UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вместо разрушенных войной домов украинцы могут получить жилье на 30 процентов дешевле - эксперты

Методику оценки недвижимости не меняли почти 20 лет. Полученная по этому документу цена будет иметь мало общего с ценами на рынке.

Компенсация за разрушенное жилье может оказаться существенно меньше реальной стоимости квартиры, примерно на треть. На это обратил внимание юридический советник Transparency International Ukraine Андрей Швадчак, пишет UBR.ua.

Эксперт отмечает, что правительство не меняло подход к определению опосредованной цены с 2005 года, из-за чего она имеет мало общего с реальными ценами на рынке. По данным на октябрь, самый дорогой квадратный метр, по мнению Минрегиона, был в Киеве – 22,8 тыс. грн. В том же месяце средняя рыночная цена 1 кв. м на первичном рынке столицы, согласно данным портала "ЛУН", составила 49 тыс. грн.

По самым лояльным (относительно Минрегиона) подсчетам и выводам, министерство занижает стоимость квадратного метра недвижимости примерно на 30%, говорит юрист.

"Так что, вряд ли стоит рассчитывать на качественное и современное жилье, приобретенное за счет Фонда ((Фонд ликвидации последствий военной агрессии, – ред.)", – резюмировал Швадчак.

Кроме того, власти также рассматривают возможность ограничения суммы компенсации за разрушенное жилье не только по стоимости квадратного метра, но и по количеству квадратных метров. Иными словами, вряд ли государство будет компенсировать гражданам полную стоимость роскошного дома или дорогой квартиры.

"Я предполагаю, что компенсацией может полностью не покрываться строительство крупных частных домов… Бюджет не резиновый, а государство должно обеспечить справедливость при предоставлении компенсаций. Поэтому что-то может взять на себя, а что-то нет", - выразил свое мнение президент Конфедерация строителей Украины (КБУ) Лев Парцхаладзе.

По мнению адвоката и эксперта рынка недвижимости Юрия Брикайло, Кабмин так или иначе ограничит размер компенсации путем занижения оценки стоимости уничтоженного имущества или другими методами.

"Если поднять компенсации до рыночных цен, то не будет понимания, откуда такие, мне кажется, невероятные суммы взять. В таком случае всем компенсаций может не хватить", - считает Брикайло.

В то же время в ответе на журналистский запрос народная депутат Елена Шуляк напомнила, что средства Фонда – не единственные, за счет которых будет финансироваться программа. И подчеркнула, что размер компенсации не может зависеть от источников денежного покрытия – "это противоречит положениям закона и самой его сути, которая заключается в справедливых компенсациях гражданам".

Шуляк добавила, что оценка стоимости квадратного метра жилья, на основании которой будет рассчитана сумма в жилищном сертификате, не будет связана с методикой Минрегиона. До начала действия закона правительство должно ввести специальный порядок оценки. Хотя его разработка еще находится в процессе.

Шуляк указала критерии, на основании которых он будет приниматься.

Так, рассматривается вопрос определения стоимости 1 квадратного метра, учитывая стоимость воспроизводства 1 квадратного метра подобного жилья. Такая стоимость учитывает особенности типа и конструктива уничтоженного жилья, социально-культурный, промышленный потенциал населенного пункта, его место в системе расселения в стране и ликвидности района в городе (если речь идет о городах с населением более 500 тыс. человек), то есть целью документа является установление такой стоимости 1 квадратного метра, которая будет максимально приближена к рыночной.

Напомним, на сегодняшний день уже подано более 300 тысяч заявок на компенсацию на 23 млн кв. м.

Если исходить из уже поданных заявок, то даже при оценке стоимости квадратного метра по действующей методике Минрегиона, согласно которой средняя цена квадрата по Украине составляет около 20 тыс. грн, необходимое финансирование программы будет исчисляться сотнями миллиардов гривен.

Если же выдавать компенсации по рыночной стоимости жилплощади на первичном рынке, бюджет программы может перевалить и за триллион гривен.