Российский рубль почти ежедневно ставит рекорды по своему укреплению. Вчера был отмечен минимум с 2015 года. Российские эксперты считают, что это из-за того, что экспортеры сдают доллары перед налоговыми выплатами. Плюс, якобы населению валюта не нужна.
Однако наши эксперты уверены, что Центробанка РФ делает все возможное, чтобы в итоге собрать побольше валюты для себя. Населению же цинично рассказывают, что «токсичная валюта вам не нужна».
Что происходит на самом деле?
Как пишет Bloomberg, укрепление рубля и принятые Банком России меры помогли РФ избежать валютного кризиса, но это «стало проблемой для Центробанка». Агентство называет ситуацию «проклятием выручки», так как доходы правительства сокращаются, а цены на импортные товары растут.
Объясняем. РФ продолжает экспортировать в основном нефть и газ, цены на которые сейчас очень высокие (например, нефть почти втрое дороже от ориентира в бюджете страны). При этом до 10 июня действовало требование к экспортерам продавать 50% своей валютной выручки, и до сих пор действуют другие валютные ограничения. Как результат, ЦБ накопил достаточно валюты для укрепления рубля.
При «крепком рубле» экспортеры продают доллар по «плохому» для себя валютному курсу, а им валюта все-равно нужна для восполнения импортной составляющей любого производства. Экспортеры нефтегазовой отрасли при этом все-равно в выигрыше, а вот другие, цены на продукцию которых не так выросли, как на нефть, немало теряют из-за такого курса. Почти наверняка они начнут сокращать свой экспорт и ждать лучших времен.
Также Bloomberg сообщил, что российские власти рассматривают разные способы сдерживания рубля и ищут подходящие инструменты без отказа от таргетирования инфляции. Но почему «без отказа от таргетирования инфляции» и вообще, о чем это?
Объясняем. Все центробанки развитых стран мира ориентированы на снижение инфляции в своей стране (чтобы цены не росли галопирующими темпами, а люди были довольны). Это по-умному называется «таргетированием инфляции». Ключевая ставка, которую ЦБ подымает-опускает, это инструмент регулирующий рост цен.
Но при этом центробанку надо выбирать между курсом валют и инфляцией.
Если ЦБ выбирает таргетировать инфляцию, то фактически не следит за валютным курсом. Если регулирует курс, то выпускает из рук контроль инфляции. Когда Набиуллина в феврале выбрала контролировать курс (чтобы «сохранить лицо» перед Западом были введены ограничения на продажу валютной выручки экспортерами и т.д.), то потеряла контроль над инфляцией. Инфляция, в ответ, взлетела на 19%. После этого ЦБ не повысил (как сделал бы таргетер инфляции), а наоборот снизил ключевую ставку до 9,5%, окончательно отпуская инфляцию в свободное плаванье. Разговоры о дальнейшем снижении ставки продолжаются, что будет делать деньги (рубли) еще дешевле, а цены еще выше, особенно на импорт.
В итоге из-за инфляции рубль все-равно девальвирует (потеряет в цене к другим валютам) из-за инфляционного давления. Вопрос только на сколько и когда? Но это уже отрегулирует рынок.
Еще немного интересного о «токсичной валюте» для населения
Сейчас очень много информации о том, что валюта для россиян стала «токсичной». Об этом говорят в ЦБ и Минфине. Еще ЦБ говорит, что «валютизация» депозитов сейчас создает дополнительные риски для банков в РФ. Об этом говорится в отчете Центробанка «О развитии банковского сектора России в мае 2022 года». Кроме того, Минэк подготовил законопроект об «отрицательных ставках» по валютным депозитам.
Объясняем. Население и компании разными способами подталкивают, чтобы все избавлялись от валюты. Но, как минимум, ЦБ валюта нужна. Зачем ЦБ «токсичная валюта»? Они будут на нее покупать товары критического импорта, пополнять валютные резервы, часть которых сейчас заблокированы Западом, и Фонд национального благосостояния.