С начала аграрной реформы и до настоящего времени ее идеологи апеллируют к этическим нормам исторической справедливости возврата земель тем, кто ее обрабатывает. В этом просматривается определенное проявление цинизма. Землю возвращать некому – разве что потомкам членов комбедов. Большинство истинных владельцев погибли в Украине во время раскулачивания, тотального голода 1933 года, политических репрессий, в ходе военных действий.
С точки зрения категорий справедливости и этики остается непонятным, почему право на собственность земли сельскохозяйственного назначения получили только сельские жители.
По сути, паевание земли, имущества сельскохозяйственных предприятий - это крупномасштабный обман народа по той причине, что новыми владельцами стали слои населения, которые в силу бедности будут избавляться от легко доставшейся собственности и при этом за низкую цену.
Таким образом, приватизация земли мало чем отличается от ваучерной приватизации: и то и другое - игры наперсточников. Такова «этика» всех реформ, в том числе аграрной.
В числе первостепенных стоит также вопрос о социальных целях аграрной реформы, которые совершенно не обозначены.
В настоящее время основными социальными группами, представленными в сельскохозяйственном производстве, являются: владельцы крупных агрохолдингов, руководители частно-арендных предприятий, фермеры, жители сел с их личным мелкотоварным производством, наемные работники всех категорий. Складывающаяся социальная структура неустойчива и конфликтна.
Еще один аспект – стремительное неконтролируемое развитие крупного агробизнеса как правило связано с проблемами ухудшения экологического и санитарного состояния аграрных территорий. Поскольку воздушный бассейн над страной един, то это касается всего населения.
В самом начале аграрной реформы в фонд паевания были включены все категории сельскохозяйственных земель, в том числе такие, на которых производственная деятельность в современных условиях убыточна. Перед этим «великим» переделом их следовало оставить в собственности государства и постепенно ренатурализовать: насадить леса, перевести в лугопастбищные угодья, увеличить площади заболоченных территорий, национальных парков. Осуществить подобные программы в условиях, которые сложатся после введения рынка земли, будет крайне сложно.
Анализируя ход аграрных преобразований, нельзя избежать и оценки их политических последствий. Существует опасность выхода крупных земельных собственников за пределы законодательного поля страны. Это отчасти определяется структурой политического класса, который в одних и тех же лицах представляет крупный бизнес и высшие эшелоны власти.
Высокая степень концентрации капитала в сельскохозяйственной отрасли опасна потенциальной возможностью монополизации отдельных секторов продовольственного рынка. Группа монополистов может путем манипуляции ценами и массой продуктов питания управлять политическим климатом в стране.
Кроме того, в преддверии введения рынка земли официальная пропаганда умалчивает о сущности процессов, которые за этим последуют. Объектом купли-продажи становится не просто товар на рынке, а территория страны, обладающая особыми свойствами и ценностью. Фактически речь идет о крупном переделе уникальной собственности. У многих еще свежи в памяти события предыдущего передела, который был жестоким и даже кровавым. Активное участие в нем принимало криминальное сообщество. Для страны, где в недалеком прошлом миллионы людей прошли через тюрьмы и лагеря, это неудивительно. Поэтому можно предполагать включение криминальных элементов и в передел земельной собственности.
Нельзя также не обратить внимания на риски, связанные со временем введения рынка земли. Судя по последним сообщениям с главных мировых бирж, это период нестабильности мировой экономики и ее финансово-кредитной системы. Этот период может быть длительным. Это далеко не лучшее время обмена земли на любые денежные знаки.
Таким образом, нашему вниманию предлагается упрощенная, чисто экономическая модель развития агрокомплекса страны без учета социальной, демографической, экологической, культурной, политической, правовой и других необходимых ее составляющих. Земля выставляется на торги в условиях повальной коррумпированности чиновничества и сильных позиций криминалитета, а также нестабильности мировой финансовой системы. Совершенно не учитывается тот факт, что в селах пока что проживает более 30% населения.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Анатолия Малиенко «Завершение аграрной реформы, рынок земли - иные аспекты».