Реформа упрощенной системы должна изменить механизмы выявления схем использования ее крупным бизнесом, чтобы уклонение от уплаты налогов стало невозможным, как это демонстрируют кейсы «Золотого Века» или мощных операторов АЗС. Работа налоговой – поиск таких схем, создание предохранителей их возникновения, а не упразднение упрощенной системы вообще. Такое мнение высказывает Дмитрий Алексиенко, вице-президент ICC Ukraine в аналитической статье “Налогообложение, стимулирующее экономику существует. К сожалению, не в Украине”.
Однако на сегодняшний день правительство действует в обратном направлении, фактически создавая основу для дополнительного налогового давления на секторы, где преимущественно нет оптимизации налогообложения, или риски их незначительны. "В правительственной стратегии предлагают снизить налог на торговлю (основная схема уклонения) до 3%, а налог на услуги поднять до 17%, что, прежде всего, ударит по честному бизнесу и приведет к увеличению стоимости самых популярных среди украинцев услуг", - считает эксперт.
Чтобы изменить ситуацию и прекратить злоупотребление среднего и крупного предпринимательства по применению упрощенной системы, необходимо внедрять эффективный контроль рисковых категорий. Для этого налоговикам необходимо обратить внимание аналитические инструменты, которые помогут найти такие теневые схемы, где крупный бизнес дробится на меньшие объекты налогообложения.
”Также необходимо уже сейчас серьезно задумываться над реальным революционным изменением в украинском налоговом законодательстве: передачей долга по уплате налогов от работодателя наемному работнику. Этим полностью уничтожаются мотивы бизнеса по оптимизации системы налогообложения», – отмечает эксперт в публикации.
Центральное межрегиональное управление Государственной налоговой службы по работе с крупными налогоплательщиками сообщило, что в течение января 2024 года от налогоплательщиков в общий фонд Госбюджета поступило 17,1 млрд. грн. Основными налогами стали: НДС – 12,1 млрд грн, налог на доходы физических лиц – 2,2 млрд грн, акцизный налог с произведенных подакцизных товаров – 1,9 млрд грн, налог на прибыль – 0,4 млрд гривен.