UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вместо объяснить факты продажи украинской пшеницы за бесценок, Минагрополитики прислало лекцию об основах ценообразования

Общее впечатление от безразличия профильного министерства возмущает.

В ответ на запрос ZN.UA, почему почти половина украинской пшеницы в мире продается с баснословным дисконтом, когда даже российская пшеница идет по рыночным ценам, Министерство аграрной политики в ответ направило лекцию об основах ценообразования. Об этом пишет Юлия Самаева в материале - "Как получилось, что у нас самая дешевая пшеница в мире".

"Мы обратились с запросом в Минагрополитики, надеясь, что там есть понимание, что же происходит с зерном на самом деле. В ответ от профильного министерства мы получили лекцию об основах ценообразования", - говорится в материале.

"Нам рассказали, что логистика разрушена и дорога, также дорожали удобрения и топливо, что техники не хватает, а риски растут непомерно. Вот только не ясно, почему во всем мире, когда у производителя растут расходы, он закладывает их в конечную цену и товар дорожает, а в Украине наоборот все перечисленные дополнительные расходы – причина удешевления зерновых. Общее впечатление от безразличия профильного министерства возмущает", - пишет журналист

В то же время ZN.UA приводит факты, свидетельствующие о том, что в лучшем случае цены, по которым экспортируется наше сырье, никого здесь не интересуют. Несмотря на то, что у Украины сырьевая, экспортоориентированная и крайне зависимая от валютных поступлений экономика.

В худшем же случае, можно заподозрить отнюдь не безобидный сценарий. Вот некоторые факты, установленные ZN.UA.

В ходе исследования данных экспорта украинских пшеницы и кукурузы с июля по ноябрь 2022 года, выяснилось, что, например, две идентичные поставки пшеницы в Испанию, тип пшеницы идентичен, условие поставки – DAP, логистика – морем, объем – около 6 тыс. тонн, но в одном случае цена – 162 доллара за тонну, а в другом – 65.

Другой пример – едущая в Румынию кукуруза : условие поставки - FOB (все расходы и риски на покупателю, как только товар погрузили на корабль), логистика - морем, объем - около 4 - 5 тыс. тонн. В одном случае цена – 207 долларов за тонну, в другом – 135, в третьем – вообще 94 доллара.

С автотранспортом не лучше: пшеница в Турцию, условие поставки – FCA (все риски на продавцы), объем – 1,5-2 тыс. тонн, цены: и 140, и 135, и 70 долларов за тонну.

Общий тренд очевиден – наши цены, как ни крути, существенно ниже средних мировых, но никаких рыночных объяснений этому нет.

"Конечно средняя температура по больнице – сомнительный показатель, потому что во внешней торговле все же условия контракта определяющие для конечной цены. И в этом наш парадокс – цену украинских зерновых не определяют условия поставок. Где-то в массиве данных будет заметно, что доставка морем дешевле железная дорога, а железная дорога дешевле авто. Что при условии DAP, то есть когда все риски поставки берет на себя продавец, цена будет немного выше, а при условии CIF, когда продавец должен только доставить товар до судна, – ниже. Но к каждому правилу будет столько исключений, что уже правилом это назвать не получится", - пишет журналист.

Подробнее с исследованием ZN.UA можно ознакомиться здесь.