унитарного предприятия в акционерное общество. Правительство такого решения не принимало.
36 предприятий ГАК «Хлеб Украины», являясь дочерними ГАК «Хлеб Украины», фигурировали в списке № 1 - объекты права государственной собственности, не подлежащих приватизации. По решению Кабмина упоминаемые стратегические предприятия передали в собственность предприятию, которое не обременено такими ограничениями. Т.е. ГПЗКУ не значится в списке объектов, на которые наложили приватизационное табу.
Такой маневр можно расценивать как скрытую подготовку к приватизации. Сначала государственное унитарное предприятие реорганизуют в акционерное общество, потом приватизируют, и финишная прямая - акции выставят на продажу. При этом любую долю акций, поскольку закона, регламентирующего право распоряжаться имуществом ГПЗКУ, не существует.
Более того, действующее законодательство не предусматривает «процесса перевода в коммерческую организацию и преобразование в публичное АО», чем заявляет ГПЗКУ. Если же он сознательно умалчивает о корпоратизации, то по этим недомолвками прокручиваются полулегальные или полностью противозаконные механизмы отчуждения государственного имущества в непонятной хозяйственной структуры.
Очевидно, препятствий для этого не существует, поскольку ГПЗКУ декларирует «рыночную капитализацию корпорации». Рыночную капитализацию инвесторы обычно воспринимают как рыночную стоимость всех акций или долей (паев) компании. Но госпредприятие, по определению, не может иметь любую капитализацию. Тем более рыночную, поскольку его акции на рынке не присутствуют. На них нет котировок, они не обращаются, потому что их априори не существует в природе.
Даже если госструктура пройдет через горнило корпоратизации, то ее акции на фондовом рынке могут засветиться лишь после приватизации. Не исключено, что Министерство аграрной политики и продовольствия как государственный орган, вероятный единственный владелец этих акций, продаст какое-то количество акций - тогда рынок и зафиксирует цену одной акции. Умножив этот номинал на общее количество акций, определим рыночную капитализацию.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Владимира Чопенко «Инвестиционные заигрывания».