UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украине нужно измениться, чтобы ассоциация с ЕС стала выгодной – Bloomberg View

Обозреватель подчеркивает, что без реформ соглашение станет бременем для украинской экономики.

Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом было настолько противоречивым, что даже заставило бывшую советскую республику вступить в конфликт с Россией, которая протестовала против сближения Киева с Европой. Через несколько месяцев после вступления соглашения в действие кажется, что оно пока более выгодно ЕС, чем украинцам.

Но это не означает, что не стоило его подписывать. Но если Киев хочет получить выгоду от свободной торговли, ему придется воплотить некоторые изменения дома.

Об этом на страницах Bloomberg View пишет обозреватель Леонид Бершидский, напоминая, что переговоры об ассоциации Украина вела с ЕС с 2008 года. И только в 2012-м документ был готов. Через год тогдашний украинский президент Виктор Янукович не подписал его из-за давления Москвы, которая хотела затащить Украину в евразийский проект Владимира Путина.

После революции и смены власти новое украинское правительство все же подписало соглашение, несмотря на войну с Россией. И вот с первого января 2016 года оно вступило в действие. Но первые итоги свободной торговли вряд ли можно назвать позитивными для Киева. Согласно официальным цифрам Украины, объем торговли с ЕС за два первых месяца года несколько сократился. При этом украинский экспорт сократился больше, чем импорт.

Таким образом, получается, что на фоне того, как Россия пытается создать проблемы Украине из-за ее сближения с ЕС, соглашение с Европой также не спасает украинский внешнеторговый баланс. По мнению автора, это плохие новости для страны, чей валютный резерв, который сегодня составляет 13,2 миллиарда долларов, покрывает только три месяца импорта.

Бершидский обращает внимание также на то, что ЕС внес в соглашение пункты об установлении квот на некоторые товары, которые играют ключевую роль для Украины. Таким образом, уже до 1 апреля 2016 года квоты на беспошлинный экспорт меда, сахара, круп, яблочного сока и зерновых культур были исчерпаны. Квоты на экспорт этилового спирта тоже. До 1 мая украинские производители экспортировали в ЕС столько овса, что дальнейший его ввоз тоже будет требовать уплаты таможенных сборов. Также квот на пшеницу вряд ли хватит на год.

Кроме продуктов аграрного сектора Украина также экспортирует металлы. Но соглашение об ассоциации почти не повлияло на эту статью торговли, так как Киев присоединился к ВТО и правила продажи были либерализованы. В начале года цены на сталь резко возросли, что позволило украинской гривне подорожать в соотношении к доллару. Кроме того, экспорт стали должен улучшить торговый баланс Украины за апрель. Но цифр еще пока нет. Хотя под конец месяца цены снова упали до уровня, который наблюдался в марте. Поэтому, по мнению Бершидского, под конец года показатели торговли с ЕС будут неутешительными для Украины, потому что квоты на аграрную продукцию закончатся, а сбалансировать их будет нечем.

Обозреватель обращает внимание на то, что большинство подобных соглашений ЕС с бедными странами часто были на пользу именно европейской стороне. К примеру, таможенное соглашение с Турцией от 1995 года не обеспечило турецким фирмам равный доступ к рынкам, о свободной торговле с которыми вел переговоры Евросоюз. Турция не получила доступ к контролю над выполнением соглашений. В течение следующих 20 лет у Анкары был отрицательный торговый баланс с Европой.

Но это смягчил большой поток европейских инвестиций в Турцию. В 2014 году они составили 64,9 миллиардов евро. В это же время, турецкая сторона инвестировала в ЕС лишь 8,3 миллиарда. Это позволило Турции создать рабочие места и необходимую оценку в экспортных секторах, которая хорошо послужила ей на рынках за пределами Европы.

"Европейские бюрократы сказали украинцам не ждать скорой выгоды от соглашения об ассоциации. Согласно пессимистическому прогнозу, который дал глава торгового сектора в представительстве Еврокомиссии в Украине Николас Бурге, улучшение наступит через 5-10 лет. Оптимистичный прогноз, озвученный главой представительства Яном Томбинским, говорит о 2-4 годах. Во всяком случае, европейским компаниям нужно время, чтобы открыть Украину, в основном как источник дешевой и относительно хорошо квалифицированной рабочей силы. Но Украина и не готова принять их", - пишет Бершидский.

Он добавляет, что если не брать во внимание войну в Донбассе, которую подпитывает Россия, в стране существует масштабная коррупция. А бизнес-климат не способствует тому, чтобы получить выгоду, если придерживаться всех ныне существующих правил.

Обозреватель напоминает, что президент Петр Порошенко не поехал на антикоррупционный форум в Лондон из-за проблем с продвижением в парламенте назначений на ключевые должности. В Киеве ходят слухи, что президента не будет в Лондоне потому, что его имя тоже появилось в скандальных "панамских документах".

Пока нет доказательств того, что Порошенко сделал что-то противозаконное, но "панамские документы" указали на очень важные проблемы в Украине. В частности, желание украинских элит прятать деньги и бизнес в офшорах за пределами родной страны указывает на очень высокие налоги, безосновательную регуляцию и незащищенность права собственности. И поэтому не удивительно, что 27% инвестиций в Украину поступают из известного на весь мир "налогового рая" Кипра. Или же что Британские Виргинские острова, где собственно и были обнаружены оффшорные компании Порошенко, "вложил" в украинскую экономику столько же, сколько и Великобритания и значительно больше, чем Франция.

"Все эти "инвестиции" - не иностранные на самом деле. Это деньги местных олигархов, среди которых и президент Порошенко", - пишет обозреватель.

Он добавляет, что Украина сможет получить выгоду от соглашения с ЕС только тогда, если она очертит и воплотит прозрачные, разумные правила для европейских инвесторов. Иначе соглашение будет лишь обузой для торгового баланса, которая еще и будет препятствовать ведению бизнеса с Россией и будет защищать экспорт из ЕС, а не из Украины.

В свою очередь, издание New York Times писало, что Украина делает сомнительные успехи в использовании выгод от соглашения с ЕС. до сих Пор не понятно, как далеко вглубь от украинско-польской границы, где расположены большинство иностранных заводов, зайдут инвесторы и какую выгоду сможет получить экономика Украины.

В это же время, Нидерланды до сих пор не решили, как поступят с результатами консультативного референдума относительно ассоциации между Украиной и ЕС. В Европарламенте указали нанеспособность 0,6% населения ЕС решать судьбу ассоциации. Представители Европарламента указывают на то, что результат референдума в Нидерландах напоминает о необходимости взаимодействовать с гражданами, чтобы информировать и разъяснять преимущества и характер сделок. Они подчеркнули, что соглашение об ассоциации ЕС с Украиной уже ратифицировали 27 государств-членов ЕС, Европейский парламент, Верховная Рада Украины, а также одобрен обеими палатами и правительством Нидерландов.