Центральная власть не спешит помогать местным властям подготовиться к предстоящей зиме. Непонятно каким образом распределяется международная помощь в виде техники для энергоинфраструктуры, и распределяется ли вообще. Кроме того, на финансовые средства местных бюджетов много желающих. Об этом пишет Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра "Институт города", в статье для ZN.UA - "Как нам пережить зиму? Что делает власть".
Где делась международная помощь?
Одним из основных источников для восстановления энергосистемы Украины является международная помощь. Например, только от американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID) поступили тысячи единиц техники и товаров, но это не заслуга правительства и власти.
Однако, где 1082 (!) генератора, поступивших от США? На какие объекты, в какие города они пошли? Установлены ли они? Приняты ли в эксплуатацию? Где 145,5 км труб для теплосетей? В каких они городах? Проложены ли, заполнены ли теплоносителем?
Где газотурбинная станция мощностью 28 МВт, способная обеспечить электричеством 100 тыс. домов, школ и других объектов? Где 122 мобильные котельные, каждая из которых может обогреть больницу или другое критически важное социальное заведение?
"Ответы на эти вопросы не должны быть военной тайной, наоборот, даже если не отмечать конкретную локацию, жители названного города или села могли бы намного спокойнее встречать зиму, зная, что имеют дополнительный источник тока или тепла в случае чрезвычайной ситуации. Здесь я не упоминаю о том, что для каждого генератора или мини-котельной надо пройти ряд технических процедур и потратить на это средства из местного бюджета — изготовить проект, установить «железо», подвести все коммуникации, провести испытания и официально ввести в эксплуатацию. Иначе вся эта «бесплатная» заграничная конфета превратится в металлолом и никого от тьмы и холода не спасет. И здесь появляется целая куча проблем…", - уверяет автор.
Проблемы местных бюджетов
Нельзя сказать, что в местных бюджетах нет денег. По итогам прошлого года на счетах осталось около 50 млрд грн. Однако использовать их местная власть не может — правительство запретило передавать их собственным коммунальным предприятиям.
"Это не только блокирует установку нового оборудования, полученного в рамках международной помощи (только за технические условия надо заплатить 80–130 млн грн), но и не дает подготавливать свои предприятия теплообеспечения к отопительному сезону. Ведь правительство не упростило и не удешевило для муниципалитетов присоединение, а позволило присоединяться с дальнейшим оформлением документов и уплатой за это миллионов частным компаниям", - констатирует эксперт.
Кроме того, облэнерго требуют заплатить за подключение дополнительных мощностей. Причем заплатить требуют даже если зарезервированные мощности не используются. Впрочем, облэнерго не единственные, кто претендует на деньги местных властей.
"Есть еще одно обстоятельство: мэры, услышав о планах Министерства образования и науки повысить зарплаты учителям, начали заранее подготавливать финансовую «подушку», поскольку по опыту знают, что из центра на это деньги не дадут. Их можно понять, потому что «образование» — это защищенная статья расходов, за невыполнение — уголовная ответственность, а за «теплоснабжение» — нет, поэтому пусть коммунальщики еще посидят без денег", - добавил он.
С другими статьями Александра Сергиенко можно ознакомиться по ссылке.