UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина может потерять отечественное вагоностроение

Лавина списанных вагонов из России лишает Украину железнодорожной отрасли.

Если не остановить экспансию списанных грузовых вагонов из России, Украина потеряет отечественное вагоностроение, лишиться своих перевозчиков и попадет в зависимость от российских компаний.

Об этом руководители ведущих предприятий отрасли - "Днепровагонмаша", Кременчугского сталелитейный завода, Крюковского вагоностроительного и Попаснянского вагоноремонтного завода - заявили в открытом письме, направленным премьер-министру Украины Арсению Яценюку, министру Мининфраструктуры Андрею Пивоварскому и главе Антимонопольного комитета Юрию Терентьеву.

Промышленники отмечают, что российским вагоностроителям удалось пролоббировать ужесточение правил эксплуатации вагонов с продленным сроком службы. Продолжать их использовать можно, но уже на территории Украины, относящейся к одному жд пространству с Россией.

В письме указывается, что на данное время в сети Российских железных дорог (РЖД) насчитывается 293 тыс. вагонов, срок эксплуатации которых истек, пишут Экономические известия. Для сравнения – железные дороги Украины используют всего 174 тыс. вагонов.

В частности "Первая грузовая компания" (ПГК) в этом году спишет не менее 10 тыс. полувагонов. Какая часть из них будет отправлена в Украину, не сообщается, однако очевидно, что речь идет о весьма значительном количестве.

Еще большее списание (33 тыс. вагонов) планирует в этом году "Федеральная грузовая компания" (ФГК), основной грузовой вагонный оператор РЖД, ежемесячно осуществляющий 3-4 тыс. вагоноотправок в направлении Украины и 7-10 тыс. в обратном. У ФГК на данный момент 40% парка (62 320 вагонов) с истекшим сроком службы.

Кроме чисто экономических оснований для ограничения работы ПГК и ФГК в Украине есть и важные политические причины. В конце февраля 2015 года посол Украины в РФ Владимир Ельченко в обращении к президенту Петру Порошенко указывал, что ПГК "продолжает беспрепятственно работать в Украине, хотя является основным перевозчиком российских военных грузов в Крым, а также на территории Донбасса, контролируемые сепаратистами". Ожидалось, что компания как минимум окажется в санкционном списке Кабмина. Однако этого не произошло.

В качестве защитных мер, отечественные предприятия призывают правительство ввести ограничения на вагонный парк с истекшим сроком службы, который россияне планируется эксплуатировать на территории Украины. В частности, такие вагоны должны иметь соответствующий сертификат Таможенного союза, а также пройти лицензирования согласно украинским стандартам. Кроме того, необходимо ужесточить контроль за тем, чтобы временно ввезенные в Украину вагоны не использовались для внутренних перевозок.

"Существует реальная угроза исчезновения сразу нескольких групп украинских стратегических предприятий, а именно вагоностроения и операторов грузовых железнодорожных перевозок", - подчеркивается в письме.