UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская элита ведет себя так, как европейцы в 18 веке – Atlantic Council

Шведско-американский экономист объяснил, что не так с украинской экономикой и что необходимо сделать для ее перезапуска.

Строительство процветает в Киеве, но не остальная часть экономики. Основная причина в том, что украинцы, у которых есть сбережения, хранят средства не в банках, а вместо этого покупают дополнительные квартиры. Другие хранят свои сбережения наличными. В среднем украинские депутаты хранят дома 700 тысяч долларов. Те, у кого много денег, переправляют свое богатство в офшоры, где деньги в безопасности, пишет экономист Андерс Ослунд из Atlantic Coucil.

Автор отмечает, что Украина сейчас самая бедная страна в Европе. По данным Международного валютного фонда, Украина обогнала Молдову как самую бедную страну в Европе по показателю ВВП на душу населения в 2018 году - 2963 доллара, что на 8 процентов меньше, чем в Молдове. Эти цифры могут быть увеличены разными способами. Вероятно, половина официальной статистики в украинской экономике не официальна, а цены в Украине настолько низкие, что за доллар можно получить гораздо больше, чем где-либо еще. Тем не менее, темпы роста составляли около 3 процентов в год в течение последних трех лет, и МВФ прогнозирует аналогичные темпы даже в долгосрочной перспективе. Бедная страна с макроэкономической стабильностью и открытым доступом к большому европейскому рынку должна стабильно расти на 7 процентов ежегодно, подчеркивает экономист.

Что случилось? Обычно обсуждение фокусируется на том, что делает государство, но есть лучший способ понять, как на самом деле функционирует экономика: следить за деньгами.

У Украины стабильный чистый отток капитала, составляющий около 4 процентов ВВП в год. Иностранцы видят, что происходит, и реальные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составляли всего 1 процент ВВП за последние пять лет. Естественно, война отпугнула многих, но это вряд ли главная причина, по которой ПИИ остаются неизменными. Вместо этого у Украины должны быть ПИИ в 4-5 процентов от ВВП. Тогда коэффициент инвестиций будет не 20 процентов ВВП, а 28-30 процентов ВВП, что составляет разницу между 3 и 7 процентами роста.

Ослунд пишет, что есть мало или нет вовсе финансирования для бизнеса. В целом бизнес-инвестиции основаны на нераспределенной прибыли. С 2014 года Национальный банк Украины закрыл 100 из 180 коммерческих банков. Во многих случаях владельцы банка брали большую часть кредитов, а крупные вкладчики теряли свои деньги. В других случаях банки специализировались на отмывании денег, а некоторые функционировали так же, как холдинговые компании.

Но банковскую систему этим не вылечили, продолжает экономист. Из-за многочисленных банкротств государственные банки в настоящее время составляют 58 процентов всех банковских активов. Процентные ставки непомерно высоки. НБУ просто снизил процентную ставку до 17,5 процента в год, а инфляция составляет чуть более 8 процентов. Самые низкие коммерческие ставки по кредитам в гривне составляют 22 процента, что означает, что реальная процентная ставка составляет не менее 14 процентов в год. Это слишком много для инвестиций, поэтому банковские кредиты не финансируют инвестиции. Несмотря на очень высокие депозитные ставки, банки также не привлекают много депозитов.

Основная проблема банков заключается в том, что их крупнейшие клиенты не платят. В общей сложности неработающие кредиты в банковской системе Украины составляют более 50 процентов. Причина в том, что в Украине есть несколько сотен человек, которые считают себя слишком высокими, чтобы платить, и, к сожалению, украинская судебная система с этим согласна. В частности, 427 парламентариев пользуются юридической неприкосновенностью, и, вероятно, две трети из них являются бизнесменами. У других просто очень хорошие отношения с соответствующими подразделениями правоохранительных органов. Европейские элиты вели себя так в 18-м веке. Только в 19-м веке, когда игровое поле выровнялось, Европа начала расти.

В этом заключается критический недостаток украинской экономики, подчеркивает экономист. Во-первых, депутатская неприкосновенность должна быть отменена. Люди должны войти в парламент, чтобы стать политиками, а не бизнесменами.

Во-вторых, Украине необходимо переделать неудачную судебную реформу, чтобы все судьи Верховного суда могли быть признаны честными людьми. То же самое относится и к генеральной прокуратуре. Служба безопасности Украины больше не должна заниматься экономическими преступлениями. Ее 8000 или около того сотрудников, которые работают в этом отделе, должны быть уволены. Большинство из них заработали больше, чем им понадобится для выхода на пенсию.

В-третьих, лучшим залогом для банковского кредита является земля или недвижимость. Однако сегодня сельскохозяйственные земли не могут быть использованы в качестве залога из-за моратория на продажу частных земель. Если это будет окончательно отменено, банки смогут дать гораздо больше кредитов сельскому хозяйству, что может удвоить его производительность.

Тогда банки смогут начать нормально функционировать и привлекать как капитал, так и депозиты. Рынок снизит процентные ставки. Государственные банки могут привлекать инвесторов и быть приватизированными. Если собственность в Украине будет считаться безопасной, отток капитала уменьшится и вместо этого будет вложен в украинскую экономику. Иностранцы увидят трансформацию и захотят присоединиться к украинской партии роста, резюмирует экономист.