Украинцы, участвующие в постоянных переговорах-заседаниях с ЕС, говорят, что Copa Copega обратилась в Еврокомиссию с инициативой немедленного восстановления — с 1 января 2024 года — всех квот и пошлин на поставки продовольствия из Украины. Фермеры ЕС считают, что поставки украинского продовольствия на территорию Евросоюза разрушают рынок. То есть Европа уверена, что не сможет конкурировать с индустриальным агробизнесом Украины, пишет Лариса Гук "Шлюзы аграрных протестов открыты: на очереди сахар, птица, ягоды…".
Как пишет автор, в Европе всегда пользовался спросом украинский мед, который за 11 месяцев был продан на внешние рынки 49,5 тыс. тонн на 110 млн дол. против 43,85 тыс. тонн на 125,8 млн дол. за соответствующий период 2022 года. Мед, согласно данным Государственной таможенной службы Украины, активно покупали Германия, Польша, Франция. Для сравнения: квота на мед на 2021 год в рамках зоны свободной торговли с ЕС составила всего 6 тыс. тонн.
Поставки мяса птицы на внешние рынки за 11 месяцев 2023 года, по информации таможенников, составили 389 тыс. тонн на 734 млн дол. против 373 тыс. тонн на 787,5 млн. дол. за 11 месяцев 2022 года. Удельный вес ЕС в общем аграрном экспорте составляет около 60% по результатам 2022 года. В 2021 году украинские компании могли без пошлины поставлять только 70 тыс. тонн мяса птицы, а до 2019 году – всего 20 тыс. тонн.
Экспорт яиц в январе—ноябре 2023 года достиг 54 тыс. тонн, в том числе яиц в скорлупе — 46 тыс. Первый покупатель — Сингапур, но за ним Польша, Нидерланды, Дания, Италия. За 11 месяцев 2022 экспорт яиц оценивался в 28 тыс. тонн, а в 2021 году украинские поставщики исчерпывали квоту за семь месяцев года, заработав на яичных продуктах 7 млн дол.
Раньше мы писали о том, что Украина должна более тщательно планировать свое производство. Планирование ресурсов и их использование является одной из черт цивилизованного мира. Благодаря планированию посевной и логистической кампаний американские и европейские производители обезопасены от рисков возникновения ситуаций, когда логистическая инфраструктура не справляется с объемами грузов и не может удовлетворить потребность в доступе к рынкам. А какую первопричину имеет логистический кризис читайте в статье Юрия Щуклина "Граница без блокад обеспечивается планированием грузоперевозок и посвящением в него европейских партнеров".