UA / RU
Поддержать ZN.ua

Топ-5 товаров, которые чаще покупают украинцы во время войны

Молочная продукция впереди других товаров.

Во время войны, в частности в 2023 году, в топ-5 товаров, на которые приходится примерно 40%, входят: молочная продукция, сухая бакалея, хлеб, напитки, овощи и фрукты. Хотя больше денег (более трети) украинцы тратят на другие пять позиций: алкоголь, овощи и фрукты, сладкую бакалею, табак и молочную продукцию.

Об этом свидетельствует исследование RAU и Num8erz по изменению покупательского поведения украинцев в 2023 году по сравнению с 2021-22 годами.

Во время войны в потребительской корзине выросла представленность яиц (+21%) как источника дешевого белка, а также кулинарии (+19%), поскольку стали меньше готовить. К ним добавились безалкогольные напитки, хлебобулочные изделия и мясо. Также в пределах 1-5% увеличилось потребление сладостей, табачных изделий, мясной гастрономии, алкоголя и молочки.

При этом почти на пятую часть сократилось потребление овощей и фруктов, упало также потребление непродовольственных товаров (-12%) и количество покупок бакалеи и рыбы (на 7-8%). Небольшое сокращение в потреблении сыров и слабоалкогольных напитков.

Если посмотреть на изменение средневзвешенной цены товаров, становится понятно падение спроса на овощи, которые подорожали на 81% за 10 месяцев 2023 года к аналогичному периоду 2021 года. Непродовольственные товары соответственно — на 56%. Также дорожали табачные изделия, слабоалкогольные и безалкогольные напитки. Однако в отличие от слабоалкогольных напитков, как видим, потребление табака не упало, а наоборот выросло на 4%. А безалкогольные напитки, несмотря на удорожание на 58%, как уже отмечалось, увеличили свою долю в корзине потребителя на 14%.

Если говорить о лидерах продаж в количественном выражении, то в топе потребления остаются молочные продукты. По сравнению с 2021 годом в 2023 структура потребления в категории молочных продуктов практически не изменилась. Но сейчас наблюдается переход на продукты длительного хранения. Уменьшилось потребление безлактозной продукции и всей традиционной кисломолочной группы - сметаны, кефира, ряженки и йогуртов. Чаще стали покупать сливки, молочные напитки (коктейли, молоко с наполнителями) и десерты (сырки и творожные пасты).